Решение по делу № 2-860/2015 (2-9523/2014;) от 10.12.2014

Подлинник Дело №2-860/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

17 февраля 2015 года

Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре судебного заседания Фатыховой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саляхова Р.Ш. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Атнинском муниципальном районе Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, по ежегодной компенсации на оздоровление, компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение и возложение обязанности выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление,

у с т а н о в и л:

Саляхов Р.Ш. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, по ежегодной компенсации на оздоровление, компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение и возложение обязанности выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.

В обоснование иска истец указал, что в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и работал на объекте «Укрытие», имеет удостоверение серия Р №-- с отметкой «Укрытие» от --.--.---- г..

Законом от --.--.---- г. установлены льготы и компенсации для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 данного Закона, к которым отнесен и истец. Компенсационные выплаты, установленные законом, направлены на исполнение обязанности, принятой на себя государством по возмещению вреда здоровью лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Истец указал, что датой отнесения к категории граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 базового Закона, следует считать не дату выдачи ему удостоверения --.--.---- г., а время его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с --.--.---- г. по --.--.---- г. и работу на объекте «Укрытие».

Истец указал, что базовым законом гарантировано получение участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС вышеуказанных компенсаций и их получение не связано с каким-либо условием, например, получением или предъявлением в органы социальной защиты соответствующего удостоверения.

Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П, полагает, что размер выплачиваемых ему сумм не соответствует закону.

Истец указывает, что размеры компенсаций должны индексироваться с 1996 года – с учетом изменения минимального размера оплаты труда, с --.--.---- г. – с учетом изменения величины прожиточного минимума в Российской Федерации, а с июня 2004 года – с учетом уровня инфляции, а потому, по мнению истца, образовалась задолженность по ежемесячной денежной компенсации на питание за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. в размере 181 819 рублей 70 копеек, задолженность по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 1996 года по 2014 год включительно в размере 20 450 рублей 88 копеек, а также задолженность по компенсации за не использованное санаторно-курортное лечение, размер которой составил 46 611 рублей.

Ссылаясь на изложенное, истец просил взыскать с ответчика --- рублей --- копеек в счет задолженности по ежемесячной денежной компенсации на питание за период с --.--.---- г. по --.--.---- г., --- рублей --- копеек задолженность по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 1996 года по 2014 год включительно, задолженность по компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение, размер которой составил --- рублей и обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на питание с --.--.---- г. в размере --- рубля --- копейки, ежегодную компенсацию на оздоровление с 2014 года в размере --- рублей --- копеек, с дальнейшей индексацией.

Определением суда от --.--.---- г. в качестве соответчика привлечен отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Атнинском муниципальном районе Республики Татарстан.

В судебном заседании истец и его представители исковые требования поддержали.

Ответчик МТЗ и СЗ РТ о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.

Представитель ответчика отдела социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Атнинском муниципальном районе РТ с исковыми требованиями не согласна.

Третье лицо Управление Федерального казначейства о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.

Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.

Выслушав истца, представителей истца, представителя ответчика отдела социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Атнинском муниципальном районе РТ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

Согласно пункту 14 статьи 14 и части 1 статьи 39 Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление.

Положения пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 предусматривают, что меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения.

В силу статьи 15 Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" только удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (применительно к настоящему спору удостоверение участника подразделений особого риска) дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом, с момента их предъявления.

Согласно пунктам 2, 8 Правил выплаты гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, для получения компенсации получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, заявление, к которому прилагается заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. Выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Аналогичные положения закреплены и в пунктах 2, 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907. Для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, заявление, к которому прилагается, в том числе заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. Выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

В судебном заседании установлено, что Саляхов Р.Ш. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году и ему выдано удостоверение серия Р №-- от --.--.---- г., в соответствии с которым он имеет право на компенсации и льготы, установленные законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно выплатному делу Саляхов Р.Ш. --.--.---- г. истец обратился с заявлением о назначении компенсации на получение продовольственных товаров как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, с --.--.---- г. истцу на основании вышеуказанного удостоверения назначена ежегодная компенсация на питание и оздоровление.

--.--.---- г. истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году с отметкой «Укрытие» серия Р № 052693.

Согласно заявлениям Саляхова Р.Ш. от --.--.---- г. о назначении ему компенсации на питание и оздоровление, решением отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Атнинском муниципальном районе истцу на основании удостоверения «Укрытие», выданного --.--.---- г., назначена ежемесячная денежная компенсация с --.--.---- г. на приобретение продовольственных товаров и оздоровление, которая с --.--.---- г. составляет на приобретение продовольственных товаров 520 рублей 90 копеек, на оздоровление – 781 рубль 40 копеек.

Из ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Нормами п. 3 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от --.--.---- г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые распространяются на истца, предусмотрены меры социальной поддержки - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров 200 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 руб.

Положениями ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.1995 до 29.11.2002) была предусмотрена возможность индексации компенсационных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Индексация компенсационных выплат производилась с учетом величин минимального размера оплаты труда, установленных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ в ст. ст. 2 и 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, касающиеся механизма антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В новой редакции ч. 3 ст. 5 названного Закона предусматривалась ежегодная индексация размеров компенсационных выплат гражданам (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

В соответствии с внесенными изменениями Правительство Российской Федерации в своих Постановлениях ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

При этом, размеры компенсационных выплат для такой категории граждан, к которым относится истец на приобретение продовольственных товаров и оздоровление, что соответствует тем, которые в настоящее время получает Саляхов Р.Ш.

Несостоятельны ссылки представителя истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев", поскольку данным постановлением судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел было предоставлено право решения вопроса о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

На момент обращения истца с настоящим иском был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, поэтому применение иного порядка индексации не соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные положения законодательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Саляхова Р.Ш. о взыскании с ответчика --- рублей --- копеек в счет задолженности по ежемесячной денежной компенсации на питание за период с --.--.---- г. по --.--.---- г., --- рублей --- копеек задолженность по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 1996 года по 2014 год включительно, задолженность по компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение, размер которой составил --- рублей и обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на питание с --.--.---- г. в размере --- рубля --- копейки, ежегодную компенсацию на оздоровление с 2014 года в размере --- рублей --- копеек, с дальнейшей индексацией.

Также суд не находит правовых оснований и для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение в размере --- руб. по следующим основаниям.

Такая льгота как бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, в случае невозможности предоставления путевок была установлена гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие».

Порядок предоставления бесплатных путевок либо выплаты денежной компенсации гражданам был утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1996 года № 504 «О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно пункту 5 указанного постановления, для принятия решения о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы должны были представлять заявление; удостоверение участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; справку медучреждения установленной формы о наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения.

В случае невозможности предоставления участнику ликвидации последствий чернобыльской катастрофы путевки ему выплачивалась денежная компенсация в размере средней стоимости путевки на основании данных региональных отделений Фонда социального страхования РФ.

Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определялась ежеквартально региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, исходя из действующих в соответствующих субъектах РФ цен на путевки в санаторно-курортные и иные оздоровительные учреждения.

Выплата денежной компенсации не производилась в случае, если участник ликвидации чернобыльской катастрофы не обращался за путевкой, т.е., отсутствовало заявление со всеми необходимыми документами для получения путевки, либо в случае его необоснованного отказа от предоставленной путевки.

Вместе с тем, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была изменена система льгот для граждан, подвергшихся воздействию радиации, в частности, санаторно-курортное лечение указанных граждан включено в набор социальных услуг, предоставляемый в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ.

Таким образом, норма законодательства по обеспечению участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы ежегодной путевкой на санаторно-курортное лечение либо денежной компенсацией за неиспользованное санаторно-курортное лечение с 2005 года была отменена.

Вместе с тем, до 2005 года, как было установлено в ходе судебного разбирательства, истец не обращался с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение либо денежной компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение, несмотря на то, что это положение носило заявительный характер.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Саляхова Р.Ш. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Атнинском муниципальном районе Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, по ежегодной компенсации на оздоровление, компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение и возложение обязанности выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Судья Курбанова Р.Б.

2-860/2015 (2-9523/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Саляхов Р.Ш.
Ответчики
Отдел социальной защиты МТЗ и СЗ РТ
Министерство труда, занятости и социальной защиты по РТ
Другие
Министерство финасов РФ
Управление Федерального казначейства
Суд
Ново-Савиновский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на сайте суда
novo-savinsky.tat.sudrf.ru
10.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2014Передача материалов судье
12.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2015Судебное заседание
17.02.2015Судебное заседание
23.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее