Судья: Адаманова Э.В. Дело <данные изъяты>а-39729/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Юнисовой Н. Х., Токаревой М. В. на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Юнисовой Н. Х., Токарева М. В. к У. Ф. службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору <данные изъяты>, Московской и Тульским областям, старшему государственному инспектору отдела земельного надзора Грачеву Д.А. о признании незаконными предписаний от <данные изъяты> №<данные изъяты>, 08/18/36 об устранении нарушений земельного законодательства,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя У. Россельхознадзора по <данные изъяты>, Московской и Тульским областям – Шатилова В.Н.,
установила:
Юнисова Н.Н., Токарева М.В. обратились в суд с административным иском к У. Ф. службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору <данные изъяты>, Московской и Тульским областям, старшему государственному инспектору отдела земельного надзора Грачеву Д.А. о признании незаконными предписаний от <данные изъяты> №<данные изъяты>, 08/18/36 об устранении нарушений земельного законодательства.
В обоснование требований указывалось, что административные истцы являются собственниками (по 1/2 доли в праве каждой) земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040121:1207, общей площадью 5991 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, Щёлковский район, г.<данные изъяты>, тер. «Северное Серково», з/у 7А, а также собственниками (по 1/2 доли в праве) трёх расположенных на нём объектов недвижимого имущества: - складских помещений с кадастровыми номерами 50:14:0040121:1264, 50:14:0040121:1265, 50:14:0040121:1266.
<данные изъяты> старшим государственным инспектором отдела земельного надзора (Россельхознадзора) Грачевым Д.А. вынесены два оспариваемых предписания №<данные изъяты> и 08/18/36 об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации на вышеуказанном земельном участке. В предписании указана на необходимость Юнисовой Н.Х. и Токаревой М.В. в срок до <данные изъяты> устранить нарушения земельного законодательства на земельном участке категории - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Освободить земельный участок от локальных зарастаний кустарниковой и сорной растительностью, освободить от строительного мусора. Обеспечить необходимый контроль за состоянием плодородия на вышеуказанном земельном участке в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты>г. N413/22 "О порядке проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>" и действующим законодательством Российской Федерации. Указано также, что о принятых мерах необходимо сообщить в адрес У.. Кроме того, обеспечить условия для использования земельного участка в соответствии с целевым назначением.
Данные предписания административные истцы считали нарушающими их права и незаконными, поскольку на земельном участке находятся три объекта недвижимого имущества: - складских помещения, сведения о которых внесены в ЕГРН. Отмечали, что инспектором неверно установлен вид разрешенного использования (основной вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание; вспомогательный вид разрешенного использования - склады, а не хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, как указал инспектор). Кроме того, согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040121:1207, он расположен в территориальной зоне: О-1 многофункциональна общественно-деловая зона, которая установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства. Установлен градостроительный регламент. Административные истцы также ссылались, что согласно выкопировке из генерального плана городского поселения Щелково для данной зоны предусмотрены такие виды разрешённого использования как «коммунальное обслуживание - 3.1» и «склады - 6.9».
В судебное заседание суда первой инстанции административные истцы Юнисова Н.Х., Токарева М.В. - не явились, были извещены. Их представитель Адамова Е.В. требования поддержала.
Административный ответчик старший государственный инспектор отдела земельного надзора Грачев Д.А. не явился, был извещен.
Представитель У. Ф. службы по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору по городу Москва, <данные изъяты> и <данные изъяты> Мишин И.А., возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционной жалобе Юнисова Н.Х., Токарева М.В. просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
При этом исходя из статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 8 Ф. закона от <данные изъяты> №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и экологотоксикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно статье 71 ЗК РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Ф. закона от <данные изъяты> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что административные истцы Юнисова Н.Н., Токарева М.В. являются собственниками (по 1/2 доли в праве) земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040121:1207, общей площадью 5991 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, Щёлковский район, г.<данные изъяты>, тер. «Северное Серково», з/у 7А, а также собственниками (по 1/2 доли в праве) трёх находящихся на нём объектов недвижимого имущества: - складское помещение, имеющие кадастровый <данные изъяты>, общей площадью 405 кв.м.; - складское помещение, имеющие кадастровый <данные изъяты>, общей площадью 1398 кв.м.; - складское помещение, имеющие кадастровый <данные изъяты>, общей площадью 1398 кв.м.
По результатам внеплановой выездной проверки выполнения ранее вынесенного предписания об устранении нарушений земельного законодательства, проведенной старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Грачевым Д.А., вынесены два оспариваемые предписания №<данные изъяты> (в отношении Токаревой М.В.) и 08/18/36 (в отношении Юнисовой Н.Х.) от <данные изъяты> об устранении нарушений земельного законодательства РФ. Предписаниями Юнисова Н.Х. и Токарева М.В. обязаны в срок до <данные изъяты> устранить нарушения земельного законодательства на земельном участке категории: «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» 50:14:0040121:1207, общей площадью 5991,00 кв.м., расположенного по адресу: обл. Московская, <данные изъяты>, г.п Щелково, тер «Северное Серково», з/у 7А. Кроме того, обязаны освободить земельный участок от локальных зарастаний кустарниковой и сорной растительностью, освободить от строительного мусора, а также обеспечить необходимый контроль за состоянием плодородия на вышеуказанном земельном участке в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N413/22 "О Порядке проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>" и действующим законодательством Российской Федерации. Необходимо также обеспечить условия для использования земельного участка в соответствии с целевым назначением. Предписано о принятых мерах сообщить в адрес У..
<данные изъяты> У. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № ЗЕМ-40/2019, в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя. <данные изъяты> У. в отношении заявителя в отсутствие заявителя вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с наказанием в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании указанных предписаний, суд первой инстанции исходил из того, что основания для их принятия имелись, поскольку согласно выписке из ЕГРН от <данные изъяты> земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Внеплановая проверка проведена У. в целях проверки исполнения ранее вынесенного предписания, в соответствии с компетенцией У., выданные предписания действующему законодательству не противоречат и соответствуют утвержденной приказом Минэкономразвития форме, содержат все необходимые элементы. При этом выбор мероприятий, которые необходимо провести на земельном участке, отнесен к усмотрению собственника.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на материалы дела и согласуются с требованиями действующего законодательства, из которого вытекает принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны (а именно: пригодными для нужд сельского хозяйства земли должны предоставляться, прежде всего, для этих целей).
Действительно, в материалы дела не представлено доказательств того, что на дату проведения проверки категория земель для спорного земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения» была бы изменена. В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов пояснила, что на дату проверки категория земель не была изменена, документы находились в стадии рассмотрения (л.д.190).
Документов, подтверждающих на дату проверки фактическое использование земельного участка как сельскохозяйственного, проведение обязательных мероприятий по сохранению и повышению плодородного слоя почвы, в орган земельного контроля не представлено.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе должностные лица У. Ф. службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору <данные изъяты>, Московской и Тульским областям вправе осуществлять государственный земельный надзор, что следует из пунктов 1, 4, 5, 5.1.2 Положения о Ф. службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (утверждено постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 327), пункта 9.3.4 Положения об У. Ф. службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям" (утв. приказом Россельхознадзора от <данные изъяты> N 204).
Кроме того, следует отметить, что, по крайней мере, с <данные изъяты> (даты выписки из ЕГРН – л.д.81) категория земель для спорного земельного участка была изменена на «земли населенных пунктов», в связи с чем должностные лица Россельхознадзора не вправе осуществлять земельный контроль в отношении данного земельного участка, уже не относящегося к категории сельскохозяйственных. Следовательно, оспариваемые предписания не нарушают права административных истцов.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не выявлено.
С учетом изожженного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Юнисовой Н. Х., Токаревой М. В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи