Решение по делу № 3а-1657/2019 от 15.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2019 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1657/2019 по административному исковому заявлению Акопяна Н.Т. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Акопян Н.Т. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, общей площадью 9 997 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.03.2019 года в размере 3 143 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Истец в силу закона обязан осуществлять уплату арендной платы за вышеуказанный земельный участок, расчет которой произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В отношении земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость, которая по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы.

В обоснование заявления Акопян Н.Т. ссылался на Отчет об оценке ООО «Консалтинговый центр «РЕГИОН», которым по состоянию на 22.03.2019 года определена рыночная стоимость земельного участка в размере 3 143 000 рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке. Просит требования удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности от 07.08.2019 года № Ющина О.В. в судебном заседании поддержала административные требования по изложенным выше основаниям.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о.Кинель Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв, в котором указал, что в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости объекта недвижимости, возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения по административному делу, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что арендатором земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, общей площадью 9 997 кв.м., адрес: <адрес>, является Акопян Н.Т. на основании договора аренды земельного участка от 23.07.2018 года № , что подтверждается договором аренды земельного участка от 23.07.2018 года № , выпиской из ЕГРН от 09.08.2019 года.

Размер арендной платы установлен исходя из кадастровой стоимости земельногоучастка.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 22.03.2019 года и составляет 11 951 713 рублей 41 копейка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 18.07.2019 года.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как арендатора земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения арендной платы за предоставленный земельный участок.

Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

К данному заявлению административный истец представил отчет об оценке ООО «РЕГИОН» от 06.08.2019 года № .

Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся спорный земельный участок, итоговая величина его рыночной стоимости составляет 3 143 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя Администрации г.о.Кинель Самарской области была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости.

Из заключения эксперта ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» от 10.10.2019 года № следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22.03.2019 года составляет 3 489 952 рубля 70 копеек.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации.

При оценке земельного участка, эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание его качественных и количественных характеристик, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований подвергать сомнению выводы эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, не заинтересован в исходе дела.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Отчетом об оценке ООО «РЕГИОН» не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным. Возражений относительно выводов судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Из разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом результатов судебной экспертизы.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является – 15.08.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Акопяна Н.Т. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, общей площадью 9 997 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.03.2019 года в размере 3 489 952 рубля 70 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Дата подачи административного иска в суд 15 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 октября 2019 года.

Председательствующий                     М.А.Панкова

3а-1657/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Акопян Н.Т.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация городского округа Кинель Самарская область
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
15.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
16.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2019[Адм.] Судебное заседание
13.09.2019[Адм.] Судебное заседание
02.11.2019Регистрация административного искового заявления
02.11.2019Передача материалов судье
02.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2019Судебное заседание
02.11.2019Судебное заседание
02.11.2019Производство по делу возобновлено
02.11.2019Судебное заседание
15.08.2019Регистрация административного искового заявления
15.08.2019Передача материалов судье
19.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2019Судебное заседание
28.08.2019Судебное заседание
17.10.2019Производство по делу возобновлено
17.10.2019Судебное заседание
20.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее