УИД 11RS0001-01-2022-012484-51 Дело № 2-9264/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 октября 2022 года гражданское дело по иску Прокуратуры Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в лице законного представителя Киш Натальи Анатольевны к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми в интересах ФИО1 в лице законного представителя Киш Натальи Анатольевны (с учетом уточнений) обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств затраченных на приобретение лекарства в сумме 25748,80 руб., взыскании компенсации морального вреда 7000 руб.
Представитель прокуратуры в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.
Представитель Министерства здравоохранения РК с иском не согласилась.
Киш Н.А., ФИО1 в судебное заседание не явились.
Представители третьего лица ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» в судебное заседание не явились.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физический культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» с диагнозами: «...». Является ....
ФИО1 имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Из положений ст. 10 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которого онкологическим больным все лекарственные средства отпускаются бесплатно.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено осуществление мер по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от ** ** ** N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
В целях реализации задач Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Как установлено при рассмотрении дела, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» ФИО1 Л. рекомендован лекарственный препарат «...» по 3 мг х 3 р/д до следующей госпитализации (то есть до ** ** **).
По результатам консультации врачом-гастроэнтерологом ГУ «Республиканская детская клиническая больница» от ** ** ** рекомендовано продолжить прием препарата «...» по 3 мг х 3 р/д.
** ** ** ФИО1 ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» выписан рецепт №... на «...» 3 мг №... в количестве 3 упаковок.
** ** ** данный рецепт ГБЗУ РК «Эжвинская городская поликлиника» погашен, в связи с ошибкой при расчете месячной потребности в лекарственном препарате (протокол врачебной комиссии ГБЗУ РК «Эжвинская городская поликлиника» от ** ** ** №...).
** ** ** взамен погашенного рецепта ФИО1 ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» выписан рецепт №... на «...» 3 мг №... в количестве 5 упаковок. Данный рецепт ** ** ** предъявлен в аптеку (погашен ** ** ** в связи с обеспечением ребенка препаратом рецепту от ** ** **).
** ** ** ФИО1 ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» выписан рецепт №... на «...» 3 мг №... в количестве 5 упаковок. Данный рецепт ** ** ** предъявлен в аптеку, поставлен на отсроченное обслуживание (погашен в соответствии с п. 12 Приказа Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н).
** ** ** ФИО1 ГБУЗ РК «Эжвинская городская поликлиника» выписан рецепт №... на «...» 3 мг №... в количестве 2 упаковок. По данному рецепту ** ** ** ребенок обеспечен препаратом «...» 3 мг №... в количестве 2 упаковок.
Таким образом, в период с ** ** ** по ** ** ** ФИО1 не был обеспечен лекарственным препаратом «...».
Судом установлено, что ФИО1. обладает правом на получение государственной социальной помощи, в состав которой включено и обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно положениям п. 2 части 3 статьи 80 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21.11.2011 года N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Вместе с тем, ввиду отсутствия препаратов в аптечной сети ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», а также ухудшения состояния здоровья и необходимости употребления данного препарата, законный представитель ФИО1 – Киш Н.А. была вынуждена приобрести лекарственные препараты за счет собственных денежных средств.
Так, согласно чекам Киш Н.А. были приобретены лекарственные препараты: ** ** ** «...» 3 мг в количестве 1 упаковки стоимостью 1320 руб.; ** ** ** «...» 3 мг в количестве 1 упаковки стоимостью 1300 руб.; ** ** ** «...» 3 мг в количестве 1 упаковки стоимостью 1340 руб.; ** ** ** «...» 9 мг в количестве 2 упаковки стоимостью 11012,20 руб.; ** ** ** в «...» 9 мг в количестве 2 упаковки стоимостью 5388,30 руб.; ** ** ** «...» 9 мг в количестве 1 упаковки стоимостью 5388,30 руб.
Таким образом, на самостоятельное приобретение препарата мною затрачено 25748,80 рублей.
Несение заявленных расходов подтверждается, имеющимися в материалах дела чеками на общую сумму 25748,80 рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ФИО1 должен быть обеспечен указанными лекарственными препаратами, однако необходимое обеспечение произведено не было, суд, с учетом установленных обстоятельств по делу, фактически понесенных затрат на приобретение лекарственных средств, приходит к выводу о взыскании в счет возмещения материального ущерба 8954,88 рублей.
В соответствии со статьями 1099 - 1101 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Понятие «разумности пределов» следует соотносить с объектом судебной защиты. Предполагается, что размер возмещения должен быть соотносим с объемом защищаемого права, естественно, быть меньше объема защищаемого права и блага.
Определяя размер компенсации, суд учитывает, что обеспечение указанными медицинскими изделиями в установленный срок является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье ФИО1 были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарством не могло не причинять истцу нравственные страдания. В этой связи, принимая во внимание степень вины ответчика; учитывая индивидуальные особенности истца; учитывая длительность периода, в течение которого ФИО1 не был обеспечен лекарственными препаратами; руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 (...) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (...) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 25748 ░░░░░░ 80 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
...