Судья Чернозубова О.В. Дело 33-2069/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Крупновой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2019 года апелляционную жалобу Алдошиной О.В. на решение Пушкинского городского суда Московской области от 13 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Алдошиной О.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в праве на получение дополнительного материального обеспечения,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения представителя истца и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Алдошина О.В. обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения от 2 апреля 2018 года об отказе в праве на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании Федерального закона от 4 марта 2002 года №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Требования мотивировала тем, что является получателем пенсии по инвалидности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №2052-р от 23 декабря 2009 года ей присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.
9 октября 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением об установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом №21-ФЗ.
Решением от 30 октября 2017 года ей установлено дополнительное материальное обеспечение.
С марта 2018 года выплата прекращена. На её заявление о причине прекращения выплаты последовал ответ от 2 апреля 2018 года, из которого следует, что право на установление дополнительного материального обеспечения лауреаты премии Правительства Российской Федерации не имеют.
Незаконный отказ явился основанием для обращения в суд.
Судом рассмотрен спор в порядке ГПК РФ.
Ответчик иск не признал.
Решением Пушкинского городского суда от 13 сентября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Алдошина О.В., 26 апреля 1969 года рождения, с 19 апреля 1996 года является получателем пенсии по инвалидности.
Дипломом лауреата премии Правительства Российской Федерации, выданным на основании распоряжения Правительства Российской Федерации №2052-р от 23 декабря 2009 года «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2009 года в области культуры», подтверждается, что Алдошина О.В. является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры за международный фестиваль экранного творчества детей «Московские каникулы».
9 октября 2017 года истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области с соответствующим заявлением о выплате дополнительного материального обеспечения.
Решением пенсионного органа от 30 октября 2017 года истцу назначено дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области от 11 января 2018 года признано ошибочным решение от 30 октября 2017 года; в назначении дополнительного материального обеспечения Алдошиной О.В. отказано, поскольку Федеральным законом №21-ФЗ не предусмотрено назначение дополнительного материального обеспечения лауреатам премий Правительства Российской Федерации.
Письмом от 2 апреля 2018 года истцу разъяснено, что право на дополнительное материальное обеспечение имеют исключительно лауреаты премий СССР, РСФСР и Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 4 марта 2002 года №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее Федеральный закон №21-ФЗ), который регулирует порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подп.8 п.2 ст.1 названного Федерального закона №21-ФЗ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года №785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. рублей каждая.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.
Пунктом 4 Указа Правительству Российской Федерации предписано рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года №785 Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года №29 «О премиях Правительства Российской Федерации в области культуры» в целях стимулирования творческой деятельности в сфере культуры и совершенствования системы премирования Правительство Российской Федерации учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области культуры с присуждением их, начиная с 2005 года, в размере 1 млн. рублей каждая. Названное постановление действует в редакции от 18 сентября 2018 года.
Следовательно, в отличие от Государственной премии Российской Федерации премия Правительства Российской Федерации учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом «Государственной» премии не наделена.
К тому же следует также учитывать различный порядок награждения указанными премиями.
Положением о Государственной премии Российской Федерации определено, что Государственная премия Российской Федерации состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии.
Лицам, удостоенным премий Правительства Российской Федерации, присваивается почетное звание лауреата премии Правительства Российской Федерации, перечисляется денежная часть премии и вручается наградной комплект, состоящий из диплома и почетного знака лауреата премии.
Таким образом, к Государственной премии Российской Федерации, с присуждением которой Федеральный закон №21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится премия только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией, признание таких исключительных заслуг обусловлено присуждением именно Государственной премии Российской Федерации в порядке, предусмотренном Положением о государственной премии Российской Федерации. Премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами Федерального закона №21-ФЗ, соответственно, истец не имеет право на получение данной выплаты.
Телетайпограмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года, содержащая разъяснения относительно того, какие премии следует считать государственными, не прошла регистрацию в Минюсте Российской Федерации, не является нормативным актом, и не может явиться правовым основание для удовлетворения заявленного иска.
Поименованное в пункте 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от 6 августа 2002 года №53) Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, также не является безусловным основанием для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, поскольку указанное Постановление определяет механизм реализации положений Федерального закона, однако не устанавливает правовые основания для возникновения соответствующего права.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, который правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алдошиной О.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи