Дело 2-118/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2021 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе :
председательствующего судьи – Кит М.В.
при секретаре – Шаповаловой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко-Титовой Анастасии Юрьевны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи, третьи лица Титов Василий Сергеевич, Коваленко Инна Александровна, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче именного сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в Республике Крым и понуждении совершить определенные действия,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче именного сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес> и понуждении совершить определенные действия. Заявленные требования мотивированны тем, что она является многодетной матерью, имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вместе с детьми она проживает по адресу: <адрес>. Дом принадлежит ее матери ФИО3 Площадь дома составляет 108,7 кв.м. Всего зарегистрировано по данному адресу 9 человек, фактически проживает 10 человек. Также ее матерью был приобретен еще один дом площадью 203,1 кв.м. Состояние дома: без внутренней и внешней отделки. Денежные средства для ремонта дома у матери отсутствуют. Собственного жилья она вместе с супругом ФИО2 и детьми не имеет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий на основании Закона <адрес> №631-ЗРК/2019 от 14.08.2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес>». Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления по причине принадлежности ее матери двух домов. С указанным решением она не согласна, т.к. оно нарушает ее права на получение дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий как многодетной семье, не имеющей собственного жилья. Уточнив исковые требования. просила суд признать незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ей в предоставлении государственной услуги по выдаче именного сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес>; возложить на Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> обязанность повторно рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче именного сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес>.
В судебном заседании истица ФИО1 поддержала исковое заявление и просила суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> с иском не согласилась и пояснила, что по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ 5/8.2-11/236 было принято решение об отказе истице в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату улучшения жилищных условий. Одним из условий предоставления государственной услуги является то, чтобы обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Истица представила документы только по жилому дому площадью 108,7 кв.м, на второе жилое помещение площадью 203,1 кв.м, находящегося в собственности члена семьи ФИО3, в адрес Департаменты предоставлены не были. В связи с чем Департаментом истице было отказано согласно п.п. 2 п.4 Закона Республики Крым № 631-ЗРК/2019 в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату улучшения жилищных условий. Просила в удовлетворении иска отказать.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, третьими лицами пол делу были привлечены ФИО2 и ФИО3
Третье лицо ФИО2 поддержал исковые требования своей супруги ФИО1, пояснив, что домовладениями владеет мать супруги, к ним они не имеют никакого отношения.
Третье лицо ФИО3 пояснила, что ей с 2012 года принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м. на основании договора дарения. На данном участке находилось два дома. Она проживает в доме площадью 108 кв.м, в доме площадью более 200 кв.м никто не проживает. Она делит земельный участок по двум адресам: <адрес>, и <адрес>. Участкам присвоены разные кадастровые номера. На участке по <адрес>, расположен жилой дом площадью 108 кв.м. В настоящее время решается вопрос о присвоении земельному участку, на котором находится жилой дом площадью более 200 кв.м, адреса: <адрес>. Оформление документов не окончено. Она считала, что у нее два раздельных дома, в связи с этим в заявлении не указывался второй дом.
Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что ФИО1, имеющая несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная и проживающая с детьми и супругом ФИО2 по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Республики Крым о предоставлении мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>.
По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ №.2-11/236 Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым было принято решение об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий (л.д.39).
Законом Республики Крым от 14.08.2019 №631-ЗРК «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее Закон №631-ЗРК/2019) установлена дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.
Согласно ст. 3 Закона №631-ЗРК/2019 (в редакции Закона на момент возникновения спорных отношений) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В соответствии со ст. 4 Закона №631-ЗРК/2019 (в редакции Закона на момент возникновения спорных отношений) лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами). (ч.2 ст.4 Закона).
Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым. (ч.3 ст. 4 Закона).
Основаниями для отказа в выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки. (ч.4 ст.4 Закона).
На момент возникновения спорных отношений действовало постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>»
Настоящее Положение разработано в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в <адрес>, и определяет порядок выдачи сертификата (его дубликата) на единовременную выплату для улучшения жилищных условий (далее - сертификат), в том числе форму сертификата, правила подачи заявления о его выдаче и перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий (далее - единовременная выплата) и перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>" (далее - Закон N 631-ЗРК/2019).
Согласно п. 2 Положения под возможностью улучшения жилищных условий понимается:
- приобретение в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи у физических лиц или юридических лиц жилого помещения (квартиры, части/доли квартиры; индивидуального жилого дома, части/доли жилого дома; комнаты), находящегося на территории Республики Крым, пригодного для проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- заключение договора участия в долевом строительстве, договора ипотечного кредита.
В пункте 3 Положения указано, что под членами семьи гражданина-заявителя в настоящем Положении понимаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с гражданином-заявителем.
Пунктом 9 Положения определено, что к заявлению о выдаче сертификата прилагаются следующие документы:
1) паспорт заявителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым;
2) паспорт второго родителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым;
3) свидетельство о рождении на каждого ребенка до 14 лет (паспорт на каждого ребенка старше 14 лет).
Для ребенка, в связи с рождением которого возникло право на единовременную выплату, свидетельство о рождении ребенка представляется с отметкой, подтверждающей принадлежность к гражданству Российской Федерации;
4) документы, содержащие сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также подтверждающие степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя;
5) сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, указанных в пункте 5 настоящего Положения (за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о выдаче сертификата);
6) документы, подтверждающие соблюдение заявителем условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения (в том числе паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда, подтверждающее факт проживания на территории Республики Крым, справки из организаций жилищно-коммунального хозяйства, независимо от их организационно-правовой формы, имеющие реквизиты, подпись и печать юридических лиц, их выдавших, документы об образовании, документы о трудовой деятельности);
7) договор социального найма, правоустанавливающие документы на жилые помещения, принадлежащие заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые заявителем и (или) членами его семьи по договору социального найма (при наличии таких документов);
8) справка с места учебы для лиц в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (для включения в состав семьи при определении среднедушевого совокупного дохода семьи);
9) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления представителем;
10) письменное согласие на обработку персональных данных членов семьи заявителя, его представителя (в случае если заявление подается представителем) по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Согласно п. 11 Положения орган труда и социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче сертификата и прилагаемых к нему документов, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), запрашивает документы и сведения, необходимые для принятия решения, в том числе, о наличии в собственности семьи жилых помещений.
Согласно п. 12 Положения заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
Согласно п. 15 Положения о принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.
В соответствии с п. 16 Положения решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:
1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019;
2) представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
Членом семьи ФИО1 являлась ее мать ФИО3, которая была указана истицей, что не отрицалось и в судебном заседании.
Истица также указала, что она вместе с членами своей семьи проживает по адресу: <адрес>, в жилом доме площадью 108,7 кв.м, принадлежащим на праве собственности ее матери ФИО3 на основании договора дарения жилого дома, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись 90-90/016-90/007/923/2015-2711, ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в порядке межведомственного информационного взаимодействия ответчиком был сделан запрос в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, откуда получены сведения, что по адресу: <адрес>, находятся два жилых помещения площадью 203,1 кв.м и 108,7 кв.м., собственником объектов недвижимости является член семьи заявителя – ФИО3
В своем решении об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал причину отказа: недостаточно документов для назначения МСП (л.д.39).
Также ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил в адрес ФИО1 уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий согласно п.п.2 п. 4 ст. 4 Закона Республики Крым №-ЗРК/2019, так как не предоставлен полный пакет документов, необходимый для определения права по критерию обеспеченности площадью семьи ФИО1, в частности: отсутствие правоустанавливающих документов на еще одно жилое помещение площадью 203,1 кв.м, находящегося в собственности члена семьи ФИО3 по адресу: РК, <адрес>. (л.д.13).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: <адрес>, находится жилой дом площадью 108,7 кв.м с кадастровым номером 90:19:010101:144, зарегистрированный на праве собственности за ФИО3, запись о регистрации 90-90/016-90/007/923/2015-2711/2, ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-29).
Также, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: <адрес>, находится жилой дом площадью 203,1 кв.м с кадастровым номером 90:19:010101:390, зарегистрированный на праве собственности за ФИО3, запись о регистрации 90-90/016-90/007/923/2015-2706/2, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-32).
В поданном истицей ответчику пакете документов сведения о жилом доме площадью 203,1 кв.м отсутствовали.
Истица в судебном заседании не отрицала, что не подавала документы на указанный дом, считая, что необходимости в этом нет, т.к. в нем не проживала.
Учитывая, что размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с Законом №631-ЗРК/2019 определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, документ о праве собственности на жилой дом площадью 203,1 кв.м истицей предоставлен не был, то у ответчика имелись основания для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в связи с непредоставлением полного пакета документов.
Оснований для отмены решения ответчика не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 11,12,56,67,98,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, третьи лица ФИО2, ФИО3, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче именного сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес> и понуждении совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02.02.2021.
Судья Кит М.В.