Решение по делу № 2-87/2021 от 29.04.2021

Дело № 2-87/2021

Строка 2.209

УИД 75RS0009-01-2021-000159-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Газимурский Завод                                                         18 мая 2021 года

Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Намнановой А.Г.,

при секретаре Марковой Н.В.,

с участием процессуального истца – прокурора Газимуро-Заводского района Хамируева Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела с № 2-84/2021 по № 2-87/2021 по исковым требованиям прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Зеренская основная общеобразовательная школа», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Широкинская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района об обязании установить в здании общеобразовательного учреждения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей,

установил:

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковыми заявлениями, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов на территории муниципального района «Газимуро-Заводский район» в отношении образовательных организаций. В ходе проверки установлено, что в здании образовательных учреждений отсутствуют информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в здании, не мешающие основному потоку посетителей.

В соответствии со статьями 2,15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

В соответствии со ст. 151 ГПК РФ данные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, поскольку такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

В судебном заседании процессуальный истец – прокурор района Хамируев Д.В. исковые требования к МОУ «Зеренская основная общеобразовательная школа», МОУ «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широкинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика МОУ «Широкинская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не представили.

Представители ответчиков МОУ «Зеренская основная общеобразовательная школа», МОУ «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав процессуального истца, изучив письменные доказательства по материалам дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1)досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2)безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по реабилитации инвалидов.

В соответствии с «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (далее по тексту - Правила) при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Судом установлено, что прокуратурой Газимуро-Заводского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан в ряде образовательных учреждений Газимуро-Заводского района Забайкальского края.

В настоящее время в зданиях МОУ «Зеренская основная общеобразовательная школа», МОУ «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широкинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей не установлена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здания МОУ «Зеренская основная общеобразовательная школа», МОУ «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широкинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района являются объектами социальной инфраструктуры и общественными зданиями, и на них в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений должны быть приспособлены для доступа инвалидов.

При этом, суд исходит из того, что несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, а также необходимости временных и финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31 августа 2021 года.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

Как усматривается из иска, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – маломобильных групп населения Газимуро-Заводского района Забайкальского края, в связи с чем, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с пп. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение удовлетворенных неимущественных исковых требований в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчиков в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 39, 173 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Зеренская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района установить в здании общеобразовательного учреждения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей в срок до 31 августа 2021 года.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района установить в здании общеобразовательного учреждения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей в срок до 31 августа 2021 года.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Широкинская средняя общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района установить в здании общеобразовательного учреждения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей в срок до 31 августа 2021 года.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района установить в здании общеобразовательного учреждения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей в срок до 31 августа 2021 года.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Зеренская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Кактолгинская средняя общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Широкинская средняя общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Тайнинская основная общеобразовательная школа» Газимуро-Заводского района государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение месяца со дня его изготовления.

Председательствующий                                           Намнанова А.Г.

Решение изготовлено 18 мая 2021 года.

2-87/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хамируев Денис Викторович
Ответчики
МОУ Зеренская ООШ
Суд
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальский края
Судья
Намнанова Аюна Гармаевна (Долгорова)
Дело на сайте суда
gazzav.cht.sudrf.ru
29.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее