дело 2а-1136/2022
11RS0020-01-2022-0001823-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н. при секретаре судебного заседания Шубиной Е.А., с участием помощника прокурора Удорского района Паршукова П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 27 сентября 2022 года дело по исковому заявлению прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Буткан» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах,
установил:
прокурор, обратившись в суд с исковым заявлением, указал, что в результате проведенной проверки прокуратурой установлено, что администрацией СП «Буткан» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере противопожарной безопасности в лесах и населенных пунктах в связи с непринятием эффективных мер по обустройству минерализованных полос вокруг подверженных угрозе лесных пожаров населенных пунктов. Поскольку на территории Удорского района по состоянию на <Дата> зафиксировано свыше лесных пожаров, в том числе в непосредственной близости от с. Буткан, невыполнение администрацией МО СП «Буткан» обязанностей, возложенных на нее вышеуказанными нормами законодательства о пожарной безопасности, создает реальную угрозу безопасности людей в случае возникновения пожаров и возгораний на территории указанных населенных пунктов, а также в близлежащих лесных массивах, препятствует принятию своевременных мер, направленных на ликвидацию пожаров. В период пожароопасного сезона указанные нарушения могут привести к чрезвычайным ситуациям и жертвам среди жителей населенных пунктов МО СП «Буткан», а также иных граждан, повлечь причинение вреда здоровью и имуществу указанных лиц, лесному фонду. Просил суд обязать администрацию СП «Буткан» не позднее <Дата> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать вокруг с. Буткан противопожарную минерализированную полосу шириной не менее метров.
В судебном заседании участвующий прокурор требования и доводы поддержал, просил исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – в лице главы администрации МО СП «Буткан» Холоповой Н.Л., в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, полагала возможным удовлетворить исковое заявление.
Представитель третьего лица – Отделения надзорной деятельности Удорского района – Логинова Л.М. с доводами и исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме.
Третье лицо – администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила, мнение по иску не высказала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ч. 3, п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу требований ч. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, являетсярасходным обязательством муниципального образования.
Согласно положениям п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Регламент), первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 62 Регламента, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
По п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР), органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно абз. 7 п. 63 ППР, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Согласно ст. 53.1 ЛК РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
В части 2 ст. 23 ЛК РФ указано, что лесничества также создаются на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Таким образом, меры пожарной безопасности, предусмотренные ст. 53.1 ЛК РФ обязательны для исполнения в населенных пунктах, где имеются леса и иные лесные насаждения.
Как следует из материалов дела, администрация сельского поселения «Буткан » является органом местного самоуправления сельского поселения.
В ходе внеплановой выездной проверки проведенной <Дата> дознавателем ОНД Удорского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми по результатам которой в действиях администрации МО СП «Буткан» установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в частности, в нарушение абз. 7 п. 63 ППР, противопожарная минерализированная полоса вокруг с. Буткан не создана.
На основании установленных обстоятельств, и исследованных материалов дела, судом установлено, что администрацией СП «Буткан» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере противопожарной безопасности в лесах и населенных пунктах в связи с непринятием эффективных мер по обустройству минерализованных полос вокруг подверженного угрозе лесных пожаров населенного пункта, тем самым создается реальная угроза безопасности людей в случае возникновения пожаров и возгораний на территории указанного населенного пункта, а также в близлежащих лесных массивах, препятствует принятию своевременных мер, направленных на ликвидацию пожаров.
Доказательства об устранении данных нарушений правил пожарной безопасности ответчиком суду не представлено.
Оценив все доказательства по делу, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Буткан» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «Буткан» (<Номер>) не позднее 30 апреля 2023 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать вокруг села Буткан Удорского района Республики Коми противопожарную минерализированную полосу шириной не менее 10 метров.
Мотивированное решение по делу будет изготовлено 29 сентября 2022 года к 18 часам 00 минутам и будет направлено в адрес лиц, участвующих в деле, их представителей в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жданов
Мотивированное решение изготовлено к 18 часам 00 минутам 29 сентября 2022 года.