ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10819/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 июня 2020 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петрова Т.Г., рассмотрев кассационную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на определение мирового судьи судебного участка №2 Исакогорского судебного района г. Архангельска от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 27 декабря 2019г. по материалу №9-562/2019 по заявлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о вынесении судебного приказа о взыскании с Балычева В.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Балычева В.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Исакогорского судебного района г. Архангельска от 25 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением г. Архангельска от 25 ноября 2019 года, заявление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о вынесении судебного приказа было возвращено в соответствии с положениями ст.125 ГПК РФ, поскольку заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.
В кассационной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит отменить указанные судебные постановления, как незаконные и направить материал в суд первой инстанции.
В силу положения части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
По результатам изучения материала и проверки доводов кассационной жалобы установлены основания к удовлетворению настоящей жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие существенные нарушения норм процессуального права, с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Возвращая заявление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о вынесении судебного приказа, суд исходил из того, что в силу ст.125, 135 ГПК РФ судья возвращает заявление о вынесении судебного приказ, если заявленное требование не оплачено государственной пошлиной. При этом суд исходил из того, что ФГБУ создан в форме федерального бюджетного военного учреждения, не является органом военного управления, относящимся к государственному органу, следовательно положения предусмотренные подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ на него не распространяются.
С данными выводами суда по существу согласился суд апелляционной инстанции, который по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставил судебное определение без изменения.
Судья судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение прав военнослужащих на жилищное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае, Министерством обороны Российской Федерации, которое в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636, является федеральным министерством и по этому основанию отнесено к органам государственной власти.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 5 названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 с 1 апреля 2017 г. создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Основными целями деятельности Учреждения являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, являющегося структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и действующего на основании его полномочий, в полной мере распространяются положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным выводы в судебных актах о наличии препятствий для принятия к производству суда заявления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о вынесении судебного приказа о взыскании с Балычева В.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ввиду неуплаты государственной пошлины при обращении в суд нельзя признать законными и обоснованными.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, что в силу части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г. Архангельска от 25 ноября 2019 года, апелляционное определение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 27 декабря 2019г. – отменить.
Материал №9-562/2019 по заявлению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о вынесении судебного приказа о взыскании с Балычева В.Н. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, направить мировому судье судебного участка №2 Исакогорского судебного района г. Архангельска со стадии принятия заявления к производству суда.
Судья Т.Г. Петрова