Решение по делу № 2а-721/2022 от 11.05.2022

Дело № 2а-721/2021       *

33RS0015-01-2022-001140-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 года       адрес

       

Петушинский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи      Язева И.В.,

при секретаре судебного заседания      Фоменко К.А.

с участием:

- от административного истца - помощника прокурора адрес Карабинской М.Б.;

- представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Владимир» - Ершовой О.В.;

- представителя заинтересованного лица МУП «адрес» Масленникова Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора адрес в интересах Шаховой С. С., Шахова И. С., Шаховой Н. С., Шаховой Е. С., Шаховой Е. С., Шахова А. С., Шахова Н. С. к администрации адрес об обязании обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой,

У С Т А Н О В И Л:

адрес в интересах Шаховой С. С., Шахова И. С., Шаховой Н. С., Шаховой Е. С., Шаховой Е. С., Шахова А. С., Шахова Н. С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации адрес, в котором просил обязать администрацию обеспечить земельный участок с кадастровым номером: , по адрес инженерной инфраструктурой (газо- и водоснабжением, водоотведением).

В обоснование требований указано, что прокуратурой района по обращению Шаховой С.С. проведена проверка соблюдения законодательства при реализации мероприятий по предоставлению бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе по обеспечению участков инженерной и транспортной инфраструктурой, по результатам которой установлено отсутствие инженерной инфраструктуры (газо- и водоснабжения, водоотведения) на границе их земельного участка.

Помощник прокурора адрес в судебном заседании поддержала требования в полном объеме, дополнительно пояснила, что спорный земельный участок должен быть обеспечен возможностью подключения к сетям подачи газа, воды, обеспечен водоотведением на границе земельного участка.

Административный истец Шахова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена о его времени и месте надлежащим образом, ранее исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации адрес в судебное заседание не явился, суду направлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее представитель ответчика иск не признала, пояснила суду, что земельный участок обеспечен возможностью подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, поскольку магистральные трубопроводы находятся в пределах досягаемости, семья Шаховых получала технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, реализовывать данные технические условия администрация полномочий и средств не имеет. Аналогичная ситуация существует с обеспеченностью земельного участка газоснабжением, поскольку газопровод проходит непосредственно в черте спорного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Владимир» Ершова О.В. в судебном заседании пояснила, что возможность подключения газа у истцов имеется от проходящего по земельному участку газопроводу низкого давления, который эксплуатируется и является действующим.

Представитель заинтересованного лица МУП «адрес» пояснил суду, что проведение к земельному участку истцов сетей водопровода и водоотведения возможно, для этих целей уже сформированы технические условия, общая протяженность необходимых сетей составляет 40-45 м. Проведение сетей водоотведения осуществляется, как правило, при наличии объекта недвижимости на земельном участке.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

Во исполнение указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», одним из целевых показателей которого является строительство инфраструктуры к земельным участкам для многодетных семей.

В силу п.4, п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.

В соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.

Кроме того, постановлением Губернатора Владимирской области от 13.03.2013 г. № 267 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области».

Согласно Дорожной карте, происходит ежегодное распределение из бюджета Владимирской области субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой указанных земельных участков по заявкам, поданным органами местного самоуправления в срок ежегодно до 01 августа года, предшествующего планируемому, предполагает обязательное представление органом местного самоуправления разработанной проектно-сметной документации и заключений проведенных экспертиз.

Как следует из материалов дела в соответствии с постановлением администрации адрес от дата многодетной семье Шаховых в составе Шаховой С.С., Шахова С.А., Шаховой Е.С., Шаховой Е.С., Шаховой Н.С., Шахова И.С., Шахова Н.С., Шахова А.С. (по 1/8 доли каждому) предоставлен земельный участок, площадью * кв. м, с кадастровым номером 33:13:010:203:87, расположенный по адресу: адрес (л.д. 10).

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за указанными лицами в установленном законом порядке.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен ст. 17 названного выше Федерального закона.

