дело № 3а-23/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 01 февраля 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Стасенко О. В.,
с участием представителей : административного истца Пейсахова В. Д. – Каледина А. Е., заинтересованного лица – Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» - Кокаревой С. Ю., заинтересованного лица – администрации города Ставрополя – Карпенко А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пейсахова В. Д. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил :
Административный истец – Пейсахов В. Д. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости :
- земельного участка с кадастровым номером …:15927, равной его рыночной стоимости в размере – 2 403 815 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:271, равной его рыночной стоимости в размере – 5 915 365 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:15928, равной его рыночной стоимости в размере – 2 271 258 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:70, равной его рыночной стоимости в размере – 4 239 563 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:4946, равной его рыночной стоимости в размере – 1 655 145 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером …:19246, равной его рыночной стоимости в размере – 2 501 545 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246 принадлежат Пейсахову В. Д. на праве собственности.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края, оценка которых производилась по состоянию на 01 января 2019 года.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года установлена : с кадастровым номером …:15927 в размере 8 750 152, 96 рублей, с кадастровым номером …:271 в размере 25 060 713, 50 рублей, с кадастровым номером …:15928 в размере 8 095 160, 64 рублей, с кадастровым номером …:70 в размере 14 725 598, 82 рублей, с кадастровым номером …:4946 в размере 4 559 090, 12 рублей, с кадастровым номером …:19246 в размере 7 565 397, 84 рублей.
Считая установленную кадастровую стоимость спорных земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, нарушающей права и законные интересы, административный истец обратился к независимому оценщику – ООО «Региональное бюро судебных экспертиз» для определения рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков.
Согласно заключениям специалиста от 14 июля 2020 года № …, № …, № …, № …, № …, № …, выполненным ООО «Региональное бюро судебных экспертиз», рыночная стоимость спорных земельных участков определена : с кадастровым номером …:15927 в размере 2 403 815 рублей, с кадастровым номером …:271 в размере 5 915 365 рублей, с кадастровым номером …:15928 в размере 2 271 258 рублей, с кадастровым номером …:70 в размере 4 239 563 рублей, с кадастровым номером …:4946 в размере 1 655 145 рублей, с кадастровым номером …:19246 в размере 2 501 545 рублей.
Административный истец полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы Пейсахова В. Д. как собственника, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых из их кадастровой стоимости.
В предварительном судебном заседании 20 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество».
В судебном заседании представитель административного Пейсахова В. Д. – Каледин А. Е. поддержал заявленные требования, уточнив их с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, просил суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату оценки - 1 января 2019 года в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» - Кокарева С. Ю. возражала в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении, повлечет существенное снижение поступлений в бюджет.
Представитель заинтересованного лица – администрации города Ставрополя Карпенко А. А. в судебном заседании также возражала в удовлетворении заявленного административного иска, ссылаясь на правильность установленной в результате массовой оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков и на то, что снижение кадастровой стоимости спорных земельных участков до размера рыночной стоимости повлечет дефицит муниципального бюджета.
Представители административных ответчиков - министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, заинтересованного лица – ООО «Центр СтГрупп» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просило рассмотреть настоящее дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления и указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости : земельном участке с кадастровым номером …:15927, с разрешенным видом использования : встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 2771 кв.м., кадастровой стоимостью 8 750 152, 96 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:271, с разрешенным видом использования : магазины, развлечения, спорт, гостиничное обслуживание, бытовое обслуживание (объекты торгового назначения, объекты культурно-развлекательного, спортивного назначения, гостиницы, объекты обслуживания населения), категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 4385 кв.м., кадастровой стоимостью 25 060 713, 50 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:15928, с разрешенным видом использования : встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 2597 кв.м., кадастровой стоимостью 8 095 160, 64 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:70, с разрешенным видом использования : объекты торгового назначения, объекты обслуживания населения как отдельно стоящие, так и встроено-пристроенные, временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 1721 кв.м., кадастровой стоимостью 14 725 598, 82 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:4946, с разрешенным видом использования : под магазином, для использования под объектами торговли (литер «А» - магазин), категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 761 кв.м., кадастровой стоимостью 4 559 090, 12 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:19246, с разрешенным видом использования : под объект по обслуживанию транспортных средств, для использования под гаражами, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 2457 кв.м., кадастровой стоимостью 7 565 397, 84 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» (том 3 л. д. 68-72).
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей административного истца, заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является, в частности, земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В силу положений части 1 статьи 245 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2018 года № 253-п «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» датой такого перехода установлено 01 июля 2018 года.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года № 570 государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 октября 2018 года № 690 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края» в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка следующих видов объектов недвижимости на территории Ставропольского края : всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), земельных участков из категории земель населенных пунктов, земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец 23 июля 2020 года посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку земельный налог за находящиеся у Пейсахова В. Д. в собственности земельные участки с кадастровыми номерами …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246 рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как следует из материалов административного дела и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, административному истцу Пейсахову В. Д. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером …:15927, площадью 2771 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 июня 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи регистрации от 16 марта 2016 года № … (38/100 доли), от 04 июля 2016 года № … (25/100 доли) и от 05 августа 2016 года № … (37/100 доли) – том 1 л. д. 28-37;
- земельный участок с кадастровым номером …:271, площадью 4385 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : магазины, развлечения, спорт, гостиничное обслуживание (объекты торгового назначения, объекты культурно-развлекательного, спортивного назначения, гостиницы, объекты обслуживания населения), расположенный по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, г. Ставрополь, ул. …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 июня 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись регистрации от 09 апреля 2020 года № … (том 1 л. д. 39-58);
- земельный участок с кадастровым номером …:15928, площадью 2597 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 июня 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи регистрации от 16 марта 2016 года № … (38/100 доли), от 04 июля 2016 года № … (25/100 доли) и от 05 августа 2016 года № … (37/100 доли) – том 1 л. д. 60-73;
- земельный участок с кадастровым номером …:70, площадью 1721 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : объекты торгового назначения; объекты обслуживания населения кК отдельно стоящие, так и встроено-пристроенные; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли, расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 июня 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи регистрации от 12 августа 2010 года № … (872/1000 доли) и от 20 августа 2013 года № … (128/1000 доли) - том 1 л. д. 75-83;
- земельный участок с кадастровым номером …:4946, площадью 761 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под магазином, для использования под объектами торговли (литер «А» - магазин), расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 июня 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись регистрации от 20 апреля 2012 года № … (том 1 л. д. 85-95);
- земельный участок с кадастровым номером …:19246, площадью 2457 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под объект по обслуживанию транспортных средств, для использования под гаражами, расположенный по адресу : Ставропольский край, город Ставрополь, улица …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20 июня 2020 года № … и о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись регистрации от 17 апреля 2015 года № … (том 1 л. д. 100-120).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки, в том числе земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 года.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года установлена : с кадастровым номером …:15927 в размере 8 750 152, 96 рублей, с кадастровым номером …:271 в размере 25 060 713, 50 рублей, с кадастровым номером …:15928 в размере 8 095 160, 64 рублей, с кадастровым номером …:70 в размере 14 725 598, 82 рублей, с кадастровым номером …:4946 в размере 4 559 090, 12 рублей, с кадастровым номером …:19246 в размере 7 565 397, 84 рублей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 июля 2020 года № …, № …, № …, № …, № …, № …, от 25 августа 2020 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 1 л. д. 16, 18, 20, 22, 24, 26, том 3 л. д. 87).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Считая установленную кадастровую стоимость земельных участков завышенной, нарушающей его права и законные интересы, административный истец Пейсахов В. Д. обратился к независимому оценщику – ООО «Региональное бюро судебных экспертиз» для определения рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков.
Согласно заключениям специалиста от 14 июля 2020 года № …, № …, № …, № …, № …, № …, выполненным ООО «Региональное бюро судебных экспертиз», рыночная стоимость земельных участков составила : с кадастровым номером …:15927 в размере 2 403 815 рублей, с кадастровым номером …:271 в размере 5 915 365 рублей, с кадастровым номером …:15928 в размере 2 271 258 рублей, с кадастровым номером …:70 в размере 4 239 563 рублей, с кадастровым номером …:4946 в размере 1 655 145 рублей, с кадастровым номером …:19246 в размере 2 501 545 рублей (том 1 л.д. 168-225, том 2 л. д. 1-58, 59-112, 113-166, 167-220, том 3 л. д. 1-58).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 вышеуказанного Закона № 135-ФЗ об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В процессе рассмотрения дела, в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости спорных земельных участков и установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству представителя административного истца Пейсахова В. Д. – Каледина А. Е. определением Ставропольского краевого суда от 03 сентября 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации Бюро независимых экспертиз «РИТМ» (том 3 л. д. 99-103).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № … от 11 декабря 2020 года рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила : с кадастровым номером …:15927 в размере 3 776 873 рублей, с кадастровым номером …:271 в размере 20 526 185 рублей, с кадастровым номером …:15928 в размере 3 539 711 рублей, с кадастровым номером …:70 в размере 11 790 571 рубля, с кадастровым номером …:4946 в размере 3 501 388 рублей, с кадастровым номером …:19246 в размере 3 348 891 рубля (том 4 л. д. 12-175).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы № … от 11 декабря 2020 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Из экспертного заключения следует, что идентификация объектов исследования проведена экспертом на основании натурного обследования, о чем составлены фототаблицы, а также на основании материалов, представленных в настоящем административном деле № 3а-23/2021 (3а-336/2020) с использованием данных из альтернативных источников информации : публичная кадастровая карта maps.rosreestr.ru, публичная спутниковая карта www.google.ru/maps, публичные данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РОСРЕЕСТР, rosreestr.ru и др.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, а именно :
- земельный участок с кадастровым номером …:15927, площадью 2771 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, в непосредственной близости от крупных автодорог, имеющий многоугольную форму, ровный рельеф участка;
- земельный участок с кадастровым номером …:271, площадью 4385 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : магазины, развлечения, спорт, гостиничное обслуживание (объекты торгового назначения, объекты культурно-развлекательного, спортивного назначения, гостиницы, объекты обслуживания населения), расположенный по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, г. Ставрополь, ул. …, на красной линии в местах с высоким трафиком, имеющий многоугольную форму, ровный рельеф участка;
- земельный участок с кадастровым номером …:15928, площадью 2597 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, в непосредственной близости от крупных автодорог, имеющий многоугольную форму, ровный рельеф участка;
- земельный участок с кадастровым номером …:70, площадью 1721 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : объекты торгового назначения; объекты обслуживания населения кК отдельно стоящие, так и встроено-пристроенные; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли, расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, на красной линии в местах с высоким трафиком, имеющий многоугольную форму, ровный рельеф участка;
- земельный участок с кадастровым номером …:4946, площадью 761 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под магазином, для использования под объектами торговли (литер «А» - магазин), расположенный по адресу : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. …, на красной линии в местах с высоким трафиком, имеющий многоугольную форму, ровный рельеф участка, 13 кв. м. участка обременено публичным сервитутом, его использование по целевому назначению ограничено, в связи с прохождением в месте установления сервитута инженерных коммуникаций и их охранной зоны, запрещающей строительство;
- земельный участок с кадастровым номером …:19246, площадью 2457 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под объект по обслуживанию транспортных средств, для использования под гаражами, расположенный по адресу : Ставропольский край, город Ставрополь, улица …, в непосредственной близости от крупных автодорог, имеющий многоугольную форму, ровный рельеф участка.
При проведении исследования эксперт исходил из того, что вышеуказанные земельные участки в соответствии с генеральным планом находятся в зоне многоэтажной жилой застройки «Спальные районы современной высотной застройки», с высоким потоком пешеходов, вокруг земельных участков (на расстоянии до 1 км) расположены коммерческие объекты, жилые дома, инженерные сети проходят по ул. … и ул. … г. Ставрополя, в пределах пешей доступности расположены объекты социальной инфраструктуры, остановки общественного транспорта находятся на удалении 50-100 м от оцениваемых объектов по ул. …, ул. … и по ул. …, к оцениваемым участкам возможен проезд грузового транспорта по ул. …, ул. …, ул. … по асфальтированным дорогам в удовлетворительном состоянии, въезд на территорию участков также осуществляется по асфальтированной дороге, движение по прилегающим автодорогам круглосуточное, круглогодичное
Экспертом в заключении произведен анализ рынка объектов исследования за 2018 год, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков г. Ставрополя, анализ фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков коммерческого назначения, расположенных в г. Ставрополе, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки – земли коммерческого назначения под производственно-складскую застройку, индустриальную застройку (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:15928, …:19246) и под торгово-офисную застройку (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами …:271, …:70, …:4946), определена активность рынка – неактивный рынок, описаны выбор и применение подходов и методов оценки.
В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости спорных земельных участков сравнительным подходом, методом сравнения продаж. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходным с оцениваемым. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель – стоимость в рублях 1 кв.м. общей площади земельного участка.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами–аналогами.
Так, при определении рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:15928, …:19246 из выставленных на продажу на открытом рынке в г. Ставрополе объектов экспертом выбрано 4 наиболее близких к указанным объектам оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы : все земельные участки относятся к землям населенных пунктов, предназначены под промышленное использование, аналог № 1 расположен в Октябрьском районе города, в районе крупной автомагистрали, в непосредственной близости от крупной автодороги, находится в долгосрочной аренде на 10 лет, имеет асфальтированное покрытие, не обеспечен коммуникациями, аналог № 2 расположен в Промышленном районе города, в районе крупной автомагистрали, в непосредственной близости от крупной автодороги, находится в собственности, имеет асфальтированное покрытие, не обеспечен коммуникациями, аналоги № 3 и № 4 расположены в Промышленном районе города, на окраине города, на удалении от крупной автодороги, находятся в собственности, не имеют асфальтированного покрытия, имеют возможность подключения электроснабжения, не обеспечены газоснабжением и водоснабжением.
При расчете рыночной стоимости спорных объектов оценки экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и соответствующих таблиц (том 4 л. д. 129-131, 135-137, 141-143) следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, юридические права и ограничения, на район расположения в пределах города, на близость крупных автодорог, на наличие асфальтного покрытия, на наличие коммуникаций, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. определена экспертом в размере – 1363 рублей (для земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:15928, …:19246).
При определении рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:271, …:4946 из выставленных на продажу на открытом рынке в г. Ставрополе объектов экспертом выбрано 3 наиболее близких к указанным объектам оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы : все земельные участки относятся к землям населенных пунктов, предназначены под коммерческое использование, аналоги № 1 и № 3 расположены в Промышленном районе города и находятся в собственности, аналог № 2 расположен в районе жилого дома № … по ул. … и находится в аренде на 10 лет, аналоги № 1 и № 2 расположены в районе крупной автомагистрали города, на красной линии в местах с высоким трафиком, аналог № 3 расположен в спальном районе современной высотной застройки, внутриквартально, но в месте с высоким трафиком (автостанция, рынок), все земельные участки имеют возможность подключения коммуникаций.
При расчете рыночной стоимости спорных объектов оценки экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и соответствующих таблиц (том 4 л. д.147-149, 157-159) следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на передаваемые имущественные права, на район расположения в пределах города, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. определена экспертом в размере – 4681 рубля (для земельных участков с кадастровыми номерами …:271, …:4946).
При определении рыночной стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером …:70 из выставленных на продажу на открытом рынке в г. Ставрополе объектов экспертом выбрано 3 наиболее близких к указанному объекту оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы : все земельные участки относятся к землям населенных пунктов, предназначены под коммерческое использование, аналог № 1 расположен в Октябрьском районе города, в жилом квартале, аналог № 3 расположен в Промышленном районе города, в спальном районе современной высотной застройки, аналог № 2 расположен в районе жилого дома № … по ул. …, в районе крупной автомагистрали города, аналоги № 1 и № 3 находятся в собственности, аналог № 2 находится в аренде на 10 лет, аналоги № 1 и № 2 расположены на красной линии в местах с высоким трафиком, аналог № 3 расположен внутриквартально, но в месте с высоким трафиком (автостанция, рынок), все земельные участки имеют возможность подключения коммуникаций.
При расчете рыночной стоимости спорного объекта оценки экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и соответствующей таблицы (том 4 л. д. 152-154) следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на передаваемые имущественные права, на район расположения в пределах города, на площадь, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. определена экспертом в размере – 6851 рубля (для земельного участка с кадастровым номером …:70).
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246, с учетом их местоположения, целевого использования.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2019 года, то есть на дату их государственной кадастровой оценки.
Доказательств недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Отличие кадастровой стоимости спорных земельных участков от величины их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246 по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушения установлением данной кадастровой стоимости прав административного истца, как плательщика земельного налога, исчисляемого из их кадастровой стоимости.
Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования Пейсахова В. Д. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 и статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В данном случае, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих иную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, нежели установленную экспертным заключением № … от 11 декабря 2020 года.
Как указано выше, в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
В связи с этим, обращение Пейсахова В. Д. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с вышеуказанными положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость заявленных в иске объектов недвижимости, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости этих объектов.
С учетом изложенного, выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы № … от 11 декабря 2020 года, опровергающих содержащиеся в заключениях специалиста ООО «Региональное бюро судебных экспертиз» от 14 июля 2020 года № …, № …, № …, № …, № …, № …данные об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246, а также того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено, ходатайств о проведении по делу дополнительной либо повторной экспертизы от сторон не поступало, размер рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы, в соответствии с которой рыночная стоимость заявленных в иске земельных участков по состоянию на дату оценки - 1 января 2019 года составила : с кадастровым номером …:15927 в размере 3 776 873 рублей, с кадастровым номером …:271 в размере 20 526 185 рублей, с кадастровым номером …:15928 в размере 3 539 711 рублей, с кадастровым номером …:70 в размере 11 790 571 рубля, с кадастровым номером …:4946 в размере 3 501 388 рублей, с кадастровым номером …:19246 в размере 3 348 891 рубля.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению настоящий административный иск Пейсахова В. Д. об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в части требований, предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю по следующим основаниям.
Пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определяет, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
К перечисленным государственным органам филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю не относится.
В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость земельных участков, установленная на 01 января 2019 года, то есть на дату государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае.
Из установленных судом обстоятельств следует, что результаты определения государственной кадастровой оценки, в том числе земель населенных пунктов, в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 года утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края». Размер кадастровой стоимости спорных земельных участков внесен в Единый государственный реестр недвижимости Управлением Росреестра по Ставропольскому краю, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 июля 2020 года № …, № …, № …, № …, № …, № …, от 25 августа 2020 года № ….
При таких обстоятельствах ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю не является надлежащим ответчиком по данному делу и в удовлетворении заявленных Пейсаховым В. Д. к данному учреждению требований административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в иске к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, как предъявленному к ненадлежащему ответчику.
В суд вместе с экспертным заключением поступило заявление экспертной организации – Автономной некоммерческой организации Бюро независимых экспертиз «РИТМ» о взыскании судебных расходов по оплате проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы. Указанное ходатайство подлежит рассмотрению одновременно с рассмотрением спора по существу (статья 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к судебным расходам относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Суд считает ходатайство Автономной некоммерческой организации Бюро независимых экспертиз «РИТМ» подлежащим удовлетворению со взысканием истребуемой суммы в размере 220 000 рублей с административного истца, поскольку определением суда от 03 сентября 2020 года о назначении судебной экспертизы расходы по оплате ее проведения возложены на Пейсахова В. Д.
Кроме того, исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной заявленных в иске объектов недвижимости, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Руководствуясь статьями 103, 106, 108, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ …:15927, ░░░░░░░░ 2771 ░░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ : ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. …, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 3 776 873 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ …:271, ░░░░░░░░ 4385 ░░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ : ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ : ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. …, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 20 526 185 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ …:15928, ░░░░░░░░ 2597 ░░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ : ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. …, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 3 539 711 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ …:70, ░░░░░░░░ 1721 ░░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ : ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. …, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 11 790 571 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ …:4946, ░░░░░░░░ 761 ░░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ : ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ «░» - ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. …, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 3 501 388 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ …:19246, ░░░░░░░░ 2457 ░░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ : ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ : ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ …, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – 3 348 891 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ – 23 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ …:15927, …:271, …:15928, …:70, …:4946, …:19246, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 220 000 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
░░░ ░░░ «░░░░» ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░: …
░░░: …
░░░ …
░░░ …
░/░ …
░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░. ░░░░░░
░/░ …
░░░ …
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.