Решение по делу № 2а-653/2018 от 15.05.2018

Дело № 2а –653/2018

Решение

Именем Российской Федерации

13 июля 2018 Рі.                                 Рі. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Кулаковой О.Ш.,

при секретаре Певцовой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Вышневолоцкого района Тверской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, государственному инспектору Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н.о признании незаконным Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202 от 19 апреля 2018 г.,

установил:

Администрация Вышневолоцкого района Тверской области обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области государственному инспектору Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н. о признании незаконным Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202 от 19 апреля 2018 г. Просили признать незаконным Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202 от 19 апреля 2018 г., вынесенное государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н.

В обоснование административного иска указано, что 26 апреля 2018 года в адрес Администрации Вышневолоцкого района из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (далее - Управление) поступило письмо и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 02-62/2202 от 19.04.2018 года, в указанном письме содержался запрос о предоставлении в адрес Управления правового акта о закреплении на территории муниципального района земельных участков под складирование снега, а в случае его отсутствия - о предоставлении письменной информации по организации деятельности по уборке снега и местах его размещения.

10 мая 2018 года на данное письмо и предостережение Администрация Вышневолоцкого района направила в адрес Управления ответ следующего содержания: на основании п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами отнесены к вопросам местного значения городского и сельского поселений и не относятся к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с требованиями ст. 15 упомянутого Федерального закона. В связи с этим органами местного самоуправления Вышневолоцкого района не может быть издан правовой акт о закреплении на территории муниципального района земельных участков под складирование снега, а также не может быть предоставлена информация по организации деятельности по уборке снега и местах его размещения.

Считают, что указанное предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 02-62/2202 от 19.04.2018 года является незаконным и должно быть признано таковым в судебном порядке.

Согласно п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами отнесены к вопросам местного значения городского и сельского поселений и не относятся к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с требованиями ст. 15 упомянутого Федерального закона.

Требования п. 10 ч. 2 ст. 45.1 упомянутого Федерального закона, предусматривающие, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период, неразрывно связаны с вопросами местного значения и с разграничением полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В отрыве от разграничения полномочий по решению вопросов местного значения требования ст. 45.1 упомянутого Федерального закона применяться не могут.

Кроме того, обращают внимание суда, что в указанном предостережении, должностное лицо (государственный инспектор) Е.Н. Ширяева в срок до 18.06.2018 года требует фактического исполнения Администрацией Вышневолоцкого района работ, а именно: проведения мероприятий по исключению возможности попадания в результате таяния в почву и водные объекты противогололедных реагентов, горюче-смазочных материалов, отходов от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов; обеспечить соответствие мест складирования снега требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Указанные требования являются не только незаконными (по причинам, изложенным выше), но и недопустимыми исходя из содержания документа (государственным инспектором выдано предостережение, а не предписание), а также являются неисполнимыми в летний период.

Исходя из положений частей 5 и 6 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований должны содержаться указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, информация о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица могут привести или приводят к нарушению этих требований, и предложения юридическому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора). При этом в законе не предусмотрена возможность возложения на юридическое лицо посредством вынесения предостережения обязанности по выполнению каких-либо работ.

Административный ответчик Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РїРѕ Тверской области представило письменный отзыв РЅР° административный РёСЃРє, согласно которому СЃ доводами Администрации Управление РЅРµ согласно, считает РёС… необоснованными Рё РЅРµ подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.    Р’ соответствии СЃ поручением Руководителя Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РѕС‚ 06.04.2018Рі. в„–РђРЎ-03-03-36/6795, РІ целях пресечения нарушений законодательства РІ области охраны окружающей среды, Управлению поручено направить РІ органы местного самоуправления предостережения Рѕ недопустимости нарушения обязательных требований.

Поручением также предписывалось провести разъяснительную работу с органами местного самоуправления, с целью недопущения загрязнения окружающей среды загрязненными снежными массами. С целью исполнения поручения Руководителя Росприроднадзора в органы местного самоуправления Тверской области направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Стоит отметить, что правовой смысл данных предостережений следует трактовать как обязательство по сохранению благоприятной окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации. Данное предостережение является необходимой мерой исполнения ст. 42 Конституции Российской Федерации и не предполагает, в случае неисполнения, каких-либо правовых последствий. Данную позицию приняли главы Калязинского, Краснохолмского, Бежецкого, Зубцовского, Бельского, Жарковского, Западнодвинского, Торопецкого районов Тверской области и предоставили информацию о наличия мест складирования снега, копии правовых документов об утверждении мест под складирование снега.

