№ 2а-374/19
УИД 57RS0027-01-2019-000341-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2019 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Золотухина А.П.,
при секретаре Степеневой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Ивана Александровича к Военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Орловской области, Военному комиссариату Орловской области о признании незаконным решения и обязании выдать военный билет,
установил:
Лебедев И.А. обратился в Северный районный суд г. Орла с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла, призывной комиссии Орловской области, Военному комиссариату Орловской области о признании незаконным решения и обязании выдать военный билет, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Северного и Железнодорожного районов г. Орла было вынесено решение в отношении истца о снятии его с учета призывников, зачислении в запас по достижению 27 летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Северного и Железнодорожного районов г. Орла административному истцу была выдана справка взамен военного билета. Лебедев И.А. считает указанное решение незаконным, поскольку в распоряжении призывной комиссии отсутствовали материалы, подтверждающие наличие у него законных оснований для выдачи ему военного билета, а именно отсрочки от прохождения военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным, Лебедев И.А. просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ № о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета, а также обязать военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла Орловской области выдать ему военный билет.
В судебном заседании представитель административного истца Лебедева И.А. по доверенности Языкова О.А. доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила, что Лебедев И.А. постоянно проживал по месту регистрации и не уклонялся от призыва, однако, никаких повесток или иных уведомлений о необходимости явки в военкомат для прохождения военной службы он не получал.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла по доверенности Бодрова А.И. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемое истцом решение призывной комиссии полностью соответствует действующему законодательству. Согласно сведений военного комиссариата городов Можайск и Руза Можайского района Московской области Лебедев И.А. состоял на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ, но на призывные комиссии не являлся до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он был признан годным к военной службе, но не призван в связи с достижением возраста 27 лет. Отсрочка от призыва в указанный период ему не предоставлялась. По своему поведению Лебедев И.А. целенаправленно уклонялся от прохождения военной службы по призыву.
Представитель призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла военный комиссар Северного и Железнодорожного районов г. Орла Нестеров С.И. доводы представителя Бодровой А.И. поддержал. Считает, оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представитель военного комиссариата Орловской области по доверенности Сырцева О.А. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку у Лебедева И.А. отсутствовали законные основания для освобождения от прохождения военной службы.
Представитель призывной комиссии Орловской области, надлежаще извещенный в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по существу требований не представил.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата городов Можайск и Руза Московской области по доверенности Качан И. представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на воинский учет Объединенным военным комиссариатом Даниловского района Южного административного округа г. Москвы и ему было выдано Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лебедеву И.А. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы в связи с учебой в высшем учебном заведении.
ДД.ММ.ГГГГ Лебедев И.А. зарегистрировался по месту жительства по <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ он был принят на воинский учет по месту жительства в военном комиссариате городов Можайск и Руза Московской области.
В Удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении истцу отсрочки по основанию п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 5 «О воинской обязанности и военной службе» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство также подтверждается справкой военного комиссариата городов Можайск и Руза Московской области от 28.02.2014.
Однако, согласно ответу на запрос суда военного комиссариата городов Можайск и Руза Московской области от 18.04.2019, Лебедев И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на призывные комиссии не являлся. Отсрочка ему в указанный период не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Северного и Железнодорожного районов г. Орла вынесено оспариваемое истцом решение о снятии его с учета призывников, зачислении в запас по достижению 27 летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Северного и Железнодорожного районов г. Орла административному истцу выдана справка взамен военного билета.
Согласно ответу на запрос суда военного комиссариата городов Можайск и Руза Московской области от 16.05.2019, в учетной карте призывника Лебедева И.А. отсутствуют записи о прохождении медицинской призывной комиссии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К ответу также приложены копии повесток на имя Лебедева И.А. о явке в военкомат для призывных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ, в которых отсутствуют сведения о их вручении Лебедеву И.А. Каких либо иных сведений о проведении военным комиссариатом городов Можайск и Руза Московской области мероприятий, связанных с призывом Лебедева И.А. на военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ ответ не содержит.
Таким образом, суд считает установленным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по достижении истцом возраста 27 лет) мероприятия, связанные с призывом на военную службу Лебедева И.А. военным комиссариатом городов Можайск и Руза Московской области не проводились.
Доказательств совершения административным истцом действий, сопряженных с неисполнением обязанностей по воинскому учету, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что поскольку обязанность самостоятельно явиться в военкомат у Лебедева И.А. отсутствовала, то он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, в связи с чем, административные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Лебедева Ивана Александровича удовлетворить.
Решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Лебедева Ивана Александровича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета признать незаконным и отменить.
Обязать военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла Орловской области выдать Лебедеву Ивану Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ, военный билет.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено в срок до 22 мая 2019 года включительно.
Судья: Золотухин А.П.