Решение по делу № 8Г-24609/2023 [88-29441/2023] от 24.07.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-29441/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-2736/2022

УИД№ 91RS0002-01-2020-009048-29

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                         26 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Е.В.,

судей Богатых О.П., Дурневой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить действия,

по кассационной жалобе ГУП РК «Вода Крыма» на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 19 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании ГУП РК «Вода Крыма» выполнить в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу мероприятия по определению наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями, утвержденными приказом Минрегиона России от 29 февраля 2011 года № 627 по многоквартирным домам, находящимся в зоне обслуживания Керченского филиала ГУП РК «Вода Крыма» по указанным адресам, в количестве 1357 домов; обязать ГУП РК «Вода Крыма» выполнить в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу мероприятия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания Керченского филиала ГУП РК «Вода Крыма», в которых установлено наличие технической возможности установки таких приборов.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 2 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований заместителю прокурора г. Керчи отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2022 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 2 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года, иск заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ГУП РК «Вода Крыма» о понуждении совершить определенные действия удовлетворен частично.

На ГУП РК «Вода Крыма» возложена обязанность выполнить в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу мероприятия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания Керченского филиала ГУП РК «Вода Крыма», в которых установлено наличие технической возможности установки таких приборов по указанным в заявлении об уточнении исковых требований адресам.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности, просит принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Заявитель считает, что все многоквартирные дома, указанные в резолютивной части оспариваемых судебных актов, включены в планы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и (или) планы работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, соответственно, обязанность по установке общедомовых приборов учета исключена на основании предложения 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении). Так, указанные мероприятия уже заложены в капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания Керченского филиала ГУП РК «Вода Крыма».

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебное заседание стороны не явились.

От ГУП РК «Вода Крыма» в суд кассационной инстанции поступило ходатайство об отложении судебного заседания по тем основаниям, что представитель заявителя принимает участие в рассмотрении иных дел, назначенных на это же время.

Рассмотрев данное ходатайство, выслушав мнение прокурора Шаповаловой О.Ю., полагавшей ходатайство не подлежащим удовлетворению, суд кассационной инстанции в удовлетворении ходатайства отказал, поскольку обстоятельства, на которые сослался заявитель, об уважительности причин неявки заявителя в судебное заседание, не свидетельствуют.

Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает препятствий к рассмотрению кассационной жалобы в отсутствие не явившихся на судебное заседание участвующих в деле лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуроратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.

Как установили суды, прокуратурой г. Керчи проведена проверка и выявлено, что в зоне обслуживания Керченского филиала ГУП РК «Вода Крыма» находится 153 многоквартирных дома, которые не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды и в которых имеется техническая возможность установки таких приборов.

22 июня 2020 года прокуратурой г. Керчи в адрес ГУП РК «Вода Крыма» внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого ресурсоснабжающая организация письмом от 30 июля 2020 года согласилась с требованиями прокурора, при этом указав об отсутствии у предприятия возможности выполнить требования закона об установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемой воды по причине отсутствия источника финансирования затрат на указанные цели.

ГУП РК «Вода Крыма» является ресурсоснабжающей организацией и поставляет комунальный ресурс (холодную воду) в многоквартирные дома.

Также установлено, что в ряде адресов, заявленных прокурором в исковом заявлении, отсутствует техническая возможность установки индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета (т. 8, л. д. 1-153).

Полагая, что отсутствие в указанных домах коллективных (общедомовых) приборов учета используемой воды нарушает права неопределенного круга лиц, так как плата начисляется по нормативу, а не по фактическому потреблению, прокуратура обратилась в суд с иском.

Принимая во внимание положения статей 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статей 5, 9, 12, 13 Закона об энергосбережении, пунктов 11, 16, 28, 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), а также установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции принял решение о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Керчи, возложив на ГУП РК «Вода Крыма» обязанности выполнить в течение 24 месяцв со дня вступления решения суда в законную силу мероприятия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания Керченского филиала ГУП РК «Вода Крыма», в которых установлено наличие технической возможности установки таких приборов по указанным адресам в г. Керчи Республики Крым.

Сопряженность деятельности по производству и передаче коммунальных ресурсов с негативным воздействием на окружающую среду предопределяет необходимость принятия публичной властью, несущей наряду с субъектами хозяйственной деятельности конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П), мер, направленных на предупреждение и минимизацию экологических рисков в жилищно-коммунальной сфере, включая меры по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов.

Такие меры предусмотрены Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р), которая называет в числе приоритетов государственной политики в этой сфере развитие интеллектуальных систем комплексного, дистанционного учета коммунальных энергоресурсов за счет поэтапного изменения требований к приборам учета, актуализацию нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, а среди первостепенных задач - совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, включая меры, направленные на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), а также введение ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям. Успешная реализация этих задач требует комплексного и последовательного закрепления в нормативном правовом регулировании положений, обеспечивающих эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, что не исключает возложения на участников хозяйственной деятельности и потребителей коммунальных ресурсов дополнительных обязанностей и установления отвечающих требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничений их прав. Соответственно, нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами - исходя из необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, сохранения природы и окружающей среды - должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса (коммунальной услуги) и взимаемой за него платы.

В статье 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил № 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034, коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.

Оценив представленные по делу доказательства, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что именно на ресурсоснабжающую организацию Законом об энергосбережении возложена обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета (то есть их установке и вводу в эксплуатацию), и если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, то последняя обязана компенсировать понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы на установку общедомовых приборов учета.

Аргуменит заявителя о том, что перечисленные в судебном акте мнрогоквартирные дома подлежат капитальному ремонту и, следовательно, на них в силу предложения 5 части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, не распространяются требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов, отклоняется

Исходя из информации, предоставленной некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» от 6 апреля 2023 года, данные дома включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах до дня вступления в силу Закона об энергосбережении, в связи с чем с учетом статьи 1 Федерального закона от 14 апреля 2023 года № 133-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» действие положений части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении (в редакции даного Федерального закона) распространяется на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (статья 2 названного Закона № 133-ФЗ от 14 апреля 2023 года).

Выводы судов основаны на исследованных доказательствах, представленных сторонами, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для отмены апелляционного определения не имеется.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Киевского районного суда г. Симферополя от 19 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП РК «Вода Крыма» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-24609/2023 [88-29441/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Керчи
Ответчики
ГУП РК "Вода Крыма"
Другие
Антюфеев Игорь Олегович
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
26.09.2023Судебное заседание
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее