Дело № 2-3271/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 18 апреля 2017 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Юкиной Т.Л., при секретаре Репиной А.С., с участием истца Николаевой Е.А., представителя истца по доверенности Белякова Д.В., представителя ответчика по доверенности Накрошаева А.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» по доверенности Карповой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевой Е. А. к Департаменту здравоохранения Вологодской области о признании права на лекарственное обеспечение и понуждение к бесплатному обеспечению лекарственным препаратом по медицинским показаниям,
установил:
Николаева Е.А. является инвалидом № группы по общему заболеванию. Инвалидность впервые установлена 04 мая 2016 года на срок до 01 июня 2017 года.
Истцу постановлен диагноз – <данные изъяты>)»
Письмом от 13 апреля 2017 года ответчик Департамент здравоохранения Вологодской области сообщил истцу об отсутствии оснований для организации лекарственного обеспечения её лекарственным препаратом Респикам.
Николаева Е.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за нею право на бесплатное обеспечение по медицинским показаниям лекарственным препаратом Респикам (МНН-Альфа1-протеиназы ингибитор), обязать Департамент здравоохранения Вологодской области бесплатно обеспечивать по медицинским показаниям Николаеву Е.А. указанным лекарственным препаратом из расчёта еженедельной потребности 1 флакон препарата в соответствии с медицинскими показаниями, длительно, до отмены препарата лечащим врачом, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование иска Николаева Е.А. указала, что, несмотря на проведение базисной терапии, состояние её здоровья постоянно ухудшается, происходят необратимые последствия, по жизненным показаниям ей необходим препарат Респикам, по своему лекарственному воздействию это единственный препарат, приводящий к улучшению состояния здоровья и поддержанию жизни, отсутствие лечения указанным препаратом приведёт к жизнеугрожающим последствиям.
В судебном заседании истец Николаева Е.А. и её представитель по доверенности Беляков Д.В. исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Накрошаев А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» по доверенности Карпова Ю.И. в судебном заседании пояснила, что имеющееся у истца заболевание не относится к числу редких (орфанных) заболеваний.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области и БУЗ ВО «Череповецкая городская больница №», будучи надлежащим образом извещёнными о дне, времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участников производства по делу, изучив материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с 12 по 22 апреля 2016 года Николаева Е.А. находилась в клинике <данные изъяты> и ей рекомендовано продолжить ингаляционную терапию <данные изъяты>
В период с 29 августа по 09 сентября 2016 года Николаева Е.А. находилась на лечении в БУЗ ВО «Череповецкая городская больница №», ей был рекомендован препарат Респикам.
ДД.ММ.ГГГГ Николаева Е.А. была консультирована в Федеральном государственном бюджетном учреждении <данные изъяты>, и ей рекомендовано продолжать базисную терапию <данные изъяты>
Согласно выписке из протокола решения врачебной комиссии БУЗ ВО «Черпеповецкая городская больница №» от 10 января 2017 года по жизненным показаниям на основании рекомендаций <данные изъяты> Николаева Е.А. имеет медицинские показания для проведения заместительной терапии альфа1-антитрипсином (Респикам) 4 флакона на месяц, 1 флакон в неделю в/в капельно. Заключение ФГБУ <данные изъяты> направлено в БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» пульмонологу для решения вопроса о возможности проведения заместительной терапии Респикамом.
Согласно заключению поликлинического отделения БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» от 08 февраля 2017 года Николаевой Е.А. рекомендована по жизненным показаниям заместительная терапия альфа1-антитрипсином (Респикам) еженедельно 4 флакона в/в капельно постоянно.
В период с 03 по 14 апреля 2017 года истец вновь находилась на лечении в БУЗ ВО «Череповецкая городская больница №», при этом препарат Респикам ей не был рекомендован.
Согласно ответу Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт пульмонологии» от 07 апреля 2017 года № на судебный запрос лекарственный препарат Респикам в настоящее время не входит в стандарты лечения пульмонологических больных, опыта лечения Респикамом не имеется, рекомендована повторная госпитализация по направлению учреждения здравоохранения Вологодской области для решения вопроса о необходимости заместительной терапии в пульмонологическое отделение № клиники НИИ интерстициальных и орфанных заболеваний легких клиники научно-клинического исследовательского центра ФГБОУ ВО ПСПбГМУ имени И.П. Павлова Минздрава России.
Согласно объяснениям истца, данным ею в судебном заседании, препарат Респикам она ни разу не пробовала.
Из материалов дела следует, что препарат Респикам включён в Государственный реестр лекарственных средств (номер регистрационного удостоверения ЛСР-003707/10).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определённые гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия (статья 6.2).
Частью 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
При этом действует правило, установленное пунктами 1 и 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Вместе с тем, сам по себе факт назначения врачебной комиссией медицинской организации того или иного препарата не влечёт возникновения права гражданина на его бесплатное получение.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года №.
В соответствии с указанной программой истец не имеет право на бесплатное получение лекарственного препарата Респикам для лечения имеющегося у неё заболевания «Первичная эмфизема легких. Дефицит альфа 1-антитрипсина. Генотип PIZZ.)
Лица, которым поставлен диагноз «Первичная эмфизема легких. Дефицит альфа 1-антитрипсина. Генотип PIZZ.) не включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года №.
Имеющееся у истца заболевание не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 года №.
Препарат Респикам не входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2016 года №. В то же время, назначенные Николаевой Е.А. препараты ипратропия бромид и формотерол в указанный перечень входят.
Частью 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Из материалов дела следует, что Николаева Е.А. воспользовалась данным правом и отказалась от получения социальных услуг на 2017 год.
При таких обстоятельствах, в настоящее время отсутствуют основания для возложения на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанности по организации обеспечения Николаевой Е.А. лекарственным препаратом Респикам, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2017 ░░░░.