Дело № Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. г.Богородск
Богородский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего Кувшиновой Т.С.
при секретаре Балакиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Николаева О.В к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительства жилого дома, обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство,
с участием представителя административного истца Пчелиной Е.В.,
у с т а н о в и л:
Николаев О.В. обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Он является собственником земельного участка площадью х кв.м., находящегося по адресу <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Имея намерение осуществить строительство на принадлежащем ему земельном участке, он обратился в МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района <адрес>» за выдачей разрешения. Однако, в этом ему было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника №. Считает данный отказ незаконным, т.к. санитарно-защитная зона данного сибиреязвенного скотомогильника не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Николаев О.В. просил признать недействительным отказ МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке № коттеджного поселка <адрес>; обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть его заявление о выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке.
В судебное заседание административный истец Николаев О.В. надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Пчелина Е.В., действующая по доверенности, заявленные Николаевым О.В. требования по доводам административного иска поддержала.
Представитель МКУ «Управление капительного строительства Богородского муниципального района Нижегородской области», надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8); право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35).
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует земельное законодательство, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно - защитных зонах, при этом ограничение прав подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Судом установлено, что Николаев О.В. является собственником земельного участка кадастровый № площадью х кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу <адрес>.
Николаев О.В. обратился в МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. По его заявлению также был подготовлен градостроительный план указанного земельного участка №.
Из градостроительного плана усматривается, что градостроительный регламент установлен Правилами землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района, утвержденными решением сессии Сельского Совета Доскинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), а также местными нормативами градостроительного проектирования Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденными Решением Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ Участок расположен в зоне х (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В графе «информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» указано, что земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника №.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» известило Николаева О.В. об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке на основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника №).
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство является необоснованным, Николаев О.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
Обстоятельством, послужившим основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, является то, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана, земельный участок с кадастровым номером №, площадью х кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника, биотермической ямы.
В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные право вые акты основываются на следующих принципах, а именно осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
В силу пунктов l-5 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Пунктами 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено: правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании части 1 статьи Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 той же статьи, в выдаче разрешения на строительство может быть отказано, в том числе, в случае несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ, законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В период рассмотрения МКУ «Управление капительного строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» заявления административного истца о выдаче разрешения на строительство действовал административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства и продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию капитальный ремонт объектов капитального строительства», утвержденный постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 02 мая 2017 г. №1346.
В пункте 2.7. указанного административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) является отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.6.1. и 2.6.2 настоящей статьи, или несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
I
Как следует из градостроительного плана принадлежащего административному истцу земельного участка, градостроительный регламент данного земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки сельского поселения «Доскинский сельсовет», утвержденных решением сессии сельского Совета Доскинскогоо сельсовета Богородского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью х кв.м., расположенный по адресу: <адрес> расположен в функциональной зоне х (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Вид, разрешенного использования - размещение индивидуального жилого дома. В пункте 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий», указано, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника (биотермической ямы) №.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. №74, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитар но-защитная зона). Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой УН и приложениями 1-6 к данным Санитарным правилам, Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения (пункты 2.1, 2,2 СанПиН 2.2.112,1.1.1200-03).
Пунктом 5.1 данного СанПиН предусмотрено, что в санитарно- защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с пунктом 7.1.12 Постановления Роспотребнадзора от 25.09.2007 г. №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, скотомогильники с захоронением имеют класс I, санитарно-защитная зона составляет 1 000 м. Данный размер может быть изменен, однако доказательств уменьшения размера указанной зоны для скотомогильника, в материалы дела не представлено.
Правила землепользования и застройки сельского поселения «Доскинский сельсовет», утвержденные решением сессии сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), а также Генеральный план сельского поселения «Доскинский сельсовет» Богородского муниципального района, содержащие данные о наличии санитарно-защитной зоны скотомогильника, биоямы, в пределах которой, как следует из градостроительного плана, находится земельный участок, принадлежащий административному истцу, являются действующими, не отменены, не признаны не соответствующим законодательству.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство жилого дома, по мотиву нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне, является правомерным.
Доводы административного истца о том, что отказом административного ответчика в выдаче разрешения на строительство жилого дома нарушены его права, свободы и законные интересы, поскольку оспариваемый отказ ограничивает его права как собственника земельного участка на возведение жилого дома, суд отклоняет, так как такое ограничение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ.
Ссылка административного истца на то, что за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с видом его разрешенного использования для размещения индивидуального жилого дома, без каких-либо ограничений (обременений), при установленных по делу обстоятельствах, не влияет на законность оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Николаеву О.В в удовлетворении административного иска к Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительства жилого дома, обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд через городской суд.
Судья Т.С.Кувшинова