Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 января 2021 года.
Председательствующий Антонова О.С. Дело № 22-176/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2021 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ибатуллиной Е.Н.,
судей Русановой И.Л., Ростовцевой Е.П.,
при секретаре Соколовой Е.С.,
с участием
прокурора апелляционного отдела прокуратуры Свердловской области Азанова П.П.,
осужденного Лисина Д.А., участвующего в судебном заседании путем применения системы видеоконференцсвязи,
адвоката Гольцева А.О., представляющего интересы осужденного Лисина Д.А. по соглашению,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2021 года с использованием системы видеоконференц-связи уголовное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней адвоката Гольцева А.О., на приговор Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 05 октября 2020 года, которым
Лисин Д.А.,
родившийся <дата>, ранее не судимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде домашнего ареста изменена на заключение под стражу – Лисин Д.А. взят под стражу в зале суда.
На основании ч.3.2 ст.72 УК РФ в срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с 22 ноября 2019 года по 26 августа 2020 года, а так же период с 05 октября 2020 года по день, предшествующий вступлению приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. В силу ч.3.4 ст.72 УК РФ Лисину Д.А. зачтен период нахождения под домашним арестом с 27 августа 2020 года по 04 октября 2020 года в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешена судьба вещественных доказательств и вопрос взыскания процессуальных издержек.
Заслушав доклад судьи Русановой И.Л., выступления осужденного Лисина Д.А. и адвоката Гольцева А.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений, мнение прокурора Азанова П.П., полагавшего приговор суда оставить без изменения как законный и обоснованный, судебная коллегия
установила:
приговором суда Лисин Д.А. признан виновным в покушении на незаконный сбыт 21 ноября 2019 года наркотического средства мефедрона (4-метилметкатинона) массой 170,17 грамм, то есть в крупном размере, но преступление им не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, в связи с его задержанием сотрудниками полиции.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней адвокат Гольцев А.О. просит приговор суда изменить, переквалифицировать действия Лисина Д.А. на ч.2 ст. 228 УКРФ, назначить справедливое наказание. Жалобу мотивирует тем, что вина ЛисинаД.А. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, не подтверждается доказательствами, исследованными в судебном разбирательстве, в приговоре не приведено доказательств, свидетельствующих о совершении Лисиным Д.А. действий, направленных на реализацию наркотических средств, то есть объективной стороны незаконного сбыта. Адвокатом поставлена под сомнение законность обыска в жилище Лисина Д.А., проведенного в ночное время. Назначенное наказание в виде 10 лет лишения свободы защитник считает чрезмерно суровым, не соответствующим степени общественной опасности, совершенного преступления, тяжести содеянного, назначенным без учета всех смягчающих и характеризующих личность обстоятельств.
В возражениях на апелляционную жалобу адвоката и дополнения к ней заместитель прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга Насибуллина А.А. просит приговор в отношении Лисина Д.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката Гольцева О.А. без удовлетворения.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений, заслушав участников судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы суда о виновности Лисина Д.А. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на исследованных в судебном разбирательстве доказательствах, которым суд в приговоре дал надлежащую юридическую оценку.
Все доводы апелляционной жалобы и дополнений защитника сводятся к переоценке тех доказательств, которые были исследованы судом и получили оценку в приговоре.
Судом обоснованно признаны достоверными и положены в основу приговора показания свидетеля С.А.А. пояснившего, что в Управление по незаконному обороту наркотических средств поступила информация о том, что Лисин Д.А. занимается незаконным сбытом наркотических средств на территории г. Екатеринбурга. Было организовано и проведено оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение». Около 15:00 21 ноября 2019 года Лисин Д.А. был задержан, при нем находилась сумка, в которой были обнаружены и изъяты: сотовые телефоны, банковские карты, свертки с веществом.
Свидетели Л.С.И. и Т.А.А. суду показали, что принимали участие в качестве понятых при личном досмотре Лисина Д.А. <дата>, когда из сумки, находящейся при нем, были обнаружены и изъяты: девятнадцать полимерных свертков, одна полимерная крышка с веществом внутри, два сотовых телефона ... и телефон ... семь банковских карт, образцы слюны.
Из протокола личного досмотра Лисина Д.А. усматривается изъятие из сумки, находящейся при Лисине Д.А. 19 полимерных свертков с веществом внутри, полимерной крышки с веществом внутри, сотовых телефонов ... банковских карт, образцов слюны.
Свидетель С.М.О. показал, что участвовал в качестве понятого при обыске, проводимом в <адрес> по месту проживания Лисина Д.А., в ходе обыска обнаружены и изъяты: 75 слепков из цемента, 2 пакета с веществом и 1 сверток из фольги, коробка с пакетами типа «зип-лок», упаковка с изолентой черного цвета, электронные весы, рулон изоленты черного цвета, пакет с магнитами, ноутбук и планшет.
Показания указанных свидетелей последовательны, логичны, согласуются с их показаниями в ходе предварительного расследования, письменными материалами дела, обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами и положены в основу приговора.
Согласно протоколу обыскав <адрес> было обнаружено и изъято 78 цементных слепков. Три слепка были разбиты, внутри обнаружены два пакета с веществом и 1 сверток из фольги. Также были обнаружены и изъяты: коробка с пакетам типа «зип-лок», упаковка с изолентой черного цвета, электронные весы, рулон изоленты черного цвета, пакет типа «зип-лок» с магнитами», ...
Постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 22 ноября 2019 года производство обыска в жилище Лисина Д.А. в случае, не терпящем отлагательства, признано законным.
Доводы защитника о незаконности проведенного обыска, судебная коллегия считает необоснованными, так как о законности данного следственного действия свидетельствует решение суда, проведение обыска являлось необходимым с целью отыскание веществ, свободный оборот которых запрещен в Российской Федерации и иных доказательств причастности Лисина Д.А. к незаконному обороту наркотиков.
В соответствии со справкой о предварительном исследовании ... вещество из одного свертка, изъятого а ходе личного досмотра Лисина Д.А., содержит в своем составе синтетическое вещество мефедрон (4-метилметкатинон) массой 2, 94 грамм, которое относится к наркотическим средствам.
Согласно заключению экспертов ..., представленные на экспертизу вещества содержат мефедрон (4-метилметкатинон) - наркотическое средство общей массой 170,13 грамм; на представленных двух фрагментах изоляционной ленты черного цвета, трех фрагментах липкой ленты скотч, крышке отсека от батареек весов, крышке весов, батарейках, находящихся внутри весов, обнаружен пот, произошедший от Лисина Д.А.; фрагменты <№> изоляционной ленты, которыми были перемотаны пакетики с веществом, изъятые в ходе личного досмотра Лисина Д.А. и изоляционная лента на рулоне, изъятая 21 ноября 2019 года в ходе обыска в квартире Лисина Д.А., обладают общими групповыми признаками (форма, размер (ширина), толщина, цвет, структура материала) и индивидуальными признаками; фрагменты <№>-<№> изоляционной ленты, которыми ранее были перемотаны пакетики с веществом, изъятые в ходе личного досмотра Лисина Д.А. и торец изоляционной ленты на рулоне, изъятом в ходе обыска в квартире Лисина Д.А., ранее составляли единое целое.
Выводы экспертов надлежащим образом мотивированы, экспертиза проведена специалистами, имеющими высшее образование, экспертную специальность – исследование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, стаж работы экспертной деятельности более 4 лет, экспертную специальность – «трассологическая экспертиза» стаж работы по экспертной специальности более 16 лет; экспертную специальность – исследование ДНК, стаж работы по специальности более 3 лет.
В сотовом телефоне ... установлена программа ..., в которой Лисин Д.А. под ником ... переписывался с пользователем под именем ... в ходе разговора последняя указала, что его «… суженая кричит на каждом углу как ты закладки делаешь …»
Исследованные доказательства с очевидностью подтверждают то обстоятельство, что Лисин Д.А. незаконно приобрел наркотическое средство мефедрон с целью незаконного сбыта, 21 ноября 2019 года, часть приобретенного, расфасованного наркотического средства поместил в сумку, с которой вышел из дома с целью размещения наркотических средств в тайники, но преступление им не было доведено до конца, так как он был задержан сотрудниками полиции, наркотическое средство изъято из незаконного оборота. В ходе обыска в квартире, где проживал только Лисин Д.А. были обнаружены расфасованные наркотические средства, помещенные в упаковку удобную для сбыта.
Судебная коллегия считает, что масса изъятого из сумки, находящейся при ЛисинеД.А. и в квартире, где проживал Лисин Д.А. наркотика, его расфасовка, наличие у Лисина Д.А. электронных весов, изоляционной ленты, магнитов, переписка в телефоне, свидетельствует именно об умысле на незаконный сбыт данного наркотического средства.
Доводы Лисина Д.А. о том, что наркотическое средство было приобретено им для личного употребления без цели сбыта, опровергаются вышеприведенными доказательствами, заключением экспертов, фактическими обстоятельствами, установленными в судебном разбирательстве о том, что на упаковке, в которой хранились наркотические средства, обнаружен пот Лисина Д.А., в свертках, изъятых при личном досмотре Лисина Д.А., обмотанных изолентой черного цвета содержаться магниты, с помощью которых свертки с наркотическим средством крепятся к металлической поверхности. Рулон изолетны черного цвета и пакет с магнитами были обнаружены в ходе обыска в квартире, где проживал Лисин Д.А., ранее рулон изолеты и изолента в которую были упакованы наркотические средства, изъятые при личном досмотре Лисина Д.А., составляли единое целое. Доводы осужденного о том, что он приобрел наркотическое средство, уже упакованное в свертки и цементные слепки, а также в комплекте с иными изъятыми упаковочными материалами и магнитами, являются надуманными.
Действия Лисина Д.А. судом правильно квалифицированы по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.4 ст.228.1УКРФ как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере.
Назначая наказание осужденному, суд обоснованно учел характер и степень общественной опасности совершенного Лисиным Д.А. преступления, относящегося к категории особо тяжких, направленного против здоровья населения и общественной нравственности, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, данные о его личности, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств судом первой инстанции учтено в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 61 УК РФ наличие малолетнего ребенка, в соответствии с ч.2 ст.61УК РФ частичное признание вины.
При определении вида и размера наказания суд учел данные, характеризующие личность Лисина Д.А., такие, как отсутствие судимости, положительные характеристики с места жительства и работы, занятие спортом, ведение активного образа жизни, наличие грамот и благодарностей то, что на учете у психиатра и нарколога он не состоит, имеет постоянные место жительства и работы.
Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.
Отсутствие оснований к применению положений ст. 64, ст. 73 УК РФ в отношении Лисина Д.А. судом в приговоре мотивировано. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного Лисиным Д.А. преступления, данных, характеризующих его личность, суд обоснованно не усмотрел оснований для снижения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст. 15 УК РФ.
Отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима осужденному Лисину Д.А. определено в соответствии с положениями п. «в» ч.1 ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, Лисин Д.А. фактически был задержан 21 ноября 2019 года, в связи с чем время фактического задержания подлежит зачету в срок отбытия наказания в виде лишения свободы в соответствии со ст. 128 УПК РФ.
Руководствуясь ст.389.13, п.9 ч.1 ст.389.20, ст.389.28, ст.389.33 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 5 октября 2020 года в отношении Лисин Д.А. изменить.
Зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 21 ноября 2019 года по 26 августа 2020 года и с 5 октября 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима в соответствии с ч. 3.2. ст. 72 УК РФ.
В остальной части приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней адвоката Гольцева А.О. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи: