дело № 2а-1-814/2019
12RS0016-01-2019-001176-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 03 октября 2019 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником Ерофеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску муниципального учреждения «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск») обратилось в суд административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее Управление ФССП России по Республике Марий Эл) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного в ходе исполнительного производства №-ИП. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о понуждении должника обеспечить финансирование в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» мероприятий по обеспечению наличия гладких, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражения грибком потолков и стен в кабинете музыки общеобразовательного учреждения в соответствии с требованием пункта 4.28 СанПин ДД.ММ.ГГГГ.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду невыполнения требований исполнительного документа в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Полагает, что исполнение в принудительном порядке судебного акта после возбуждения исполнительского производства требовала существенных временных затрат. В настоящее время ремонтные работы по обеспечению наличия гладких, без трещин, деформаций, признаков поражения грибком полов и стен в кабинете музыки в СОШ № проведены. После обращения истца в администрацию МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» денежные средства на проведение ремонтных работ выделены согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ. Взыскание с муниципального учреждения исполнительского сбора в полном объеме несоразмерно совершенному деянию ввиду имущественного положения должника, являющегося муниципальным казенным учреждением.
В суд административный истец МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Административные ответчики Управление ФССП России по Республике Марий Эл и судебный пристав-исполнитель Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федорова С.М. в суд не явились, представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» представителей в суд не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
На основании положений статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность обеспечить финансирование в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» мероприятий по обеспечению наличия гладких, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражения грибком потолков и стен в кабинете музыки общеобразовательного учреждения в соответствии с требованием пункта 4.28 СанПин ДД.ММ.ГГГГ.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Марий Эл во исполнение указанного решения суда на основании выданного Горномарийским районным судом Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа в отношении МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен 5-дневный срок.
Ввиду неисполнения в установленный срок решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ с МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, должнику-организации предъявлено требование исполнить названное решение суда и устранить указанные в нем нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, несмотря на финансовую зависимость административного истца от бюджетного финансирования, им своевременно предприняты меры по исполнению решения суда, а именно: по обращению МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от ДД.ММ.ГГГГ администрацией выделены денежные средства в размере 10100 рублей на проведение ремонтных работ в кабинете музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», что подтверждается товарным чеком на приобретение строительных материалов № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ ремонт в школе проведен, все нарушения устранены.
Ввиду поступившей от должника информации о выполнении им требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП в отношении МУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» окончено.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об исчерпывающем характере предпринятых административным истцом мер по исполнению судебного акта, а значит, об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Следовательно, исходя из приведенных выше положений закона и разъяснений Верховного Суда РФ, у суда имеются основания для освобожденияМУ «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░.