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляю: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федеравд федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии сч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Пунктом 35 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципальные районы возложено обязательство осуществления муниципального земельного контроля. Пунктом 4.1.2. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 августа 2016 г. № 509, на Управление возложен государственный земельный надзор.

Таким образом, правовая основа предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 02-62/2202 от 19.04.2018г. заключается в предотвращении негативного воздействия на окружающую среду, исполнении законных прав граждан на благоприятную окружающую среду, возложенных как на органы местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти Российской Федерации и носит рекомендательный характер.

Р’ силу положений СЃС‚. 34 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гражданами, индивидуальными предпринимателями Рё юридическими лицами должны предусматриваться мероприятия РїРѕ охране окружающей среды, восстановлению РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды, рациональному использованию Рё воспроизводству природных ресурсов, РїРѕ обеспечению экологической безопасности.    

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Заявленные требования Администрации не основаны на нормах права и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, полагают, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, установленный ч. 4 ст. 219 КАС РФ. Просили отказать в удовлетворении заявленного административного иска.

Из возражений от 05 июня 2018 года административного истца Администрации Вышневолоцкого района Тверской области следует, что Администрация Вышневолоцкого района изучив возражения Управления Росприроднадзора по Тверской области от 25.05.2018 за исх. № 02-29/3091, считает их необоснованными по следующим основаниям. Администрация Вышневолоцкого района не согласна с доводами Управления Росприроднадзора по Тверской области о том, что на муниципальные районы возложено обязательство осуществления муниципального земельного контроля.

Согласно требованиям п.35 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района в том числе относится осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Обращают внимание суда, что на территории Вышневолоцкого района Тверской области межселенные территории отсутствуют. Данное обстоятельство подтверждается схемой границ поселений Вышневолоцкого района, утв. приложением № 2 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 22-30 «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», и наделении их статусом городского, сельского поселения». При наличии межселенных территорий на территории Вышневолоцкого района, они бы обозначались отдельными значками на схеме границ поселений Вышневолоцкого района.

Определением Вышневолоцкого городского суда от 14 июня 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена должностное лицо, вынесшее предупреждение - государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяева Е.Н.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Вышневолоцкого района Кулакова О.Ш. административный иск поддержала, представила письменные пояснения по делу, согласно которым согласно п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 26.12.2017 № 292, передано органам местного самоуправления сельских (городского) поселений Вышневолоцкого района Тверской области исполнение части полномочий по решению вопроса местного значения муниципального образования Вышневолоцкий район Тверской области: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в части содержаниях автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (далее - автомобильные дороги), а именно: осуществление комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог (включая текущий ремонт); оценка технического состояния автомобильных дорог; организация и обеспечение безопасности дорожного движения.

Полномочия, указанные в пункте 1 настоящего решения, переданы на срок с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года включительно. В совокупности в рамках переданных полномочий органам местного самоуправления сельских (городского) поселений Вышневолоцкого района (пп.1-3 решения) переданы 159 635 п.м. автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Указанное решение вступило в силу с 01.01.2018 г., опубликовано в газете «Муниципальный вестник. Вышневолоцкий район» № 30 (479) 27.12.2017 года и размещено на официальном сайте муниципального образования «Вышневолоцкий район» в сети «Интернет».

Из возражения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области от 25.05.2018 г. исх. № 02- 29/3091 усматривается, Управление Росприроднадзора по Тверской области признает факт, что оспариваемое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований носит рекомендательный характер.

Исходя из положений частей 5 и 6 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что в законе не предусмотрена возможность возложения на юридическое лицо посредством вынесения предостережения обязанности по выполнению каких-либо работ. Однако, в указанном предостережении от 19.04.2018 г., должностное лицо (государственный инспектор) Е.Н. Ширяева в срок до 18.06.2018 года требует фактического исполнения Администрацией Вышневолоцкого района работ, а именно: проведения мероприятий по исключению возможности попадания в результате таяния в почву и водные объекты противогололедных реагентов, горюче-смазочных материалов, отходов от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов; обеспечить соответствие мест складирования снега требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Указанные требования являются не только незаконными (по причинам, изложенным в административном исковом заявлении), но и недопустимыми исходя из содержания документа (государственным инспектором выдано предостережение, а не предписание), а также являются неисполнимыми в летний период.

Считают, что в предостережении должно содержаться требование о необходимости воздержаться от совершения определенных действий. При этом в предостережении не может содержаться требование о проведении, каких - либо работ, поскольку это не допускается законом и не соответствует самой сути данного документа.

Согласно требованиям п.35 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится - осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Обращают внимание суда, что на территории Вышневолоцкого района Тверской области межселенные территории отсутствуют (приложением № 2 к закону Тверской области от 28.02.2005 № 22-30 «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», и наделении их статусом городского, сельского поселения»).

Исходя из анализа ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, утв. постановлением Правительства Тверской области от 14.07.2015 № 321-пп следует, что целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель на территории Тверской области. Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Тверской области, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность. Таким образом, в рамках земельного контроля осуществляется проведение проверок, но не выполнение работ.

Административные ответчики Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области и государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяева Е.Н. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседании извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Часть 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из представленных материалов дела усматривается, что согласно поручению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06 апреля 2018 года в связи с тем, что зимний период 2017-2018 годов отмечен обильным количеством снеговых осадков на территории Российской Федерации, а также в связи с повышенным вниманием общественности и средств массовой информации к проблематике складирования загрязненных снежных масс в местах, не предназначенных для указанных целей, в целях пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды территориальным органам поручено, в том числе направить в органы местного самоуправления, региональные органы управления жилищно-коммунальным хозяйством предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

19 апреля 2018 года в адрес Главы Вышневолоцкого района Тверской области государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н. вынесено Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202, согласно которому Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены правила благоустройства территории муниципального образования, в число которых входит уборка территории муниципального образования, в том числе в зимний период (п. 10 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ).

В связи с этим обращают внимание, что снежные массы, собираемые и вывозимые с территорий населенных пунктов при уборке проезжей части, как правило, содержат в своем составе твердые остатки различного происхождения и вредные химические вещества, наличие которых вызвано применяемыми при обработке улиц противогололедными реагентами, и в результате работы автотранспорта и специализированной техники.

В процессе таяния вывозимых с городских территорий снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Так, в случае отсутствия надлежащей гидроизоляции дна площадок для складирования снега, образовавшаяся талая вода попадает в почву, что вызывает порчу почв, а также опасность загрязнения грунтовых вод. В случае нахождения площадок для складирования образованных при уборке проезжей части загрязнённых снежных масс в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, талая вода с растворенными в ней загрязняющими веществами естественным образом попадает в поверхностные водные объекты.

Органы местного самоуправления в полномочия которых входит организация уборки территорий от снега, а также являясь правообладателями земельных участков, входящих в состав муниципального образования, в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации вправе осуществлять права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством, в том числе определять места складирования снежных масс от уборки территорий муниципального образования в зимний период.

В связи с этим при осуществлении деятельности по сбору загрязненных масс и складирования их на территории муниципальных образований необходимо учитывать следующее.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Также, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно, п. 1, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Также, указанные объекты необходимо размещать на территориях, не подлежащих специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ).

При этом, в процессе снеготаяния остаточные вещества в виде противогололедных реагентов, горюче-смазочные материалы, отходы от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов, образуют «отход от зимней уборки улиц», что ведет к необходимости соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998-№ 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления», а также требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Кроме того, напоминают, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Несоблюдение указанных требований способно привести к значительному ущербу компонентам окружающей среды, подлежащего возмещению.

На основании ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований: п. 1, п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.; ст. 7, п. 5, п. 7 ст. 12, ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1989 г., пп. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации; ч. 1, 6 ст. 56, п. 2, п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации: провести мероприятия по исключению возможности попадания в результате таяния в почву и водные объекты противогололедных реагентов, горюче¬смазочных материалов, отходов от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов; обеспечить соответствие мест складирования снега требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Направить в Управление Росприроднадзора по Тверской области уведомление об исполнении предостережения в срок до 18.06.2018г.

В соответствии с ч.ч.5,6,7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166, в предостережении указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;

б) дата и номер предостережения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;

д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;

и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

В соответствии с п.5 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166, предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Оценивая Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202 от 19 апреля 2018 г., вынесенное государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н. на соответствие закону, суд приходит к выводу, что предостережение вынесено надлежащим должностным лицом в пределах компетенции, в установленном порядке, соответствует требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилам составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166. Основание для вынесения предупреждения, такое как предотвращение вреда окружающей среде, в результате таяния загрязненных снежных масс, суд признает обоснованным. Решение вопроса о месте складирования загрязненных снежных масс в зимний период, вопреки доводам административного истца возможно в летний период. Срок, указанный для исполнения предостережения суд признает как достаточный для юридического лица. В предостережении не возлагается обязанность на юридическое лицо совершить какие-либо работы, данный довод стороны административного истца отвергается судом как надуманный. Таким образом, суд приходит к выводу, что предостережение составлено и направлено без нарушения закона.

Оценивая Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202 от 19 апреля 2018 г., вынесенное государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н. на предмет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца суд приходит к следующему.

Администрация Вышневолоцкого района Тверской области в ответ на внесенное на предостережение, воспользовалась правом, закреплённым в п.7 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166, направила 10 мая 2018 года возражение на предостережение, в котором указано, что на основании п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами отнесены к вопросам местного значения городского и сельского поселений и не относятся к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с требованиями ст. 15 упомянутого Федерального закона. В связи с этим органами местного самоуправления Вышневолоцкого района не может быть издан правовой акт о закреплении на территории муниципального района земельных участков под складирование снега, а также не может быть предоставлена информация по организации деятельности по уборке снега и местах его размещения.

Оценивая позицию Администрации Вышневолоцкого района Тверской области о том, что поскольку вопросы уборки и складирования снежных масс относятся к вопросам благоустройства, т.е. к вопросам местного значения городских и сельских поселений, и не относятся к вопросам местного значения муниципального района, межселенные территории в границах муниципального района отсутствуют, содержание дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района на основании решения Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 26.12.2017 № 292, передано органам местного самоуправления сельских (городского) поселений Вышневолоцкого района, в связи с чем Администрация Вышневолоцкого района Тверской области не имеет отношения к мероприятиям природоохранного характера в границах муниципального района, и не несет ответственность за охрану окружающей среды на территории Вышневолоцкого района Тверской области, суд с данной позицией не соглашается.

В соответствии с п.13 ст.8 Устава муниципального образования Вышневолоцкий район Тверской области, к вопросам местного значения Вышневолоцкого района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. К таким мероприятиям межпоселенческого характера по охране окружающей среды как раз и относится организация площадок для складирования загрязненных снежных масс.

Решением Собрания депутатов Вышневолоцкого района от 26.12.2017 № 292, органам местного самоуправления сельских (городского) поселений Вышневолоцкого района Тверской области передано исполнение части полномочий по решению вопроса местного значения муниципального образования Вышневолоцкий район Тверской области: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Анализируя переданные полномочия, суд не усматривает передачи полномочий в части выполнения мероприятий в области охраны окружающей среды. Суду не представлены доказательства того, что муниципальное образование Вышневолоцкий район передало, а сельские и городское поселения Вышневолоцкого района Тверской области приняли на себя обязанности по организации в области охраны окружающей среды и будут выполнять мероприятия связанные с расчисткой дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и складированием загрязненных снежных масс без ущерба окружающей среде.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что спорное предостережение вынесено в адрес Администрации Вышневолоцкого района Тверской области законно и обоснованно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Администрации Вышневолоцкого района Тверской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области и государственному инспектору Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяевой Е.Н. о признании незаконным Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований №02-62/2202 от 19 апреля 2018 г., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (18 июля 2018 года).

Председательствующий              Р .Р®. Некрасов

2а-653/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Вышневолоцкого района
Ответчики
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области
Государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области Ширяева Е.Н.
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Некрасов Р.Ю.
Дело на странице суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
15.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2018[Адм.] Судебное заседание
14.06.2018[Адм.] Судебное заседание
27.06.2018[Адм.] Судебное заседание
09.07.2018[Адм.] Судебное заседание
13.07.2018[Адм.] Судебное заседание
18.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2018[Адм.] Дело оформлено
16.11.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее