Решение по делу № 2-1349/2023 от 15.02.2023

    Дело № 2-1349/2023

    УИД 39RS0004-01-2023-000499-49

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2023 года                                г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Барышниковой М.А.,

при помощнике Бондаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Щербакову Алексею Александровичу о понуждении предоставить доступ в нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением к Щербакову А.А., в котором просит обязать ответчика предоставить доступ должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в нежилое помещение по адресу: <адрес>

В обоснование иска указано, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.

На основании обращения Сорокина В.А., поступившего в адрес Министерства 07 ноября 2022 года вх. № 5357-о, Министерство в рамках своей компетенции приняло решение о проведении инспекционного визита № ЖК-46/пр от 17 января 2023 года с целью проверки доводов о фактах переустройства и перепланировки нежилого помещения, находящегося в собственности Щербакова А.А. О дате и времени проведения инспекционного визита 01 февраля 2023 года в период времени с 10:00 часов до 11:00 часов Щербаков А.А. уведомлен заказным письмом по адресу регистрации, а также по адресу нахождения нежилого помещения.

Должностное лицо Департамента жилищного контроля и надзора Министерства 01 февраля 2023 года в период времени с 10:00 часов до 11:00 часов прибыло к нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Однако доступ в помещение предоставлен не был, в связи с чем провести осмотр помещения для установления факта переустройства и перепланировки нежилого помещения не представилось возможным, о чем ведущим консультантом второго отдела технического надзора Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области был составлен протокол осмотра от 01 февраля 2023 года и акт инспекционного визита № ЖК-46/пр от 01 февраля 2023 года.

Незаконные действия (бездействие) собственника по непредставлению должностному лицу Министерства доступа в свое помещение для проведения проверки доводов обращения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) помещений, препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий за соблюдением гражданами правил пользования помещениями и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства помещений в жилых домах.

Поскольку самовольно произведенное переустройство нежилого помещения может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов, либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, Министерству необходимо разрешение на проникновение в помещение собственника в целях реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей по пресечению нарушений прав и законных интересов, проживающих в многоквартирном доме граждан.

Препятствуя доступу в помещение должностным лицам Министерства, ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая тем самым права истца, как контролирующего органа.

Представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Ответчик Щербаков А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя. Ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования не признал, пояснив, что спорное нежилое помещение было приобретено им на торгах у Администрации городского округа «Город Калининград» в 2015 году, на тот момент также имела место быть проектная документация о том, что возможно устройство входной группы вместо оконного проема, на что имеется разрешительная документация, заверенная комиссией, и согласие жильцов МКД.

Представитель ответчика Щербакова А.А. по доверенности Корнаков А.С. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указал, что Министерство регионального контроля не наделено полномочиями на предъявление заявленных требований, а у ответчика отсутствует обязанность обеспечения беспрепятственного доступа в принадлежащее ему нежилое помещение. Полагает, что законные основания для проведения в отношении Щербакова А.А. контрольного мероприятия, равно как и для понуждения обеспечивать в принудительном порядке доступ в принадлежащие ему нежилые помещения отсутствуют, так как истец в порядке, установленном ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, не произвел обязательную предварительную оценку достоверности указанных в сообщении третьего лица сведений об угрозе причинения вреда общему имуществу МКД. Доказательств направления запросов о наличии проектной и разрешительной документации на выполнение работ в уполномоченном органе местного самоуправления либо у собственника нежилого помещений до принятия решения о проведении инспекционного визита в материалах дела не имеется. В условиях направления Министерством почтового отправления сроком вручения семь дней в период отсутствия Щербакова А.А. на территории РФ с 29 ноября 2022 года по 28 февраля 2023 года, последний не мог знать о предстоящем контрольном мероприятии, что послужило причиной тому, что доступ в принадлежащее ему нежилое помещение не было возможности обеспечить по объективным причинам. Считает, что истцом в результате неправомерного предъявления иска нарушены конституционные гарантии неприкосновенности (охраны) частной собственности, установленные в ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ.

Третье лицо Сорокин В.А. в судебном заседании полагал заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что законом предусмотрено право Министерства произвести осмотр принадлежащего ответчику помещения. На земельном участке со стороны 2-го Октябрьского проезда вырыт грунт у основания фундамента дома на глубину более метра, сделан пролом в капитальной стене дома и установлена дверь в подвал, где имеются инженерные коммуникации, обслуживающие дом. Разрушение несущих конструкций дома и уничтожение элементов озеленения земельного участка, относящихся к общему имуществу собственников помещений дома, нарушают установленное положениями ЖК РФ право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом действия ответчика, выразившиеся в отказе предоставить доступ в помещение, нарушают права других собственников помещений в доме, причиняя вред их имуществу.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 N 484, Министерство является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и в том числе осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Для реализации данных задач Министерство вправе организовывать и проводить проверки указанных лиц, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Из материалов дела следует, что 07 ноября 2022 года в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области поступило обращение Сорокина В.А., являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с просьбой провести проверку законности обоснованности действий и работ, поскольку на земельном участке многоквартирного дома со стороны 2-го Октябрьского проезда неизвестными людьми вырыт грунт у фундамента дома на глубину более метра, сделан пролом в капитальной стене дома и установлена дверь в подвал, где имеются инженерные коммуникации, обслуживающие дом. Производимые работы по разрушению фундамента дома ведут к нарушению целостности несущих конструкций (капитальной стены) многоквартирного дома.

11 января 2023 года в адрес Департамента жилищного контроля и надзора Министерства поступило повторное заявление Сорокина В.А., согласно которому в повале и на земельном участке, относящимся к общему имуществу собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, продолжаются работы по незаконной перепланировке и переустройству нежилого помещения, собственником которого является Щербаков А.А., и разрушения элементов озеленения и благоустройства земельного участка.

Судом установлено, что Щербакову А.А. с 23 декабря 2014 года на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное в подвале № 1 по адресу: г<адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

17 января 2023 года в связи с поступлением обращения № 83-о от 11 января 2023 года Сорокина В.А., обратившегося за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав, выраженных в проведении собственником помещения <адрес>, самовольных работ по перепланировке и переустройству указанного помещения, Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) было принято решение о проведении инспекционного визита № ЖК-46/пр в отношении деятельности по управлению многоквартирным домом, в рамках которого должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) по вышеуказанному адресу. Проведение инспекционного визита назначено в период времени с 10:00 часов по 11:00 часов 01 февраля 2023 года. В целях проведения инспекционного визита контролируемому лицу Щербакову А.А. указано на необходимость представить документы по существу обращения. Разъяснен срок и порядок обжалования указанного решения.

Копия указанного решения была направлена в адрес Щербакова А.А. по месту его регистрации, а также по месту нахождения вышеуказанного нежилого помещения, принадлежащего Щербакову А.А. на праве собственности.

Согласно отчетам об отслеживании отправлений, почтовые отправления возвращены в адрес отправителя по истечении срока хранения 29 и 30 января 2023 года.

Из акта инспекционного визита № ЖК-46/пр от 01 февраля 2023 года следует, что инспекционный визит в отношении Щербакова А.А. был произведен по адресу: <адрес> в период времени с 10:00 часов по 11:00 часов 01 февраля 2023 года, в ходе которого был произведен осмотр. По результатам инспекционного визита установлены нарушения ст. ст. 25, 26, 27, 28 ЖК РФ.

Протоколом осмотра установлено, что доступ в помещение XVII из лит. А не предоставлен, при этом на фасаде МКД выполнен дверной проем в данное помещение, не указанный в техническом плане.

Факт выполнения дверного проема на фасаде МКД также подтвержден представленными в материалы дела фотографиями и не оспаривался самим ответчиком.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Частью 2 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области относится к органам, в силу ст. 20 ЖК РФ, наделенным полномочиями в области жилищных отношений по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выявлению нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятию мер по устранению выявленных недостатков.

Таким образом, Министерство фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью. Тем самым истец обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию.

При этом только посредством осмотра помещения истец может оценить состояние помещения и исполнить возложенные на него функции.

Следовательно, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области просит суд обязать ответчика предоставить доступ для обследования нежилого помещения на предмет выявления его самовольной перепланировки и (или) переустройства с целью реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, указывая на наличие данных о самовольном переустройстве и перепланировке помещения в жилом доме.

В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Учитывая, что переустройством и переоборудованием помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.

В ходе рассмотрения дела какой-либо документации и согласования на перепланировку и (или) переустройство помещения <адрес>, ответчиком суду не представлено.

Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа в помещение, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком также суду не представлено, тем самым ответчик препятствуют законному праву Министерства на проведение обследования указанного помещения.

Неполучение ответчиком уведомлений Министерства о предоставлении сотрудникам Департамента жилищного контроля и надзора Министерства доступа в помещение <адрес>, с целью его обследования (отправления были возвращены истцу по истечении срока хранения) не является уважительной причиной в не предоставлении доступа в указанную квартиру.

Как указано в абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 67-68 Постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, в связи с чем ответчиком доказательств уважительности причин не предоставления доступа в помещение не представлено.

При этом суд учитывает, что ответчик, будучи осведомленным об указании Министерства предоставить документы по существу обращения Сорокина В.А., а также требовании Министерства предоставить доступ в нежилое помещение, до настоящего времени какие-либо документы истцу не представил, доступ должностным лицам для осмотра нежилого помещения также не предоставил.

Доводы стороны ответчика не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств.

Ссылку стороны ответчика о недопустимости нарушения принципа неприкосновенности частной собственности суд находит при изложенных обстоятельствах несостоятельной, поскольку принцип неприкосновенности частной собственности установлен законодателем в границах соблюдения прав и законных интересов иных лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области о понуждении предоставить доступ в нежилое помещение подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.

Обязать Щербакова Алексея Александровича (<данные изъяты>) предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в нежилое помещение по адресу: <адрес> для проведения проверки на предмет выявления нарушений требований порядка переустройства и перепланировки нежилого помещения.

Взыскать с Щербакова Алексея Александровича (<данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2023 года.

Судья                                        М.А. Барышникова

2-1349/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Ответчики
Щербаков Алексей Александрович
Другие
Корнаков Алексей Сергеевич
Сорокин Владимир Анатольевич
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Барышникова Марианна Александровна
Дело на странице суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2023Предварительное судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее