Решение по делу № 2-3414/2023 от 23.11.2023

Дело № 2-3414/2023

Категория 2.211

УИД № 02RS0001-01-2023-006011-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2023 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кошкиной Т.Н,

при секретаре Сайденцаль Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Ч.Ч.В. к Министерству здравоохранения Республики Алтай о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Ч.Ч.В. с иском к Министерству здравоохранения Республики Алтай об обязании организовать надлежащее обеспечение Ч.Ч.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по медицинским показаниям, до отмены применения данного препарата. В обоснование иска указано, что Ч.Ч.В. <данные изъяты>), назначена по жизненным показаниям терапия лекарственным препаратом «<данные изъяты>). БУЗ РА «Республиканская больница» выписан рецепт на получение лекарства, но лекарственный препарат аптечной организацией на выдан, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание ввиду его отсутствия на аптечном складе.

В судебном заседании истец Ч.Ч.В. и помощник прокурора города ФИО4 исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Ч.Ч.В. пояснила, что документы о продлении инвалидности направлены врачом на комиссию.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Алтай ФИО5 возражал относительно заявленных исковых требований, пояснил, что у Ч.Ч.В. в настоящее время не продлена инвалидность, срок действия рецепта истек, основания для обеспечения лекарством отсутствуют.

Представитель третьего лица БУЗ РА «Республиканская больница» ФИО6 в судебном заседании пояснила, что нуждаемость в препарате у Ч.Ч.В. в настоящее время сохраняется.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет, в частности правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п.п. 1, 3 ст. 1).

В соответствии со ст.ст. 2, 19 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

В соответствии с п. 5 ст. 29 вышеуказанного Федерального закона организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 15 указанной статьи предусмотрено, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В судебном заседании установлено, что Ч.Ч.В. поставлен диагноз «Псориатрический артрит, сакроилиит двухсторонний 2ст., активность умеренная DAPSA (18), ФК 2 А, васкулярный некроз головки правой плечевой кости. Она является инвалидом третьей группы, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось участниками процесса, в настоящее время поданы документы о продлении инвалидности.

Согласно выпискам из карты амбулаторного больного БУЗ РА «Республиканская больница» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ч.Ч.В. назначено лечение лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 15 мг в сутки постоянно.

Лекарственный препарат «<данные изъяты>» включен в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» на 2023 год.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности граждан или их инвалидности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Согласно разделу 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно, в том числе при таких заболеваниях как болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай, также предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, включая обеспечение лекарственными препаратами, при таких заболеваниях как «болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (пункт 19).

Согласно информации ГУП «Фармация» РА от ДД.ММ.ГГГГ. рецепт серии от ДД.ММ.ГГГГ, выписанный Ч.Ч.В. на получение лекарственного препарата <данные изъяты> был поставлен на отсроченное обслуживание.

Пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

П. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно подп. 15 п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство здравоохранения Республики Алтай для решения возложенных задач осуществляет в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшимся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, осуществляет закупки (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Приказом Минздрава Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 62-од утверждены Правила обеспечения граждан, включенных в региональный сегмент Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.

Таким образом, обязанность по организации обеспечения Ч.Ч.В. лекарственным препаратом возлагается на Министерство здравоохранения Республики Алтай. Необеспечение Ч.Ч.В. жизненно необходимым лекарственным препаратом нарушает вышеприведенные правовые нормы и ее право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доводы представителя ответчика о том, что истец утратила право на бесплатное получение лекарственного препарата, ввиду не продления инвалидности и истечения срока действия рецепта судом отклоняются, поскольку на момент выдачи рецепта у Ч.Ч.В. имелась инвалидность, нуждаемость в данном препарате сохраняется и в настоящее время, срок действия рецепта истек по причине не обеспечения лекарственным препаратом своевременно.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание характер заболевания материального истца, суд приходит к выводу о том, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья гражданина, в связи с чем считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Ч.Ч.В. удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Алтай организовать обеспечение Ч.Ч.В., <данные изъяты>), лекарственным препаратом «Упадацитиниб» по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья Т.Н. Кошкина

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.

Дело № 2-3414/2023

Категория 2.211

УИД № 02RS0001-01-2023-006011-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2023 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кошкиной Т.Н,

при секретаре Сайденцаль Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Горно-Алтайска в интересах Ч.Ч.В. к Министерству здравоохранения Республики Алтай о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Ч.Ч.В. с иском к Министерству здравоохранения Республики Алтай об обязании организовать надлежащее обеспечение Ч.Ч.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по медицинским показаниям, до отмены применения данного препарата. В обоснование иска указано, что Ч.Ч.В. <данные изъяты>), назначена по жизненным показаниям терапия лекарственным препаратом «<данные изъяты>). БУЗ РА «Республиканская больница» выписан рецепт на получение лекарства, но лекарственный препарат аптечной организацией на выдан, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание ввиду его отсутствия на аптечном складе.

В судебном заседании истец Ч.Ч.В. и помощник прокурора города ФИО4 исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Ч.Ч.В. пояснила, что документы о продлении инвалидности направлены врачом на комиссию.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Алтай ФИО5 возражал относительно заявленных исковых требований, пояснил, что у Ч.Ч.В. в настоящее время не продлена инвалидность, срок действия рецепта истек, основания для обеспечения лекарством отсутствуют.

Представитель третьего лица БУЗ РА «Республиканская больница» ФИО6 в судебном заседании пояснила, что нуждаемость в препарате у Ч.Ч.В. в настоящее время сохраняется.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет, в частности правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п.п. 1, 3 ст. 1).

В соответствии со ст.ст. 2, 19 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

В соответствии с п. 5 ст. 29 вышеуказанного Федерального закона организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 15 указанной статьи предусмотрено, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В судебном заседании установлено, что Ч.Ч.В. поставлен диагноз «Псориатрический артрит, сакроилиит двухсторонний 2ст., активность умеренная DAPSA (18), ФК 2 А, васкулярный некроз головки правой плечевой кости. Она является инвалидом третьей группы, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось участниками процесса, в настоящее время поданы документы о продлении инвалидности.

Согласно выпискам из карты амбулаторного больного БУЗ РА «Республиканская больница» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ч.Ч.В. назначено лечение лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 15 мг в сутки постоянно.

Лекарственный препарат «<данные изъяты>» включен в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» на 2023 год.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности граждан или их инвалидности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Согласно разделу 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно, в том числе при таких заболеваниях как болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай, также предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, включая обеспечение лекарственными препаратами, при таких заболеваниях как «болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (пункт 19).

Согласно информации ГУП «Фармация» РА от ДД.ММ.ГГГГ. рецепт серии от ДД.ММ.ГГГГ, выписанный Ч.Ч.В. на получение лекарственного препарата <данные изъяты> был поставлен на отсроченное обслуживание.

Пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

П. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно подп. 15 п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство здравоохранения Республики Алтай для решения возложенных задач осуществляет в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшимся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, осуществляет закупки (в том числе организует определение поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организует обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Приказом Минздрава Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 62-од утверждены Правила обеспечения граждан, включенных в региональный сегмент Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.

Таким образом, обязанность по организации обеспечения Ч.Ч.В. лекарственным препаратом возлагается на Министерство здравоохранения Республики Алтай. Необеспечение Ч.Ч.В. жизненно необходимым лекарственным препаратом нарушает вышеприведенные правовые нормы и ее право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доводы представителя ответчика о том, что истец утратила право на бесплатное получение лекарственного препарата, ввиду не продления инвалидности и истечения срока действия рецепта судом отклоняются, поскольку на момент выдачи рецепта у Ч.Ч.В. имелась инвалидность, нуждаемость в данном препарате сохраняется и в настоящее время, срок действия рецепта истек по причине не обеспечения лекарственным препаратом своевременно.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание характер заболевания материального истца, суд приходит к выводу о том, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья гражданина, в связи с чем считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Ч.Ч.В. удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Алтай организовать обеспечение Ч.Ч.В., <данные изъяты>), лекарственным препаратом «Упадацитиниб» по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья Т.Н. Кошкина

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.

2-3414/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Горно-Алтайска
Чутпокова Чейнеш Викторовна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Алтай
Другие
БУЗ РА "Республиканская больница"
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Кошкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее