Дело № 2-589/2020
(№ 2-6942/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чудова ФИО18 к Министерству здравоохранения Калининградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница Калининградской области» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Чудов И.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в период с 03.04.2017 по 05.04.2017 по решению онкоконсилиума находился в отделении Калининградской областной клинической больницы с диагнозом «< ИЗЪЯТО >». 04.04.2017 выполнена операция по удалению < ИЗЪЯТО >. 21.07.2018 самостоятельно было обнаружено увеличение пахового узла, в связи с чем, 27.07.2018 он обратился в областную клиническую больницу Калининградской области к врачу-онкологу Руденко С.Б. (поскольку лечащий врач Шпилёв И.В. находился отпуске), где было диагностировано метастатическое поражение пахово-бедренных лимфоузлов справа, т.е. прогрессирование болезни. В срочном порядке по рекомендации врача-онколога был вынужден обратиться в ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова», где 20.08.2012 ему было проведено оперативное вмешательство 4 категории сложности (< ИЗЪЯТО >) по удалению метастаза злокачественной эпителиоидно-клеточной меланомы с высокой митотической активностью. 11.09.2018, после выписки, обратился в Калининградскую ОКБ к своему лечащему врачу-онкологу Шпилёву И.В. для назначения по жизненным показаниям адъювантной терапии лекарственным препаратом Ниволумаб (торговое наименование лекарственного препарата ОПДИВО), согласно рекомендации ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» (выписной эпикриз из истории болезни от 05.09.2018 № 9844), который направил его на онкологический консилиум.
17.09.2018 проведен онкологический консилиум Калининградской ОКБ, по итогам которого в назначении лекарственного препарата Ниволумаб было отказано без объяснения причин, а в качестве альтернативы назначена адъювантная химиотерапия (Паклитаксел, Карбоплатин). При этом, в нарушение ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», никаких пояснений со стороны консилиума о том, что представляет собой данное лечение (химиотерапия), каков порядок его применения, последствия и противопоказания такого лечения, а также где и как его можно получить, не было дано (в протоколе консилиума такая информация также отсутствовала), что также подтверждается отсутствием в протоколе онкологического консилиума подписи лечащего врача под отметкой об обязательном информировании пациента о характере заболевания и предстоящем лечении. Кроме того, на онкологическом консилиуме отсутствовал кворум при принятии решения (из шести человек два расписались, третья подпись - факсимиле), в связи с чем, данный документ не может быть признан действительным. Рекомендуемое ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» лечение препаратом Ниволумаб соответствует утвержденным профессиональными ассоциациями (Ассоциацией онкологов России, Ассоциацией специалистов по проблемам меланомы, российским общество клинической онкологии) клиническим рекомендациям «Меланома кожи и слизистых оболочек» опубликованным на официальном сайте). Согласно Клиническим рекомендациям Ниволумаб относится к модуляторам иммунного синапса и представляет собой принципиально новый класс лекарственных препаратов эффект которых развивается в результате воздействия на элементы иммунной системы пациента Сами лекарственные средства не обладают противоопухолевым эффектом, а элиминация опухолевых клеток достигается за счет активации клеток иммунной системы пациента. Также доказано, что данный препарат является крайне эффективным и с минимальным количеством побочных эффектов: «...у пациентов, принимавших препарат для иммунотерапии Ниволумаб. коэффициент выживания оказался выше, чем у тех, кто подвергался химиотерапии». Указанный препарат входил в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р (Приложение № 1), а также входит в Перечень жизненно необходимых, и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 г. № 2738-р (Приложение № 1).
Согласно ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации иссми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартоп медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. В соответствии с п. 4 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ 15.11.2012 № 915н) медицинская помощь по профилю «онкология» включает лечение и реабилитацию больных с онкологическими заболеваниями с использованием современных специальных методов и сложных, в том числе уникальных, медицинских технологий. Как следует из пп. 3, 4 п. 6 Приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 04.09.2014 № 554 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению Калининградской области при онкологических заболеваниях» врач-онколог первичного онкологического кабинета, межрайонного онкологического кабинета в соответствии с положением об организации своей деятельности:
- организует своевременное качественное обследование пациента согласно существующим стандартам и рекомендациям врача-онколога ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области», врача-онколога федерального медицинского центра онкологического профиля;
- организует и осуществляет динамическое наблюдение за больными, получающими лекарственную противоопухолевую терапию, назначенную врачом-онкологом ГБУЧ «Калининградская областная клиническая больница», федерального медицинского центра онкологического профиля.
В нарушение п. 4 вышеуказанного Порядка, рекомендаций ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова», клинических рекомендаций, онкологический консилиум назначил истцу неэффективное лечение (адъювантную химиотерапию), хотя согласно клиническим рекомендациям (п. 3.3) по данным многочисленных международных исследований применение химиотерапии в адъювантном режиме после радикального лечения меланомы кожи не приносит клинической пользы. Не рекомендуется использовать химиотерапию в рутинной практике для адъювантного лечения меланомы кожи. С целью получения второго мнения и уточнения плана лечения, истец 04.10,2018 и 25.10.2018 обращался в онкологический центр «De Vita» (ООО «Центр паллиативной медицины - Девита»), где также была рекомендована терапия препаратом Ниволумаб в течение 1 года (протокол медицинского консилиума от 25.10.2018). Не согласившись с принятым консилиумом решением, а также ввиду отсутствия понимания дальнейшего лечения, 25.09.2018 направил интернет-обращения в адрес Министра здравоохранения Калининградской области и Губернатора Калининградской области (02.10.2018 обращения направлены почтой России), кроме того, 19.10.2018 записался на личный прием к Министру здравоохранения Калининградской области, по итогам которого первым заместителем Министра Беляевой Л.Е. было предложено для решения вопроса лекарственного обеспечения и назначения тактики лечения повторно посетить онкологический консилиум, а также обратиться к лечащему врачу-онкологу в поликлинику по месту прикрепления для назначения лекарственного препарата врачебной комиссией поликлиники, поскольку перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, куда входит требуемый препарат (Ниволумаб), существует только для государственного регулирования цен, а получать медицинское лечение пациент может только препаратами, входящими в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Приложение № 2 к вышеуказанному Распоряжению), куда тре6уемое Истцу лекарство не входит. Аналогичный ответ изложен в письме от 15.10.2018 № №. При этом первым заместителем Министра здравоохранения Калининградской области Беляевой Л.Е. были проигнорированы заявления Истца, а также представленные им документы, о том, что его лечащим врачом является врач-онколог Калининградской ОКБ, который установил первоначальный диагноз и проводил на протяжении года наблюдение, а также наличие протокола онкологического консилиума. Вместе с тем, на протяжении всего лечения ни лечащий врач-онколог Калининградской ОКБ, ни онкологический консилиум не указали на то, что они не имеют права назначать лечение, а также то, что последний обратился не по адресу и не перенаправили его для лечения в поликлинику по месту своего прикрепления, а когда Истец 14.11.2018 обратился в Гурьевскую ЦРБ, то выяснилось, что онколога там больше нет. Согласно п. 16 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Онкология» (утв. приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н) специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь оказывается врачами-онкологами врачами-радиотерапевтами в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, имеющих лицензию. Однако Гурьевская ЦРБ имеет лицензию но профилю «онкология» только на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, тогда как Калининградская ОКБ имеет лицензию по профилю «онкология» на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях. Кроме того, согласно п. 11 Приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 04.09.2014 № 554 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению Калининградской области при онкологических заболеваниях» ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» оказывает специализированную медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями в амбулаторных и стационарных условиях. Порядок оказания специализированной медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в ГБУЗ «Калининградская областная клиническая больница» (п.п. 7, 9 п. 13 Приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 04.09.2014 № 554):
- противоопухолевое лечение проводится по рекомендации онкологического консилиума и ГБУЗ «Калининградская областная клиническая больница» в условиях дневного или круглосуточного стационара либо в медицинской организации, имеющей лицензию на оказание онкологической помощи;
- противоопухолевая лекарственная терапия как самостоятельный метод лечения или в комбинации с другими методами проводится в отделении химиотерапии в круглосуточном или дневном стационаре ГБУЗ «Калининградская областная клиническая больница». План, виды противоопухолевого лечения определяются на основании решения онкологического консилиума, а также по рекомендациям специалистов федеральных центров онкологического профиля Начиная с 25.10.2018, отчаявшись дождаться от онкологического консилиума назначения Ниволумаб, Истец начал самостоятельно проходить иммунотерапию данным препаратом, поскольку для успешного лечения онкологического заболевания, в том числе при прогрессировании, важно не упустить время, сразу начав применять эффективное лечение, что также подтверждается Клиническими рекомендациями («рекомендовано начинать адъювантную иммунотерапию в сроки не позже 3 месяцев с момента хирургического лечения после полного заживления послеоперационной раны. Не рекомендуется назначать адъювантное лечение в том случае, если с момента операции прошло более 3 месяцев»).
31.10.2018 истец был приглашен на повторный онкологический консилиум в Калининградскую ОКБ, где ему было сообщено, что после проведенного оперативного вмешательства он - здоровый человек, лечение которому никакого не требуется. Был назначен план лечения: проведение ПЭТ/КТ (контроль) с целью дальнейшего определения показаний для рекомендации препарата Ниволумаб. Исходя из устных пояснений руководителя онкослужбы ОКБКО Попова М.С. следовало, что если в результате ПЭТ/КТ метастазы не будут обнаружены, то лечение не требуется, в обратном случае будет назначено лечение. При этом ему вновь ничего не разъяснили: где проходить ПЭТ/КТ (в Калининградской области отсутствует такая возможность), каких органов делать, с каким препаратом, что также подтверждается отсутствием в протоколе онкологического консилиума подписи лечащего врача под отметкой об обязательном информировании пациента о характере заболевания и предстоящем лечении. Кроме того, в протоколе был неверно указан диагноз (вместо меланомы голени - меланома бедра).
25.01.2019 был проведен третий онкологический консилиум Калининградской ОКБ, на котором было принято решение продолжить лечение лекарственным препаратом Ниволумаб (лечение которым Истец уже был вынужден начать самостоятельно и за свой счет) по жизненным показаниям, согласно клиническим рекомендациям Министерства здравоохранения РФ.
Таким образом, только после обращения в различные инстанции, в том числе прокуратуру Калининградской области, был решен вопрос по обеспечению его лекарственным препаратом Ниволумаб по жизненным показаниям. При этом согласно пп. 1, 2 п. 3 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) назначение и применение лекарственных препаратов,, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии. со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, но жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (п. 15 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Ниволумаб (ОПДИВО) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018/2019 годы и лечение данным препаратом предусмотрено Клиническими рекомендациями, назначением врачей ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова». Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства, в период с 24.10.2018 по 15.02.2019 Истец самостоятельно и за свой счет приобретал и проходил иммунотерапию лекарственным препаратом Ниволумаб, которым его должны были обеспечить в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета. Расходы на самостоятельно приобретенный лекарственный препарат Ниволумаб составили 1074000 рублей. Способ применения препарата Ниволумаб – введение посредством внутривенных инъекций под руководством врача, имеющего опыт лечения онкологических заболеваний. Поскольку в Калининградской области отсутствуют такие медицинские организации, которые оказывают такие услуги, Истец был вынужден обратиться в медицинские организации Санкт-Петербурга для оказания платных услуг по внутривенному капельному пролонгированному введению препарата Ниволумаб, что подтверждается актами об оказании медицинских услуг и договорами на оказание платных медицинских услуг. Расходы на введение препарата составили 29600 рублей, транспортные расходы на перелеты из Калининграда в Санкт-Петербург составили 45157 рублей. Незаконный отказ онкологического консилиума Калининградской ОКБ, а также бездействие Министерства здравоохранения Калининградской области в обеспечении Истца лекарственными препаратами создали угрозу его жизни и здоровью и вынудили приобретать дорогостоящий, но эффективный лекарственный препарат за свой счет, хотя должен был быть обеспечен им бесплатно. Указанные действия (бездействие) ответчиков причинили ему моральный вред.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, 151, 101 ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, просит взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области и ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» денежные средства в возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов, оказание платных медицинских услуг, транспортные расходы в размере 1148757 рублей, компенсацию морального вреда – 200000 рублей.
В судебном заседании истец Чудов И.В., его представители по доверенности – Коновалова Е.В., Саламатина Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили заявленные исковые требования удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения Калининградской области по доверенности – Титов В.Н. в судебном заседании иск не признал, изложив возражения в письменном отзыве. В частности, указал, что согласно раздела VIII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать: перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях. Постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2018 № 805 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в приложении № 3 к которой установлен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Требуемый истцу препарат Ниволумаб в данном перечне отсутствует, так как применяется в стационарных условиях. Согласно инструкции по применению препарата лекарственный раствор вводят внутривенно капельно на протяжении 2 часов, процедуру повторяют раз в 14 дней. Продолжительность курса определяется врачом в индивидуальном порядке. Перед проведением инфузии лиофилизат выдерживают 5- 10 минут при комнатной температуре и разводят стерильным изотоническим раствором. Из соображений стерильности и безопасности приготовленный концентрат следует вводить немедленно. С целью лечения истца необходимыми лекарственными препаратами он должен был быть направлен онкологическим консилиумом ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» на дневной стационар с целью лечения лекарственным препаратом под контролем врача, при этом лекарственным препаратом истец должен был быть обеспечен за счет средств ОМС. Считает, что Министерство здравоохранения Калининградской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» по доверенности – Шерстобитов А.И. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать. Представил письменные возражения, где указал, что Чудов И.В. проходил хирургическое лечение С43.7 меланомы кожи правой голени 23.03.2017. В июле 2018 - прогрессирование заболевания в виде < ИЗЪЯТО > справа. С 17.08.2018 по 05.09.2019 проходил хирургическое лечение в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» по поводу < ИЗЪЯТО >. После проведения лечения НМИЦ была рекомендована при возможности обеспечения по месту жительства терапия препаратом Ниволумаб 3 мг/кг 1 раз в 14 дней. Нормативно-правовые акты, на которые ссылается истец, не содержат положений, которые обязывают Калининградскую ОКБ при лечении руководствоваться исключительно рекомендациями федеральных центров. НИМЦ онкологии имени Петрова не настаивало на предложенной схеме лечения. В Калининградской ОКБ онкологическим консилиумом от 14.09.2018 было решено проведение исследования на наличие BRAF-мутации для определения дальнейшей тактики лечения. После получения Калининградской ОКБ сведений о результатах такого исследования 17.09.2018 консилиумом Калининградской ОКБ Чудову И.В. была назначена терапия Карбоплатин+Паклитаксел согласно действующим на тот момент клиническим рекомендациям. Консилиум проводился председателем-руководителем онкослужбы Поповым М.С., заведующей отделением Евстратовой Н.А., заведующим радиологическим отделением Худяковым В.И.. Присутствия дополнительных участников не требовалось. С предложенным лечением Чудов И.В. не согласился, самостоятельно приобрёл препарат Ниволумаб 24.10.2018, то есть ещё до назначения препарата консилиумом ООО «Центр Паллиативной Медицины - Девита», руководствуясь исключительно рекомендацией НМИЦ онкологии имени Петрова. 25.10.2018 обратился в ООО «Центр-Паллиативной Медицины - Девита» за платной медицинской услугой, где консилиум назначил лечение Ниволумабом. В дальнейшем Истец самостоятельно приобретал препарат и обращался в ООО «Центр Паллиативной Медицины - Девита» и НМИЦ онкологии имени Петрова для получения услуги инфузионного введения, консультаций врачей. 31.10.2018 с учётом несогласия с назначенной Калининградской ОКБ терапией был проведён консилиум с главным онкологом Министерства здравоохранения Калининградской области Бариновым К.Ю., на котором было назначено проведение ПЭТ/КТ для определения показаний для назначения препарата Ниволумаб. Сведений о дальнейших обращениях Чудова И.В. в период с 31.10.2018 до 25.01.2019 в Калининградской ОКБ не имеется. На консилиуме Калининградской ОКБ 25.01.2019 с учётом самостоятельно начатого лечения, а также отказа от любой иной терапии, кроме как рекомендованной НИМЦ онкологии имени Петрова, истцу был назначен препарат Ниволумаб. Сведений об обращениях Чудова И.В. с 25.01.2019 до 01.03.2019 в Калининградской ОКБ не имеется, в том числе для получения лечения препаратом Ниволумаб, при этом Истец самостоятельно приобретал препарат 31.01.2019, 14.02.2019, самостоятельно обращался в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова». В представленных Истцом документах из ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» от 06.12.2018 при лечении было разъяснено о возможности проведения бесплатной терапии по месту жительства, о чём имеются соответствующие записи в консультативных заключениях от 26.12.2018 и 19.12.2018. 01.02.2019 истцу было разъяснено повторно, о чём имеются соответствующие записи в заключениях от 01.02.2019 и 15.02.2019. При заключении договоров с ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» от 01.02.2019, 15.02.2019, 06.12.2018, 26.12.2018 Чудов И.В. отказался от альтернативной возможности от получения данного вида медицинской помощи за счёт государственных средств и подтвердил, что надлежаще информирован о возможности получения соответствующих видов и объёмов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, желание получать платные услуги подтвердил. Аналогичные разъяснения Чудов И.В. должен был получить в ООО «Центр Паллиативной Медицины - Девита». Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» при заключении договора пациенту предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На момент получения рекомендации от ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Приказами Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1143н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях кожи (меланома, рак) I-IV стадии (обследование в целях установления диагноза заболевания и подготовки к противоопухолевому лечению)», от 20 декабря 2012 № П85н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях кожи (меланома, рак) IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения)» использование при лечении диагностированного у Чудова И.В. заболевания С43.7 меланомы кожи правой голени лекарственного средства Ниволумаб не предусмотрено. В территориальную программу, утверждённую в 2018 году Постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2017 года № 727 «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» лекарственный препарат Ниволумаб также не входит. Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», лекарственный препарат «Ниволумаб» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (приложение № 1), но не включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение № 2). Чудовым И.В. не было представлено сведений о жизненных показаниях и/или индивидуальной непереносимости для назначения лечения препаратом Ниволумаб, как во время лечения, так и на момент обращения с настоящим иском. Считает, что лечение, полученное Чудовым И.В. в спорный период - самостоятельное и добровольное в рамках договоров платных услуг, заключённых на основании волеизъявления и после разъяснения возможности получения лечения в рамках системы ОМС. Согласно п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. В случае наличия жизненных показаний и/или индивидуальной непереносимости, закупка производилась бы Министерством здравоохранения Калининградской области, что было подтверждено ответом Министерства от 15.10.2018. Согласно п. 7 Постановления Правительства Калининградской области от 19.10.2016 № 476 «Об определении порядка, размеров и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в сфере здравоохранения на территории Калининградской области и признании утратившими силу отдельных пунктов некоторых постановлений Правительства Калининградской области», по решению Министерства здравоохранения Калининградской области предоставляется компенсация проезда железнодорожным транспортом в купейном вагоне пассажирского поезда или авиационным транспортом при наличии медицинских (жизненных) показаний, установленных врачебной комиссией медицинской организации. Медицинских документов, подтверждающих основание и необходимость экстренности поездок (авиаперелет) Чудовым И.В. не представлено. Считает, что Калининградская ОКБ не допускала виновных действий или бездействия, которые могли бы причинить истцу нравственные или физические страдания.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области по доверенности – Юшкевич И.В. возражений против иска не имела. Представила письменный отзыв, указав, что согласно ст. 37 Федерального закона от 19 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. ТФОМС в соответствии с условиями Договора о финансовом обеспечении ОМС направляет целевые средства ОМС в страховые медицинские организации, которые в последующем перечисляют средства в медицинскую организацию. Медицинская помощь может быть оказана вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Согласно ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Аналогичные положения определены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год. Согласно п.п. 2 п. 61 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2019 года № 805 при проведении лечения в условиях поликлиники и на дому лекарственное обеспечение осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации или законодательством Калининградской области, (аналогичные положения определены в Территориальных программах на 2018 и 2020 годы). Согласно справке о перечне оказанных застрахованному лицу медицинских услуг в 2018 году в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе ОМС на территории Калининградской области Чудов И.В. не получал медицинскую помощь в условиях стационара или дневного стационара. В 2019 году с 01.03.- 04.03.2019 года ему была оказана медицинская помощь в условиях дневного стационара (проведение курса ПХТ препарат Ниволумаб). Стоимость составила 182998,03 рублей. Кроме того, в 2018 и 2019 годах Чудов И.В. за счет средств ОМС получал медицинскую помощь в амбулаторных условиях (обследование ПЭТ/КТ) и условиях стационара в медицинских организациях г. Санкт-Петербурга, г. Москвы и Московской области. В том числе в период с 14.03.2019 по 17.10.2019 Чудов И.В. в условиях стационара получал лекарственную терапию при злокачественных новообразованиях (препарат Ниволумаб). Оплата за оказанную медицинскую помощь в сумме 3335926 рублей произведена ТФОМС Калининградской области в рамках межтерриториальных расчетов за оказанную медицинскую помощь на других территориях гражданам, застрахованным в системе ОМС на территории Калининградской области. Таким образом, Чудов И.В. при получении медицинской помощи в условиях стационара и условиях дневного стационара обеспечивался за счет средств ОМС лекарственным препаратом, назначенным консилиумом. В рамках действующего законодательства, осуществляющего правовое регулирование ОМС, ТФОМС Калининградской области обязательства исполнены в полном объеме.
Третьи лица ГАУЗ «Гурьевская центральная районная больница», Министерство финансов Калининградской области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушав участников процесса, опросив свидетелей, исследовав совокупность представленных суду письменных доказательств, дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 7, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
В силу п. 4, ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1-3, 7.1, 7.2 и 8 ст. 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Порядок формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, включает в том числе предельные сроки, по истечении которых виды высокотехнологичной медицинской помощи включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Перечень медицинских организаций, оказывающих за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования указанного перечня устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В силу положений ч. 2 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в частности оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи (п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно пунктам 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492 (ред. от 21.04.2018) была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
В рамках указанной Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению.
При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
Разделом III Программы предусмотрен Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно. Так, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при новообразованиях.
Финансовое обеспечение Программы регламентировано разделом V, в соответствии с которым источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
За счет бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляются финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения, включенными в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения Российской Федерации с 1 января 2019 года.
Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
Аналогичные положения предусматривались утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ред. от 05.06.2020).
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2017 № 727 (ред. от 29.10.2018), источниками финансового обеспечения настоящей программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
Как предусмотрено пунктами 38, 41 Программы, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется, в том числе, обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; оказывается медицинская помощь (за исключением видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования) и предоставляются иные государственные услуги (работы) в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Калининградской области, а также осуществляется финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, в том числе на приобретение основных средств и др.
В соответствии с п. 10 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 02.12.2014 № 796н, медицинскими показаниями для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях дневного стационара являются наличие или подозрение на наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации.
Согласно п. 17 названного Положения для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2012 № 24278), регулирующий отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин.
В силу п. 13 указанного Порядка, выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1185н утвержден «Стандарт первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях кожи (меланома, рак) I-IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2013 № 27127), в соответствии с п. 1 которого лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, назначаются в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, а также с учетом способа введения и применения лекарственного препарата.
Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Злокачественные новообразования (С00-С97) отнесены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболевании, представляющих опасность для окружающих» к категории социально значимых заболеваний.
Согласно п. 18 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Онкология» (утв. приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н) в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, тактика медицинского обследования и лечения устанавливается консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию больного.
Частями 1 - 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Консилиум врачей – это совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Как следует из материалов дела и подтверждается медицинской документацией, Чудов И.В. 23.03.2017 проходил хирургическое лечение С43.7 меланомы кожи правой голени. В июле 2018 было обнаружено метастаческое поражение пахово-бедренных лимфоузлов справа. С 17.08.2018 по 05.09.2019 проходил хирургическое лечение в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова».
После проведения лечения ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Чудову И.В. была рекомендована адъювантная терапия препаратом «Ниволумаб» (Опдиво) 3 мг/кг 1 раз в 14 дней – 4 введения внутривенно капельно в течение 60 минут, при возможности обеспечения по месту жительства и при условии контроля клинического, биохимического анализов крови, уровня Т4, ТТГ, общего анализа мочи перед каждым введением препарата с последующим контролем в НИИ онкологии.
17.09.2018 онкологическим консилиумом Калининградской областной клинической больницы терапия Ниволумабом (Опдиво) Чудову И.В. назначена не была, после проведения исследования на наличие BRAF-мутации было решено проведение химиотерапии Карбоплатин + Паклитаксел.
Вместе с тем, согласно консультативному заключению онкологического центра «De Vita» (ООО «Центр паллиативной медицины - Девита») от 04.10.2018 Чудову И.В. рекомендована терапия препаратом Ниволумаб в течение 1 года.
Согласно протоколу медицинского консилиума ООО «Центр паллиативной медицины - Девита» от 25.10.2018, исходя из молодого возраста пациента, имеющегося рецидива заболевания и подтвержденной высокой злокачественной опухоли, принимая во внимание отсутствие мутаций в генах BRAF и C-kit, на основании последних рекомендаций ASCO, NCCN и RUSSCO решением консилиума клиники рекомендовано проведение ИТ препаратом Ниволумаб 3 мг/кг 1 раз в 14 дней, в течение 1 года.
31.10.2018 по результатам онкологического консилиума Калининградской ОКБ, Чудову И.В. вновь не была назначена терапия Ниволумабом (Опдиво), выдано направление на ПЭТ/КТ (контроль) с целью дальнейшего определения показаний для рекомендации препарата Ниволумаб.
Судом установлено, что Чудов И.В., с учетом полученных рекомендаций, самостоятельно приобрёл препарат Ниволумаб 24.10.2018 (4 единицы) на сумму 264000 рублей.
В дальнейшем Истец самостоятельно приобретал препарат Ниволумаб и обращался в ООО «Центр Паллиативной Медицины-Девита» и ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» для получения платных услуг внутривенного капельного пролонгированного введения лекарственного препарата до 90 минут, что подтверждается кассовыми чеками, актами об оказании медицинских услуг и договорами на оказание платных медицинских услуг за период с 25.10.2018 по 15.02.2019.
25.01.2019 вновь был проведен онкологический консилиум Калининградской ОКБ, на котором было принято решение продолжить лечение Чудова И.В. лекарственным препаратом Ниволумаб.
Причины, по которым Калининградской ОКБ ранее не было принято рекомендованное ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» лечение онкобольного, в ходе судебного разбирательства не установлено, убедительных доводов о необоснованности предложенной терапии либо о наличии иного менее затратного и более эффективного метода лечения, консилиум Калининградской ОКБ не привел.
По информации главного врача ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова», препарат Ниволумаб был назначен пациенту Чудову И.В. лечащим врачом Семилетовой Ю.В. в адъювантном режиме, в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата Опдиво (ЛП-004026 – 30.07.2018) по показаниям «в качестве адъювантной терапии пациентов с меланомой с поражением лимфатических узлов или метастазами после хирургического лечения». Данная лечебная тактика соответствует клиническим рекомендациям КР 546/2, одобренным Научно-практическим Советом Минздрава России, клиническим рекомендациям Российского общества клинической онкологии за 2018 год.
Кроме того, препарат Ниволумаб (Опдиво) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р. Данный препарат был также включён в Перечень на 2018 год.
Препарат Ниволумаб не входит в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, поскольку по инструкции применяется в условиях стационара под наблюдением врача. Для проведения терапии данным лекарственными препаратами Чудов И.В. должен был быть направлен онкологическим консилиумом ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» на дневной стационар для лечения лекарственным препаратом под контролем врача. В этом случае, как следует из материалов дела, лекарственным препаратом истец был бы обеспечен за счет средств ОМС.
При указанных обстоятельствах, Министерство здравоохранения Калининградской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу и требования к нему не подлежат удовлетворению.
Согласно п. 20 Постановления Правительства Калининградской области от 29.12.2018 № 805 «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бесплатное применение лекарств, включённых в Перечень, допускается только в условиях стационара и дневного стационара. Идентичные положения закреплены в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Данный препарат применяется исключительно в отношении пациентов по решению уполномоченного органа (онкологический консилиум), его приобретение производится по мере необходимости (при поступлении больного в стационар).
Таким образом, на основании указанных выше положений территориальной программы, а также Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», обязанность Калининградской ОКБ по обеспечению истца данным препаратом возникает со дня госпитализации в дневной стационар.
По сообщению ТФОМС Чудов И.В. начал получать лечение препаратом Ниволумаб на бесплатной основе только с 01.03.2019.
Доводы представителя Калининградской ОКБ о том, что Чудов И.В. с 25.01.2019 до 01.03.2019 в дневной стационар отделения химиотерапии Калининградской ОКБ для получения лечения препаратом Ниволумаб не обращался, несостоятельны и опровергаются материалами дела.
Так, согласно материалам дела, только 08.02.2019 Чудов И.В. получил в Калининградской ОКБ направление на консультацию онколога в АО Группа компаний «Медси»,
Согласно справке о наличии препарата Ниволумаб в Калининградской ОКБ, препарат поступил для закупки 08.02.2019, был реализован 12.02.2019. Первое введение Ниволумаба в условиях дневного стационара Калининградской ОКБ проведено с 1 по 4 марта 2019 года, в дальнейшем Чудов И.В. проходил лечение в клинике Медси.
Таким образом, 31.01.2019 и 14.02.2019 Чудов И.В. все еще вынужден был приобретать препарат самостоятельно и обращаться в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» с целью обеспечить непрерывность начатого курса лечения, поскольку до 01.03.2019 объективно возможность получения терапии Ниволумабом за счет средств ОМС истцу обеспечена не была.
Доводы представителей ответчика о несоблюдении Чудовым И.В. порядка получения специализированном медицинской помощи, а точнее, неполучения в поликлинике по месту жительства направления лечащего врача на стационарное лечение, не могут быть приняты судом как основание для освобождения ответчика от исполнения обязательств по обеспечению истца лечением. Как следует из материалов дела, в Гурьевской ЦРБ, где Чудов И.В. прикреплен по месту жительства, врач-онколог с мая 2018 года отсутствовал в штате, а лечащий врач Чудова И.В. - Шпилёв И.В. исполняет обязанности в Калининградской ОКБ, он же выдавал истцу направление на получение терапии после проведения консилиума.
Доводы представителя ответчика об отказе истца от получения бесплатной медицинской помощи после подписания договоров на оказание платных медицинских услуг, противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего порядок бесплатного обеспечения граждан медицинской помощью. При наличии двух медицинских заключений разных лечебных учреждений о необходимости проведения Чудову И.В. терапии с применением Ниволумаба, он не был обеспечен таким лечением в условиях стационара, в связи с бездействием Калининградской ОКБ, в связи с чем, был вынужден получать назначенное лечение за свой счет. При этом необоснованными являются доводы представителя Калининградской ОКБ об отсутствии у Чудова И.В. права на возмещение расходов на проезд к месту лечения, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, такие расходы истца с учетом отсутствия реальной возможности получения лечения в Калининградской области, были вынужденными и понесены в связи с прохождением терапии, рекомендованной онкологическим консилиумом. Кроме того, как следует из материалов дела, после проведения онкологического консилиума Калининградской ОКБ, на котором было принято решение о проведении Чудову И.В. лечения Ниволумабом, введение препарата за счет средств ОМС осуществлялось в Москве.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Всего Чудовым И.В. на приобретение лекарственного препарата на медицинские услуги по его введению и на переезд к месту проведения лечения было затрачено 1148757 рублей, из которых: на приобретение лекарственного препарата – 1074000 рублей, расходы на введение препарата – 29600 рублей, транспортные расходы – 45157 рублей.
Расчет заявленной к взысканию суммы произведен истцом при подаче иска (л.д. 53 том 1), судом проверен, документально подтвержден приложенными к иску кассовыми чеками, актами об оказании медицинских услуг, договорами на оказание платных медицинских услуг, маршрутными квитанциями электронных билетов и посадочными талонами, допустимыми доказательствами не опровергнут, в связи с чем, может быть положен в основу решения при расчете убытков, причиненных истцу в результате бездействия Калининградской ОКБ.
Что касается требования истца о взыскании компенсации морального вреда, то в этой части иск не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Однако специального закона, допускающего в указанном случае возможность взыскания компенсации морального вреда при возмещении расходов, понесенных, в связи с не обеспечением гражданина лекарственным препаратом, не имеется, возможность такой компенсации законом не предусмотрена.
В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Вместе с тем, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что действиями (бездействием) ответчиков нарушены личные неимущественные права истца, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступлением у истца каких-то негативных последствий для здоровья не указано и не представлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Чудова ФИО19 удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница Калининградской области» в пользу Чудова ФИО20 расходы на приобретение лекарственных препаратов, оказание платных медицинских услуг, транспортные расходы в размере 1148757 (один миллион сто сорок восемь тысяч семьсот пятьдесят семь) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2020.
Судья Д.В. Стома