№ 2а-156/2019, 24а-7/2019, 24а-2/2020
Дело № 33а-1054/2020 ч.ж.
Судья Нечаев С.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 25 марта 2020 года
Тамбовский областной суд в составе судьи Тамбовского областного суда Курохтина Ю.А.,
рассмотрел без проведения судебного заседания частное представление помощника прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Некрасовой О.В. на определение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 15 января 2020 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2019 года, вступившим в законную силу 2 сентября 2019 года, по делу № 2а-156/2019 административные исковые требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области к МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева» Ржаксинского района Тамбовской области и администрации Ржаксинского района Тамбовской области об обеспечении охраны объектов (территорий) МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им, Г.А. Пономарева» (р.п. Ржакса) и филиала учреждения в с. Каменка удовлетворены. Администрация Ржаксинского района Тамбовской области и МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» обязывались судом организовать охрану указанных объектов в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
2 декабря 2019 года администрация Ржаксинского района Тамбовской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2019 года.
Определением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 15 января 2020 года заявление администрации Ржаксинского Тамбовской области удовлетворено частично. Администрации Ржаксинского района Тамбовской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2020.
В частном представлении помощник прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Некрасова О.В. просит названное определение суда от 15 января 2020 года отменить, считая его незаконным.
Указывает, что в ходе рассмотрения дела по существу заявленных требований ответчиками административные исковые требования прокурора в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу были признаны в полном объеме, добровольно, последствия признания административного иска, были разъяснены и понятны. Данное решение не обжаловалось, в том числе и в части срока исполнения, вступило в законную силу.
Директор МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» Рязанова Т.В. в судебном заседании при рассмотрении дела о предоставлении отсрочки согласилась с тем, что охрана необходима образовательным учреждениям.
При предоставлении отсрочки, суд в определении указал, что из представленных администрацией Ржаксинского района документов, следует, что административными ответчиками выполнялись необходимые действия для своевременного исполнения решения суда, но принятие Правительством РФ новых нормативных актов потребовало проведения новых мероприятий для организации охраны общеобразовательного учреждения, требующих дополнительных затрат и времени. Однако, автор жалобы полагает, что в данном случае, вступление в силу Постановления РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) не оказало какого-либо влияния на исполнение решения суда, так как присвоенная вновь категория опасности школам не противоречит решению суда, а также предусматривает обязательное обеспечение сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны данных образовательных учреждений, что в судебном заседании подтвердила представитель администрации Ржаксинского района.
В данном случае категория опасности присваивается основываясь на количестве учеников и преподавательского состава, находящихся в образовательном учреждении, которые достоверно известны, в связи с чем, для директора школы и администрации района было очевидно, что, несмотря на вступление в силу нового Постановления, образовательное учреждение должно быть обеспечено сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны в целях обеспечения прав детей на охрану их жизни и здоровья, что первостепенно.
Кроме того, по результатам изучения материалов дела, очевидно, что действия для своевременного исполнения решения суда администрацией Ржаксинского района не предпринимались.
Ходатайства о выделении денежных средств для исполнения решения суда администрацией Ржаксинского района в Управление образования и науки Тамбовской области и администрацию Тамбовской области направлены лишь 26.11.2019 и 29.11.2019, то есть перед направлением заявления в суд о предоставлении отсрочки - 02.12.2019. Каких-либо сведений о выделении денежных средств из бюджета администрации Тамбовской области в суд не предоставлено.
В период срока исполнения судебного решения администрацией Ржаксинского района изменения в бюджет района, с целью финансирования мероприятий, направленных на исполнение решения суда, не вносились.
Кроме того, требования законодательства в части обеспечения охраной образовательных учреждений были известны администрации Ржаксинского района и МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» задолго до направления административного искового заявления в суд.
Обращение прокуратуры в суд являлось крайней мерой, в связи с неудовлетворением данных требований, изложенных в представлениях прокурора района, направленных директору МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» и главе администрации Ржаксинского района, как учредителю, о чем в суд предоставлялись подтверждающие документы, но при предоставлении отсрочки им оценка дана не была.
Кроме того, на 2018, 2019, 2020 годы, денежные средства в бюджет администрации Ржаксинского района на обеспечение охраны образовательных учреждений не закладывались и не выделялись.
Таким образом, предоставление отсрочки в данной ситуации не соответствует принципу исполнения судебного решения в разумный срок, а непринятие своевременных мер к устранению выявленных нарушений антитеррористической защищенности в сфере осуществления образовательной деятельности создает угрозу жизни и здоровью детей, обучающихся в школах, а также преподавательскому составу образовательных учреждений.
В возражениях на частное представление прокурора глава администрации Ржаксинского района Тамбовской области Козадаев Н.В. просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, частное представление прокурора – без удовлетворения.
В силу части 2.1. статьи 315 КАС РФ, введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, частная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы частной жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено следующее.
По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов следует, и это правильно установлено судом первой инстанции, решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 29 июля 2019 года на администрацию Ржаксинского района Тамбовской области и МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» возложена обязанность обеспечить охрану МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» и филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарева» в с. Каменка Ржаксинского района Тамбовской области в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 2 сентября 2019 года.
Администрация Ржаксинского района Тамбовской области 2 декабря 2019 года обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до 1 декабря 2021 года.
Судом первой инстанции установлено, что данное решение в установленный срок не исполнено, меры, направленные на исполнение решения суда, администрацией Ржаксинского района Тамбовской области принимались.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006, вступившим в силу с 17 августа 2019г., утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а так же и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Вышеназванные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Такими мероприятиями, в частности, являются обследование и категорирование объекта (территории), организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел России, составление паспорта безопасности объекта (территории) и его согласование с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При вынесении решения судом и установлении трехмесячного срока исполнения данного судебного решения, приведенный нормативный правовой акт и, соответственно, необходимость проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, не учитывалось.
Оценив доводы обеих сторон, и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно с учетом особенностей сложившейся ситуации, пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда.
Вместе с тем, определяя срок предоставленной отсрочки до 1 июня 2020 года, судом обоснованно учтен временной промежуток, достаточный для исполнения судебного решения. Приведенные выводы суда доводами частного представления не опровергаются.
Выводы суда последовательны, согласуются между собой и не противоречат друг другу, объективно не опровергнуты ни одним доказательством.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 315 – 317 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 15 января 2020 года оставить без изменения, частное представление помощника прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Некрасовой О.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Ю.А. Курохтин