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Оценивая требования иска об обязании административного ответчика обеспечить названный земельный участок инженерной инфраструктурой в целях организации централизованного водоснабжения и водоотведения, суд полагает их подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что земельный участок истцов не обеспечен возможностью подключения к централизованным сетям предоставления данных коммунальных ресурсов, при этом техническая возможность для этого имеется, что подтверждается техническими условиями (л.д. 57, 58).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года N 25160-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Понятие "оснащение" необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Иное толкование понятия "оснащения" необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.

Таким образом, в данном случае объем обязанностей органов местного самоуправления в данной сфере следует трактовать расширительно, в целях надлежащей реализации защиты названной категории граждан - членов многодетных семей.

Следовательно, надлежащим исполнением требований об обеспечении спорного земельного участка инженерной инфраструктурой (водоснабжение и водоотведение) будет организация силами администрации для семьи Шаховых возможности подключения к данным ресурсам непосредственно на границе предоставленного им земельного участка.

Также суд учитывает, что многодетная семья Шаховых, в случае самостоятельной реализации технических условий, вынуждена будет осуществлять организацию и оплату прокладки трубопровода протяженностью 40-45 м.

Суд отклоняет доводы ответчика о том, что администрация не может выступать стороной договоров на предоставление названных коммунальных услуг, поскольку подобного искового требования не заявлено, сведений о том, что истцы не желают принимать на себя права и обязанности по подобным договорам, не имеется.

Оценивая социальную значимость выполнения данных работ, учитывая порядок распределения финансирования, предусмотренный для органов местного самоуправления, суд полагает необходимым установить срок выполнения заявленных требований - 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Оценивая требования иска об обязании административного ответчика обеспечить названный земельный участок инженерной инфраструктурой в целях организации централизованного газоснабжения, суд полагает их подлежащими отклонению.

Абзацем вторым пункта 26(22) постановления Правительства N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" предусмотрено осуществление подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.

В судебном заседании установлено, что техническая возможность подключения (технического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства с максимальным часовым расходом природного газа до 7 м3/час, который будет располагаться на земельном участке с кадастровым номером , площадью * кв.м, по адресу: адрес, имеется от бесхозяйного наземного стального газопровода низкого давления диаметром 89 мм, расположенного в границах земельного участка (л.д. 70, 71). Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Владимир» в судебном заседании пояснила, что данный газопровод является действующим, контроль за ним, по мере необходимости, осуществляется силами АО.

В судебном заседании установлено, что какого-либо завершенного строительством капитального объекта недвижимости на спорном земельном участке в настоящее время не существует.

Таким образом, оснований возложения на администрацию адрес обязанности по осуществлению деятельности по подключению к сетям централизованного газоснабжения предполагаемого к строительству объекта недвижимости, непосредственно в границах земельного участка, кадастровый номер , не имеется, поскольку такая возможность имеется и может быть реализована по мере возникновения у семьи Шаховых необходимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора адрес в интересах Шаховой С. С., Шахова И. С., Шаховой Н. С., Шаховой Е. С., Шаховой Е. С., Шахова А. С., Шахова Н. С. к администрации адрес об обязании обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой, удовлетворить частично.

Обязать администрацию адрес обеспечить земельный участок с кадастровым номером , по адрес инженерной инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением) на границе земельного участка, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено подпись дата

Судья Петушинского районного суда подпись *в

2а-721/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахова Елизавета Сергеевна
Шахова Светлана Сергеевна
Шахов Иван Сергеевич
Шахов Александр Сергеевич
Шахов Николай Сергеевич
Шахова Елена Сергеевна
прокурор Петушинского района Владимирской области
Шахова Нина Сергеевна
Ответчики
Администрация города Петушки
Другие
МУП «Водоканал Петушинского района»
АО «Газпром Газораспределение Владимир»
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Язев Иван Викторович
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация административного искового заявления
11.05.2022Передача материалов судье
13.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
10.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее