Решение по делу № 2-1828/2024 от 25.01.2024

Дело № 2-1828/2024

66RS0003-01-2024-000359-57

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2024 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 25 апреля 2024 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Пушкаревой А.М., с участием прокурора Шабалиной А.Н., представителей истца Морозова А.Ю., Кайбышева Д.Г.,представителя ответчика Кочнева Г.А., представителя третьего лица Кицмана В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Российской Федерации в лице Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (далее – МУП «Водоканал»). Установлено, что МУП «Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения Северной аэрационной станции и участка водоотведения в п. Северка, является водопользователем и в соответствии с Решениями о предоставлении водного объекта в пользование от 28 декабря 2022 года и от 21 октября 2019 года осуществляет сброс сточных вод в водные объекты реку Камышенку и реку Северку. В ходе проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 08, 15 и 22 июня 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 1 МУП «Водоканал» в реку Камышенка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал». Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект. 01, 16 июня и 04 июля 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 4 МУП «Водоканал» в реку Северка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал». Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект. Произведено исчисление вреда, причиненного МУП «Водоканал» водным объектам: реке Камышенка в размере 356200 рублей, реке Северка – 8787 рублей, всего 364987 рублей. Реки Камышенка и Северка находятся в федеральной собственности, их загрязнение нарушает права Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.

Просит взыскать с МУП «Водоканал» в пользу Российской Федерации ущерб в размере 364987 рублей, причиненный в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указано, что отбор проб осуществлялся в присутствии специалиста МУП «Водоканал» в местах, им указанных. Наличие вреда предполагается.

Представители Уральского межрегионального управления РосприроднадзораМорозов А.Ю., Кайбышев Д.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали.

Представитель ответчика Зыбин Д.М., действующий на основании доверенности, представил отзыв на исковое заявление /л.д. 209-211/, согласно которому МУП «Водоканал» с требованиями прокурора не согласно. Место отбора проб выпуска № 4 в рамках проведения проверки не соответствует месту сброса сточных вод, оценить фактически полученные результаты с нормативными значениями не представляется возможным, так как место отбора не является занормированным. Согласно полученному ответу из Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, фактов гибели рыбы, водных биологически ресурсов в реке Камышенка в период с 08 по 22 июня 2023 года, в реке Северка в период с 01 июня по 04 июля 2023 года специалистами не зафиксировано. Информации о гибели рыбы, водных биологических ресурсов в отношении данных водных объектов в 2023 году не поступало. Основания для удовлетворения требований отсутствуют.

В судебном заседании представитель ответчика Кочнев Г.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы отзыва поддержал.

Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» Кицман В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что место отбора проб на реке Северка указано представителем МУП «Водоканал» при проведении отбора, проверено фактически. Место по координатам не соответствует документам, выпуск вод установлен фактически при проведении проверки. При отборе проб также отбор проводила лаборатория МУП «Водоканал».

Заслушав прокурора, представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив доказательства каждое в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, никем не оспаривается, что МУП «Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения Северной аэрационной станции и участка водоотведения в п. Северка, является водопользователем и в соответствии с Решениями о предоставлении водного объекта в пользование от 28 декабря 2022 года № 66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С1011-20608/00 и от 21 октября 2019 года № 66-14.01.05.005-Р-РСВХ-С-2019-06983-/00 осуществляет сброс сточных вод в водные объекты реку Камышенку и реку Северку.

Реки Камышенка и Северка находятся в федеральной собственности.

12 мая 2023 года Свердловским межрайонным природоохранным прокурором принято решение о проведении проверки в отношении МУП «Водоканал» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 08, 15 и 22 июня 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 1 МУП «Водоканал» в реку Камышенка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал». При проведении отбора проб участвовал специалист МУП «Водоканал», проведен отбор проб аккредитованной лабораторией МУП «Водоканал».

Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект:

Протокол № 1294/23-В(Е) от 03 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,111 мг/дм3 при допустимом 0,05, нитрат-анион 56 мг/дм3 при допустимом 40;

Протокол № 1642/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,106 мг/дм3 при допустимом 0,05, нитрат-анион 64 мг/дм3 при допустимом 40;

Протокол № 1645/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,099 мг/дм3 при допустимом 0,05, нитрат-анион 54 мг/дм3 при допустимом 40.

01, 16 июня и 04 июля 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 4 МУП «Водоканал» в реку Северка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал».

Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект:

Протокол № 1058/23-В(Е) от 21 июня 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,197 мг/дм3 при допустимом 0,11, фосфаты (по фосфору) 2,04 мг/дм3 при допустимом 1,13;

Протокол № 1629/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,112 мг/дм3 при допустимом 0,11, фосфаты (по фосфору) 2,04 мг/дм3 при допустимом 1,13;

Протокол № 1633/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,117 мг/дм3 при допустимом 0,11, фосфаты (по фосфору) 1,93 мг/дм3 при допустимом 1,13.

Доводы МУП «Водоканал» относительно неверного определения места выпуска сточных вод № 4 в реку Северка, то из материалов дела действительно следует, что по координатам выпуск № 4 не соответствует месту отбора проб выпуска № 4. Вместе с тем, при проведении проверки, при непосредственном отборе проб с участием специалиста МУП «Водоканал» о таком несоответствии не указано. Никак не опровергнуты пояснения представителя ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» о том, что место выпуска № 4 обозначено при проведении проверки представителем МУП «Водоканал», а также установлено фактически в момент отбора проб – в процессе отбора осуществлен сброс вод по указанию МУП «Водоканал».

Кроме того, при отборе проб ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» МУП аккредитованная лаборатория МУП «Водокала» также осуществляла отбор проб. Результаты не представлены ни при проведении проверки, ни при рассмотрении гражданского дела.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Обязанность водопользователей не допускать причинение вреда окружающей среде закреплена в п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полномобъеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.

Приказом Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года № 87 утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора произведено исчисление вреда, причиненного МУП «Водоканал» водным объектам. Согласно расчетам, реке Камышенка причинен вред в размере 356200 рублей, реке Северка – 8787 рублей, всего 364987 рублей.

Согласно п. 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»,по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Таким образом, имеются основания для возложения на МУП «Водоканал» обязанности по возмещению ущерба,причиненного в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в размере 364987 рублей. Доказательств, указывающих на наличие иных факторов как основание для возникновения негативных последствий, чем действия МУП «Водоканал», не представлено.

Согласно п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской ФедерацииПлатежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МУП «Водоканал» в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6849 рублей 87 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915) о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915) в пользу Российской Федерации ущерб, причиненный в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в размере 364987 рублей.

Взыскать с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915) в бюджет государственную пошлину в размере 6849 рублей 87 копеек.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Войт

Дело № 2-1828/2024

66RS0003-01-2024-000359-57

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2024 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 25 апреля 2024 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Пушкаревой А.М., с участием прокурора Шабалиной А.Н., представителей истца Морозова А.Ю., Кайбышева Д.Г.,представителя ответчика Кочнева Г.А., представителя третьего лица Кицмана В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Российской Федерации в лице Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (далее – МУП «Водоканал»). Установлено, что МУП «Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения Северной аэрационной станции и участка водоотведения в п. Северка, является водопользователем и в соответствии с Решениями о предоставлении водного объекта в пользование от 28 декабря 2022 года и от 21 октября 2019 года осуществляет сброс сточных вод в водные объекты реку Камышенку и реку Северку. В ходе проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 08, 15 и 22 июня 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 1 МУП «Водоканал» в реку Камышенка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал». Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект. 01, 16 июня и 04 июля 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 4 МУП «Водоканал» в реку Северка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал». Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект. Произведено исчисление вреда, причиненного МУП «Водоканал» водным объектам: реке Камышенка в размере 356200 рублей, реке Северка – 8787 рублей, всего 364987 рублей. Реки Камышенка и Северка находятся в федеральной собственности, их загрязнение нарушает права Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.

Просит взыскать с МУП «Водоканал» в пользу Российской Федерации ущерб в размере 364987 рублей, причиненный в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указано, что отбор проб осуществлялся в присутствии специалиста МУП «Водоканал» в местах, им указанных. Наличие вреда предполагается.

Представители Уральского межрегионального управления РосприроднадзораМорозов А.Ю., Кайбышев Д.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали.

Представитель ответчика Зыбин Д.М., действующий на основании доверенности, представил отзыв на исковое заявление /л.д. 209-211/, согласно которому МУП «Водоканал» с требованиями прокурора не согласно. Место отбора проб выпуска № 4 в рамках проведения проверки не соответствует месту сброса сточных вод, оценить фактически полученные результаты с нормативными значениями не представляется возможным, так как место отбора не является занормированным. Согласно полученному ответу из Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, фактов гибели рыбы, водных биологически ресурсов в реке Камышенка в период с 08 по 22 июня 2023 года, в реке Северка в период с 01 июня по 04 июля 2023 года специалистами не зафиксировано. Информации о гибели рыбы, водных биологических ресурсов в отношении данных водных объектов в 2023 году не поступало. Основания для удовлетворения требований отсутствуют.

В судебном заседании представитель ответчика Кочнев Г.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы отзыва поддержал.

Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» Кицман В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что место отбора проб на реке Северка указано представителем МУП «Водоканал» при проведении отбора, проверено фактически. Место по координатам не соответствует документам, выпуск вод установлен фактически при проведении проверки. При отборе проб также отбор проводила лаборатория МУП «Водоканал».

Заслушав прокурора, представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив доказательства каждое в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, никем не оспаривается, что МУП «Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения Северной аэрационной станции и участка водоотведения в п. Северка, является водопользователем и в соответствии с Решениями о предоставлении водного объекта в пользование от 28 декабря 2022 года № 66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С1011-20608/00 и от 21 октября 2019 года № 66-14.01.05.005-Р-РСВХ-С-2019-06983-/00 осуществляет сброс сточных вод в водные объекты реку Камышенку и реку Северку.

Реки Камышенка и Северка находятся в федеральной собственности.

12 мая 2023 года Свердловским межрайонным природоохранным прокурором принято решение о проведении проверки в отношении МУП «Водоканал» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» 08, 15 и 22 июня 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 1 МУП «Водоканал» в реку Камышенка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал». При проведении отбора проб участвовал специалист МУП «Водоканал», проведен отбор проб аккредитованной лабораторией МУП «Водоканал».

Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект:

Протокол № 1294/23-В(Е) от 03 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,111 мг/дм3 при допустимом 0,05, нитрат-анион 56 мг/дм3 при допустимом 40;

Протокол № 1642/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,106 мг/дм3 при допустимом 0,05, нитрат-анион 64 мг/дм3 при допустимом 40;

Протокол № 1645/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,099 мг/дм3 при допустимом 0,05, нитрат-анион 54 мг/дм3 при допустимом 40.

01, 16 июня и 04 июля 2023 года произведен отбор проб очищенных сточных вод на выпуске № 4 МУП «Водоканал» в реку Северка, а также отбор проб природных поверхностных вод реки Камышенки выше и ниже по течению относительно выпуска МУП «Водоканал».

Установлено несоблюдение допустимой концентрации загрязняющих веществ в выпуске сточных вод в водный объект:

Протокол № 1058/23-В(Е) от 21 июня 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,197 мг/дм3 при допустимом 0,11, фосфаты (по фосфору) 2,04 мг/дм3 при допустимом 1,13;

Протокол № 1629/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,112 мг/дм3 при допустимом 0,11, фосфаты (по фосфору) 2,04 мг/дм3 при допустимом 1,13;

Протокол № 1633/23-В(Е) от 26 июля 2023 года: нефтепродукты (нефть) 0,117 мг/дм3 при допустимом 0,11, фосфаты (по фосфору) 1,93 мг/дм3 при допустимом 1,13.

Доводы МУП «Водоканал» относительно неверного определения места выпуска сточных вод № 4 в реку Северка, то из материалов дела действительно следует, что по координатам выпуск № 4 не соответствует месту отбора проб выпуска № 4. Вместе с тем, при проведении проверки, при непосредственном отборе проб с участием специалиста МУП «Водоканал» о таком несоответствии не указано. Никак не опровергнуты пояснения представителя ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» о том, что место выпуска № 4 обозначено при проведении проверки представителем МУП «Водоканал», а также установлено фактически в момент отбора проб – в процессе отбора осуществлен сброс вод по указанию МУП «Водоканал».

Кроме того, при отборе проб ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» МУП аккредитованная лаборатория МУП «Водокала» также осуществляла отбор проб. Результаты не представлены ни при проведении проверки, ни при рассмотрении гражданского дела.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Обязанность водопользователей не допускать причинение вреда окружающей среде закреплена в п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полномобъеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.

Приказом Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года № 87 утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора произведено исчисление вреда, причиненного МУП «Водоканал» водным объектам. Согласно расчетам, реке Камышенка причинен вред в размере 356200 рублей, реке Северка – 8787 рублей, всего 364987 рублей.

Согласно п. 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»,по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Таким образом, имеются основания для возложения на МУП «Водоканал» обязанности по возмещению ущерба,причиненного в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в размере 364987 рублей. Доказательств, указывающих на наличие иных факторов как основание для возникновения негативных последствий, чем действия МУП «Водоканал», не представлено.

Согласно п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской ФедерацииПлатежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МУП «Водоканал» в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6849 рублей 87 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915) о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915) в пользу Российской Федерации ущерб, причиненный в результате сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в размере 364987 рублей.

Взыскать с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915) в бюджет государственную пошлину в размере 6849 рублей 87 копеек.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Войт

2-1828/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
ЕМУП "Водоканал"
Другие
ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО»
Шутов Кирилл Николаевич
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2024Передача материалов судье
01.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее