Дело №2-1-9477/2024
УИД 40RS0001-01-2024-011567-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при секретаре Соколовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 30 октября 2024 года гражданское дело по иску Пройдиной Р.С. к Пройдиной Ю.С. о признании недействительным отказа от наследства,
УСТАНОВИЛ:
29 июля 2024 года Пройдина Р.Е. обратилась в суд с иском к Пройдиной Ю.С., нотариусу г.Калуги Беляевой Е.Е., указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын ФИО, после смерти которого открылось наследство. Наследниками первой очереди в силу положений ст.1142 ГК РФ являются истец, супруга Пройдина Ю.С., дочь Пройдина Д.С., сын Пройдин Е.С. и дочь Пройдина К.С. ДД.ММ.ГГГГ истцом совершен отказ от наследства в пользу Пройдиной Ю.С. путем подачи нотариусу г.Калуги Беляевой Е.Е. соответствующего заявления. Данный отказ был обусловлен ее предварительной договоренностью с ответчиком о ее пожизненном содержании с иждивением, в том числе о выплате ответчиком ей денежной суммы и обеспечение ее уходом. Однако с апреля 2024 года истец перестала получать денежные средства и уход от ответчика. Полагает, что ее волеизъявление на момент совершение отказа не было направлено на безусловный и безоговорочный отказ от наследства, поскольку отказ от наследства был обусловлен обязательством ответчика содержать истца. Просит признать недействительным ее отказ от наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Пройдиной Ю.С., зарегистрированный под № нотариусом Калужского нотариального округа г.Калуги Беляевой Е.Е.
По ходатайству истца нотариус Беляева Е.Е. исключена из числа ответчиков по делу и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Истец Пройдина Р.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежаще, ее представители по доверенности Корсаков А.В. и Дерюгина Т.А. в судебном заседании требования поддержали, пояснив, что в период жизни ФИО содержал Пройдину Р.С., после его смерти Пройдина Ю.С. пообещала продолжить содержать истца при условии, если последняя откажется от наследства в ее пользу, что и было сделано истцом. Однако в последующем ответчик отказалась предоставлять содержание и уход истцу.
Ответчик Пройдина Ю.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежаще, ее представители Халявина Е.В. и Дегтярев С.О. в судебном заседании требования не признали, просили в иске отказать.
Третье лицо Пройдин Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежаще, его представители по доверенности Халявина Е.В. и Дегтярев С.О. в судебном заседании просили в иске отказать.
Третье лицо нотариус Беляева Е.Е. в судебном заседании удовлетворение требований оставила на усмотрение суда, при этом пояснив, что неоднократно до принятия от Пройдиной Р.Е. заявления об отказе от наследства в пользу ответчика беседовала с истцом, разъясняла ей последствия отказа от наследства, однако Пройдина Р.Е. по своей воле приняла решение отказаться от наследства в пользу ответчика.
Третьи лица Пройдина Д.С., Пройдина К.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежаще.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, материалы наследственного дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Кодексом.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п. 2 ст. 1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 1158 ГК РФ, отказ от наследства с оговорками или под условием не допускается.
Отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства (статья 1159 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа) могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указано в п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», отказ от наследства в пользу других лиц (направленный отказ) может быть совершен лишь в пользу лиц из числа наследников по завещанию, а также наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию.
Из анализа вышеприведенных положений материального закона следует, что отказ от наследства по своей сути является односторонней сделкой, которая может быть признана недействительной.
Из содержания п. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: 1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; 2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; 3) сторона заблуждается в отношении природы сделки; 4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; 5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
Согласно п. 1 ст. 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
В силу п. 2 ст. 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО, что подтверждается свидетельством о смерти.
Нотариусом нотариального округа г.Калуга Калужской областной нотариальной палаты РФ Беляевой Е.Е. открыто наследственной дело к имуществу умершего ФИО
Как следует из материалов наследственного дела, завещание умершим составлено не было.
В силу положений ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди к имуществу умершего являются: мать Пройдина Р.Е., супруга Пройдина Ю.С., дочери Пройдина Д.С. и Пройдина К.С., сын Пройдин Е.С.
В установленном законом порядке к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО обратилась супруга умершего – Пройдина Ю.С., действующая в том числе от имени сына Пройдина Е.С., дочь Пройдина Д.С., дочь Пройдина К.С.
Также из материалов наследственного дела следует, что мать умершего - Пройдина Р.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу с заявлением об отказе по всем основаниям наследования от причитающегося ей наследства, оставшегося после смерти ФИО в пользу его жены – Пройдиной Ю.С.
Как следует из указанного заявления, содержания ст.ст. 1157 и 1158 ГК РФ ей нотариусом разъяснены и понятны; при этом из заявления также следует, что содержание данного заявления прочитано Пройдиной Р.Е. лично и зачитано ей вслух.
Нотариусом Беляевой Е.Е. засвидетельствована подлинность подписи Пройдиной Р.Е., заявление зарегистрировано в реестре за номером №.
Из материалов наследственного дела следует, что наследникам, обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО, а также супруге Пройдиной Ю.С. выданы свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу.
Как следует из пояснений нотариуса Беляевой Е.Е., данных в ходе судебного разбирательства, Пройдина Р.Е. лично ей сообщила о желании отказаться от наследства в пользу именно Пройдиной Ю.С., при этом нотариусом ей подробно были разъяснены последствия такого отказа, однако Пройдина Р.Е. настаивала на принятии у нее заявления об отказе от наследства в пользу Пройдиной Ю.С.
Также нотариус Беляева Е.Е. пояснила, что ею при принятии отказа от доли в наследстве истцу было разъяснено, что отказ от наследства не может быть совершен под условием или с оговоркой. Данные обстоятельства истец на момент подачи заявления об отказе от наследства отрицала. Доводов о том, что она отказывается от наследства в пользу Пройдиной Ю.С. под условием предоставления последней содержания и ухода не высказывала.
Исходя из предмета и оснований заявленного истцом иска, обстоятельствами, имеющими юридическое значения для дела, являются: установление того, что отказ от наследства имел место вследствие оговорки или под условием, а также установление факта заблуждения истца об объеме наследственных прав и обмана со стороны ответчика. При этом в силу приведенных выше требований норм материального права, с учетом требований статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказать данные обстоятельства лежит на истце. Истец обязан доказать факт наличия у них оснований для такого заблуждения, то есть неправильной оценки ими фактических обстоятельств, связанных с совершением сделки.
Вместе с тем, стороной истца таких доказательств не представлено.
Фактических данных, свидетельствующих о наличии между сторонами предварительной договоренности о том, что отказ истца от наследства будет обусловлен последующим предоставлением истцу постоянного содержания и ухода со стороны ответчика, то есть доказательств того, что волеизъявление истца не было направлено на безусловный и безоговорочный отказ от наследства, не представлено, письменных соглашений о таких намерениях не имеется.
Нотариусом при принятии отказа от наследства истцу разъяснены последствия, а также разъяснено, что отказ от наследства не может быть совершен под условием или с оговоркой. Данные обстоятельства истец на момент подачи заявления об отказе от наследства отрицала, о чем указывает ее волеизъявление на подачу соответствующего заявления.
Кроме того, до выдачи свидетельств о праве на наследство наследникам, принявшим наследство, истец также не обращалась с требованием об отмене заявления об отказе от наследства.
Также истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что при подписании заявления об отказе от наследства она заблуждалась относительно оспариваемой односторонней сделки - отказа от наследства, открывшегося после смерти сына, со стороны нотариуса разъяснены условия отказа от наследственных прав и правовые последствия данного отказа. Совершаемые действия носили добровольный характер, являлись реализацией правомочий, предоставленных законом, и повлекли именно те правовые последствия, на которые они были направлены. Обстоятельств, при которых возможно было бы прийти к выводу о том, что соответствующие действия совершались под влиянием заблуждения, относимыми и допустимыми доказательствами не установлены.
Доказательств того, что на момент подписания данного заявления истец не понимала последствий совершаемой ею сделки, не представлено.
Таким образом, оснований для признания недействительной сделки - отказа Пройдиной Р.Е. от наследства не имеется.
Кроме этого суд считает заслуживающим внимания заявление стороны ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 197 ГК РФ).
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентировано, что срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Пройдиной Р.Е. заявлено требование о признании недействительной оспоримой сделки, соответственно срок исковой давности составляет один год, и исчисляется в рассматриваемом случае со дня, когда истец узнала или должна была узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Вопреки доводам стороны истца оснований для исчисления срока исковой давности по вышеназванному исковому требованию с апреля 2024, когда Поройдина Р.Е. узнала о том, что Пройдина Ю.С. отказывается предоставлять ей содержание, не имеется, поскольку истец достоверно знала о поданном ею ДД.ММ.ГГГГ заявлении об отказе от принятия наследства в пользу супруги умершего сына.
Исковое заявление о признании сделки недействительной подано Пройдиной Р.Е. в суд спустя более двух лет после совершения сделки, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, доводы стороны истца о том, что Пройдина Р.Е. узнала о том, что Пройдина Ю.С. отказывается ей предоставлять содержание и уход в апреле 2024 года, суд находит не состоятельными, поскольку доказательств тому, что между сторонами было заключено соглашение о предоставлении содержания, стороной истца в материалы дела не представлено, кроме того, данные обстоятельства не являются уважительной причиной пропуска установленного законом срока.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем суд отказывает Пройдиной Р.Е. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пройдиной Р.С. к Пройдиной Ю.С. о признании недействительным отказа от наследства - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2024 года.