Решение по делу № 2-133/2022 (2-4333/2021;) от 13.10.2021

Дело № 2-133/2022 (2-4333/2021)

55RS0007-01-2021-007083-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18.01.2021 года                            город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миллер Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибадова А.Г. к Отделению Пенсионного фона РФ по Омской области о включении периодов трудовой деятельности специальный (льготный) стаж, о включении периодов трудовой деятельности в общий стаж, о назначении страховой пенсии по старости досрочно, взыскании судебных расходов,

установил:

Ибадов А.Г. обратился в суд с иском к ОПФР по Омской области о возложении обязанности включить периоды его трудовой деятельности в специальный (льготный) стаж работы в условиях Крайнего Севера в филиале компании «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о включении периодов его работы в общий страховой стаж периоды его работы в Совхозе «<данные изъяты>» Республики Казахстан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Также просил обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента наступления права по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях». В обоснование иска указано, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в пенсионные органы решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления ПФР в Кировском АО г. Омска истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. При обращении ДД.ММ.ГГГГ решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления ПФР в Кировском АО г. Омска истцу также было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. С указанными решениями пенсионного органа истец не согласен, полагает, что оснований для продления срока ухода истца на пенсию в данном случае необоснованно. Органом пенсионного фонда не обосновано не включены в специальный стаж периоды работы истца в районах Крайнего Севера и периоды работы в Республике Казахстан, не учтены положения пенсионного законодательства и Соглашение стран СНГ (л.д.4-16).

В уточненной редакции иска, после ознакомления с решением ОПФ РФ по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, просит о включении периодов его работы в общий страховой стаж в Совхозе «<данные изъяты>» Республики Казахстан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента наступления права по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях»; о взыскании расходов по оплате юридических услуг в сумме 30 750 руб. и взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 600 рублей (л.д.118).

В судебном заседании истец и его представитель допущенный к участию в деле по устному ходатайству Колмаков А.М. заявленные требования поддержали в уточенной редакции иска, полагали, что право на назначение пенсии досрочно у истца уже наступило и продление срока назначения пенсии необоснованно рассчитано пенсионным органом.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области по доверенности Ивахненко Е.А. (л.д.96) в судебном заседании полагала требования истца, в том числе с учетом уточненной редакции иска необоснованны и не подлежат удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что Пенсионным органом продолжительность страхового стажа определена — 31 год 5 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера — 13 лет 5 мес. 16 дней, ИПК — 115,039. Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, принятого во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность стажа работы в РКС — 13 лет 11 месяцев 23 дня, страхового — 31 год 5 дней, ИПК — 115,039. Пенсионным органом в подсчет страхового стажа не учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в Совхозе «<данные изъяты>» <адрес>. Пенсионным органом в АО «<данные изъяты>» Республики Казахстан ДД.ММ.ГГГГ направлен формуляр «запрос» о стаже работы Ибадова А.Г. Однако, до настоящего времени ответ на вышеуказанный запрос не поступил. В связи с чем, у пенсионного органа не имеется оснований для зачета спорных периодов в страховой стаж без подтверждения компетентными органами. Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Таким образом, при наличии у Ибадова А.Г. стажа работы в РКС — 13 лет 11 месяцев 23 дня, страхового — 31 год 5 дней, ИПК — 115,039, право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 закона возникает по достижении возраста 58 лет 8 месяцев, которых истец еще не достиг. В связи с чем, требования о возложении на ответчика обязанность назначить досрочно пенсию с момента наступления права являются необоснованными. Также заявлено о чрезмерном размере судебных расходов на оплату юридических услуг.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ №400-ФЗ), который действует с 01 января 2015 года.

Согласно статьи 8 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частью 2, 3 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу положений части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом переходных положений), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

При определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до 01 января 2002 года, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П.

Из смысла Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П следует, что исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

Таким нормативным актом являлся Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утративший силу с 01 января 2002 года.

На основании статьи 4 названного Закона N 340-1 основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Таким образом, применение правовой позиции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой при исчислении страхового стажа возможен учет в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периодов работы до их отнесения к территории, приравненной к районам Крайнего Севера, а также учет в полуторном размере периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до 01 января 2002 года, в отношении лиц, которые рассчитывали на условия пенсионного обеспечения, закрепленные в законодательстве, действовавшем по состоянию на 31 декабря 2001 года, возможно лишь только к тем гражданам, на которых распространялось пенсионное законодательство Российской Федерации до 01 января 2002 года.

В ином случае, если гражданин не подпадал под действие российского правового регулирования в области обязательного пенсионного страхования, то применение норм пенсионного обеспечения, предусмотренных в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также правовой позиции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П к такому гражданину не допускается.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Как установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Анализ пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года N 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ N 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 года о толковании пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Таким образом, по смыслу положений пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.

Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года (в редакции от 29 декабря 2010 года).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона N 400 ФЗ) Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года).

Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать тс обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Ибадов А.Г. обратился в ГУ УПФР в Кировском АО г. Омска с заявлением о досрочном назначении ему пенсии по старости.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГ Ибадов А.Г повторно обратился в ГУ УПФР в Кировском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Кировском АО г. Омска то ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа (л.д.31).

Пенсионным органом продолжительность страхового стажа определена — 31 год 5 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера — 13 лет 5 месяцев 16 дней, ИПК — 115,039.

В специальный (льготный) стаж работы истца не были включены следующие периоды работы: в условиях Крайнего Севера в филиале компании «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В общий страховой стаж работы истца не были включены следующие периоды работы: в Совхозе «<данные изъяты>» Республики Казахстан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Не согласившись с указанными решениями пенсионного органа истец инициировал обращение с настоящим иском в суд.

В ходе рассмотрения заявленного спора, решением ОПФР по Омской области об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, принятого во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность стажа работы в РКС — 13 лет 11 месяцев 23 дня, страхового — 31 год 5 дней, ИПК — 115,039.

Пенсионный орган включил периоды работы истца в условиях Крайнего Севера в филиале компании «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, пенсионным органом в подсчет страхового стажа не учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в Совхозе «<данные изъяты>» <адрес>.

В указанной связи, истцом требования были уточнены в порядке ст. 39 ГПК РФ.

В окончательной редакции иска истец просит о включении в его трудовой общий стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в Совхозе «<данные изъяты>» <адрес>, полагая, что у него возникло право на назначение досрочной пенсии.

Обсуждая доводы иска, суд учитывает следующее.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и и.2 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.

Территориальные органы ПФР в соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно ст. 10 Соглашения от 13.03.1992, государства-участники СНГ берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. В связи с этим при установлении пенсии гражданам, работавшим в бывших Республиках СССР, страховой стаж подлежит проверке.

В целях реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019, а также Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения ЕАЭС, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 (далее - Порядок взаимодействия), компетентные органы государств-членов обеспечивают взаимодействие, осуществляют обмен соответствующими формулярами согласно приложениям к названному Порядку, в том числе для подтверждения стажа работы на территории другого государства-члена после 13 марта 1992 года, и, при необходимости, представления дополнительных документов и формуляров, подтверждающих стаж до 13.03.1992 (пункты 9 и 10 Порядка взаимодействия).

Порядок подтверждения стажа работы компетентными органами государств-членов регламентирован пунктом 10 Порядка взаимодействия, а именно: подтверждение стажа работы осуществляется компетентным органом государства-члена.

При этом территориальный орган ПФР осуществляет оценку сведений, содержащихся в документах, представленных для установления пенсии, и принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении.

Как указано судом выше, в соответствии с действующим законодательством основным документом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов.

В своей позиции сторона ответчика указывает, что Пенсионным органом в АО «<данные изъяты>» Республики Казахстан ДД.ММ.ГГГГ направлен формуляр «запрос» о стаже работы Ибадова А.Г., однако, поскольку до настоящего времени ответ на вышеуказанный запрос не поступил, у Пенсионного органа отсутствуют основания для включения указанного периода в стаж истца.

Между тем, в материалы пенсионного дела для назначения пенсии Ибадовым А.Г. представлена трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеются соответствующие записи о приеме истца и об увольнении, а также о реорганизации совхоза «<данные изъяты>» <адрес> Республики Казахстан в совхоз «<данные изъяты>» (л.д.19-26).

Аналогичные сведения о периоде работы истца в указанном совхозе имеются в Архивной справке Государственного Архива <адрес> Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-37), представленной в оригинале в материалы пенсионного дела.

Так, данные указанные в Архивной справке подтверждают, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в совхозе «<данные изъяты>» <адрес> Республики Казахстан в должности сначала <данные изъяты>, со ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ совхоз «<данные изъяты>» <адрес> Республики Казахстан ликвидирован и преобразован в с/х предприятие «<данные изъяты>», в котором истец продолжил трудовую деятельности и уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

Факты выплаты заработной платы также подтверждаются данными, указанными в Архивной справке, в частности период ДД.ММ.ГГГГ – оплачиваемый отпуск 51 день с оплатой 818-04 (теньге/тиыны).

Таким образом, даже в отсутствие подтверждающего документа участника Соглашения по ответу на Формуляр, а также с учетом того, что запись о приеме от ДД.ММ.ГГГГ и увольнении от ДД.ММ.ГГГГ заверена не читаемым оттиском печати, не могут являться основанием для исключения указанных периодов из трудового общего стажа истца.

В указанной связи, заявленные истцом требования в указанной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования истца о назначении ему пенсии по старости досрочно, суд исходит из следующего.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Учитывая наличие у Ибадова А.Г. стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС) — 13 лет 11 месяцев 23 дня, страхового стажа — 31 год 5 дней, ИПК — 115,039, право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 закона возникает по достижении возраста 58 лет 8 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку выработанный стаж истца приходится на его возраст 55 лет 8 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ) плюс 36 месяцев (л.д.45-46,100-103).

Между тем, на дату разрешения настоящего спора возраста 58 лет 8 месяцев истец еще не достиг, соответственно, требования о возложении на ответчика обязанность назначить досрочно пенсию с момента наступления права являются необоснованными и основаны на ошибочном толковании положений п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, в указанной части заявленные требования подлежат отклонению.

Разрешая требования истца о распределении судебных издержек в виде расходов на оплату государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя в размере 30 750 руб., суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Также, согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" если несколько лиц, участвующих в деле на одной стороне, вели дело через одного представителя, расходы на оплату его услуг подлежат возмещению по общим правилам ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, в соответствии с фактически понесенными расходами каждого из них.

Обязанность суда, установленная в ч. 1 ст. 100 ГПК по существу направлена на установление баланса между правами лиц, участвующих в деле, а также на реализацию гарантий эффективной судебной защиты прав сторон в части возмещения судебных издержек.

Из материалов дела следует, что истец заключал с ООО «Центр правовой поддержки» договор ДД.ММ.ГГГГ на составление заявления в архив и проект искового заявления в суд (л.д.114), а также по договору от ДД.ММ.ГГГГ поручил ООО «Центр правовой поддержки» представлять его интересы в судебном заседании в Центральном районном суде г. Омска (л.д.111).

По Акту об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ услуги по договору от ДД.ММ.ГГГГ приняты (л.д.116).

Из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что интересы истца представлял Устинов Д.А. (л.д.124).

Оплата по названным договорам на общую сумму 30 750 руб. подтверждена квитанциями (<данные изъяты>) (л.д.110,113,115).

Представитель истца в рамках указанных договоров подготовил исковое заявление, уточненные исковые заявления, принимал участие в одной части судебного заседания.

Из разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 1 от 21.01.2016 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что и при отсутствии соответствующих возражений суд в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Ответчик заявляя о чрезмерном характере заявленных к взысканию сумм, указывает, что заявленная к взысканию сумма несоразмерна фактическому объему оказанных услуг, поскольку объем оказанных услуг незначителен: вся деятельность представителя истца свелась к оформлению скромного уточненного искового заявления, никакие дополнительные документы представителем истца не представлялись (копии документов, приложенные к исковому заявлению получены истцом из пенсионного дела), гражданское дело было рассмотрено в течение короткого промежутка времени, по делу проведено два заседания, которые по существу свелись к выяснению обстоятельства работы истца и исследованию письменных доказательств. В одном из них ДД.ММ.ГГГГ принимал участие представитель, заявив ходатайство об отложении судебного заседания для ознакомления с материалами дела. К тому же, истцом не представлено объективных доказательств принятия каких-либо мер к изучению рынка юридических услуг в целях поиска лица, готового оказать аналогичную правовую помощь за меньшую плату или на бесплатной основе. Ответчик просит также принять во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на цели, предусмотренные Законом. В соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) утв. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (далее - Положение ПФР), ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым. Таким образом, бюджет ПФР не располагает средствами на оплату судебных расходов. Таким образом, бюджет ПФР не предусматривает средства на оплату судебных расходов.

Оценив доводы заявителя и ответчика, учитывая изложенные обстоятельства дела, а также сложность и категорию спора, объем оказанных услуг и ценность защищаемого права, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу истца судебные расходы на оплату юридических услуг в общем размере 5 000 руб.

При этом, суд учитывает что в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ интересы истца представляло лицо, не по указанным выше договорам, соответственно, при предоставлении доказательств оплаты юридических услуг представителя Колмакова А.М. сторона истца не лишена будет права на обращение в порядке ст. 104 ГПК РФ с заявлением о дополнительном распределении судебных расходов, с соблюдением 3-х месячного срока обращения в суд.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д. 17).

С учетом положений ст. 333.19, п. 3 ч.1 ст. 333.40 НК РФ и ст.ст. 90, 93 ГПК РФ, излишне уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит возврату истцу из соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. 90 ГПК РФ и ч. 3 ст. 333.40 НК РФ возврат государственной пошлины производится по заявлению плательщика, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются соответствующие решения или определения судов. Возврат суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который она была оплачена.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Ибадова А.Г. – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области включить в общий страховой стаж работы Ибадова А.Г., периоды его работы в Совхозе «<данные изъяты>» Республики Казахстан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в Совхозе «<данные изъяты>» Республики Казахстан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в пользу Ибадова А.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы по оплате юридических услуг – 5000 рублей.

Возвратить Ибадову А.Г. из соответствующего бюджета частично излишне уплаченную государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей, уплаченную по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Омское отделение от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                         Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 21.01.2022г.

2-133/2022 (2-4333/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ибадов Александр Гурбанович
Ответчики
ОПФР по Омской области
Другие
Колмаков Александр Михайлович
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Васильева Татьяна Александровна
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Подготовка дела (собеседование)
17.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2022Дело оформлено
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее