Дело № 3а-48/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2020 года |
г. Псков |
Псковский областной суд в составе:
председательствующего Анашкиной М.М.,
при секретаре Бошковой А.Н.,
с участием представителя административного истца Головачева Д.В. - Саркисян М.О., представителя административного ответчика – Администрации Псковской области Шульженко Э.В.,
рассмотрев административное дело по административному иску об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Головачев Д.В. обратился в суд к Администрации Псковской области, Управлению Росреестра по Псковской области с административным иском об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером (****), расположенное по адресу: <****>, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 19 ноября 2011 г. составляет 8687361,6 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости указанного объекта недвижимости от 24 августа 2020 г. № 87-08-20, подготовленному ООО «Бюро Оценки», величина рыночной стоимости указанного нежилого помещения составляет 3 149000 руб.
Установленная кадастровая стоимость помещения существенно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает права административного истца как собственника объекта недвижимости и плательщика налогов.
Административный истец, представители административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области и заинтересованного лица Администрации Опочецкого района, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения участвующих в деле лиц суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), не видит препятствий для рассмотрения административного иска в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного истца Саркисян М.О. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска.
Представитель административного ответчика Администрации Псковской области Шульженко Э.В. возражений относительно заявленных исковых требований не представил, оставил вопросы о восстановлении срока на подачу административного иска и об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства, суд признает требования Головачева Д.В. об установлении кадастровой стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Часть 3 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Головачев Д.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером (****), площадью 555,6 кв.м., расположенного по адресу: <****> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06 февраля 2018 г. и свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером (****) по состоянию на 19 ноября 2011 г. определена в размере 8687361,6 руб.
Сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 августа 2013 г.
Согласно отчету № 87-08-20 об оценке рыночной стоимости трех нежилых помещений, выполненного ООО «Бюро Оценки», по состоянию на 19 ноября 2011 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером (****) составляет 3 149000 руб.
Из представленной в судебное заседание выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (****) на 05 октября 2020 г. следует, что Постановлением Администрации Псковской области от 22 мая 2020 г. № 176 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, 03 июня 2020 г. результаты государственной кадастровой оценки внесены в ЕГРН, согласно которой по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (****) составляет 3480984,01 руб., дата начала применения названной кадастровой стоимости – 27 мая 2020 г.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Поскольку на дату обращения с настоящим иском в суд сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости для целей налогообложения, и действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы, то заявленные исковые требования подлежат рассмотрению по существу.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости подан с пропуском срока, предусмотренного часть 3 статьи 245 КАС РФ, однако суд считает возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении процессуального срока по следующим основаниям.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
Из материалов дела следует, что о размере установленной кадастровой стоимости названного объекта недвижимости Головачеву Д.В. стало известно после получения налогового уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 – 2018 г.г.
Головачев Д.В. обжаловал в судебном порядке действия налоговой службы по начислению данного налога.
Поскольку в удовлетворении административного иска судом было отказано, то Головачев Д.В. для снижения налогового бремени избрал иной способ защиты права, направленный на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В связи с чем, 24 августа 2020 г. заключил договор с ООО «Бюро Оценки» на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения, после получения Отчета обратился с административным иском в Псковский областной суд.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным истцом предприняты меры по оспариванию результатов кадастровой стоимости в течение года с того момента, как ему стало известно о применении в отношении указанного объекта недвижимости кадастровой стоимости, пропуск установленного законом срока на подачу административного иска произошел по причинам, не зависящим от административного истца.
В связи с изложенным, суд считает, что установленный законом срок пропущен по уважительным причинам, имеются основания для его восстановления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Согласно статье 24.18 ФЗ № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 указанного закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 ФЗ № 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта.
Из представленного отчета № 87-08-20 об оценке рыночной стоимости трех нежилых помещении, выполненного ООО «Бюро Оценки», следует, что по состоянию на 19 ноября 2011 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером (****) составляет 3 149000 руб.
Возражений относительно метода оценки и использованных в отчете сведений от административных ответчиков не поступило.
Оценив представленный отчет, суд признает его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности.
Суд учитывает, что оценщиком стоимость объектов определена затратным подходом к оценке, на основе полученных результатов оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости объектов.
Отчет об оценке рыночной стоимости указанного помещения составлен в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к таким отчетам.
Оценка рыночной стоимости произведена оценщиком, являющимся членом Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», имеющим диплом о профессиональной переподготовке, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, полис обязательного страхования ответственности оценщика.
Лицами, участвующими в деле, возражений относительно представленных административным истцом доказательств, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд принимает указанный отчет как доказательство рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером (****), и считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 ФЗ № 135-ФЗ, пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).
Поскольку Головачев Д.В. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, а административное исковое заявление было подано в суд 14 сентября 2020 г., что следует из входящего штемпеля Псковского областного суда, то датой обращения за пересмотром кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости следует считать дату обращения в Псковский областной суд с настоящим иском – 14 сентября 2020 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, является основанием для внесения этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также для учета рыночной стоимости при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Кроме того, как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
С учетом данного разъяснения, а также того обстоятельства, что Постановлением Администрации Псковской области от 22 мая 2020 г. № 176 в ЕГРН внесены очередные результаты государственной кадастровой оценки, которые подлежат применению с 27 мая 2020 г., суд считает необходимым указать дату действия установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости – до 26 мая 2020 г. включительно.
Руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Головачева Д.В. к Администрации Псковской области, Управлению Росреестра по Псковской области об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером (****), площадью 555,6 кв.м., назначение: нежилое, расположенного по адресу: <****>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости – 3149 000 руб., по состоянию на 19 ноября 2011 г. Дата действия данной кадастровой стоимости – до 26 мая 2020 г. включительно.
Установить датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости – 14 сентября 2020 г.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2020 г.
Судья Псковского областного суда М.М. Анашкина