Решение по делу № 33-2035/2015 от 16.04.2015

Карабудахкентский районный суд РД судья А.Х. Арсланалиев

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2015 г. по делу № , г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М. и Ашурова А.И., при секретаре М. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО «<адрес>» Г.. на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> по делу по иску прокурора <адрес> РД к МКОУ «<адрес>» (далее по тексту МКОУ «<адрес>») и администрации МО «<адрес>» об обязании оборудования здания школы кнопкой тревожной сигнализации в соответствии с п. 5.39 СНИП 31-06-2009 с выводом на пульт дежурного МВД России по <адрес> в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К.,объяснениядиректора МКОУ «<адрес>» М.А. и прокурора И. Судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки по профилактике терроризма установлено, что в МКОУ «<адрес>» отсутствует канал передачи тревожных сообщений в орган внутренних дел. Данный факт нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, как учащихся, так и работников образовательного учреждения. Учредителем образовательного учреждения является администрация МО «<адрес>», на которую возложена обязанность по финансированию образовательного учреждения. В связи с изложенным просил суд удовлетворить заявленные требования и установить для ответчиков трёхмесячный срок исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу.

Суд первой инстанции решением от <дата> обязал МКОУ «<адрес>» и администрацию МО «<адрес>» оборудовать в здании школы кнопкой тревожной сигнализации в соответствии с п. 5.39 СНИП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 № 390) с выводом на пульт дежурного МВД России по <адрес> в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, также взыскал с МКОУ «<адрес>» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Глава администрации МО «<адрес>» Г. не согласившись с решением суда, обжаловал судебный акт. В обоснование жалобы указал, что у администрации МО «<адрес>» в настоящее время нет финансовых возможностей оборудовать все школы районы кнопкой тревожной сигнализации и эти средства в бюджет района на 2015 год не заложены. Обязанность по оборудованию школ кнопками тревожной сигнализации лежит на самих школах, являющихся юридическими лицами.

Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела представителя администрации МО «<адрес>» (ст. 167 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, не подлежащим отмене.

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Поскольку образовательное учреждение не имеет кнопки тревожной сигнализации, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку указанной кнопки образовательному учреждению не выделены, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, в ходе проверок соблюдения законодательства по антитеррористической защищенности выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии кнопки тревожной сигнализации, в том числе и в МКОУ «<адрес>», что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Данное обстоятельство представителем МКОУ «<адрес>» в суде не оспаривалось.

В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 приведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Концепция противодействия терроризму в РФ, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Учредителем образовательного учреждения является администрация МО «<адрес>», а собственником имущества соответственно является МО «<адрес>» (Устав МКОУ «<адрес>»).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора и возложил обязанность по оборудованию здания школы каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел на учредителя - администрацию МО «<адрес>», поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения. Поэтому довод апелляционной жалобы о том, что вопросы обеспечения безопасности обучающихся относятся к компетенции образовательного учреждения, а не органов местного самоуправления является несостоятельным.

Администрация МО «<адрес>» обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 Гражданского кодекса РФ, в силу чего на основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязана нести бремя содержания принадлежащего ей имущества.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> по иску прокурора <адрес> РД к МКОУ «<адрес>» и администрации МО «<адрес>» об обязании оборудования здания школы кнопкой тревожной сигнализации, оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО «<адрес>» Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2035/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прок. К.р.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Джарулаев Абдул-Насыр Курбанович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
19.05.2015Судебное заседание
20.05.2015Передано в экспедицию
20.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее