Дело №33-815 Судья Лазутина Е.Р.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 марта 2024 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Крымской С.В., Старцевой Т.Г.
при секретаре Ковях Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Савельева А.Н., Савельева П.А. на решение Новомосковского районного суда Тульской области от 12.10.2023 года по гражданскому делу №2-1773\2023 по иску Савельева А.Н., Савельева П.А. к администрации муниципального образования город Новомосковск, ООО «САНЭКО», ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал о сохранении жилого помещения в переустроенном виде.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Савельевы А.Н. и П.А. обратились в суд с иском к администрации МО г.Новомосковск, ООО «САНЭКО», ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, указав, что им (истцам) на праве общей долевой собственности (по 1\2 доли каждому) принадлежит квартира № в доме № по <адрес>. Решив установить в квартире двухконтурный котел, ДД.ММ.ГГГГ Савельев А.Н. обратился в НМУП «<данные изъяты>» с заявлением о согласовании переустройства в квартире с установкой индивидуального отопления. Все необходимые документы им были переданы в жилищные организации, и начисление платы за отопление было прекращено, плата взималась только за газ. В настоящее время получить решение в НМУП «<данные изъяты>» о согласовании переоборудования квартиры не представляется возможным, т.к. данная организация ликвидирована. В ООО «САНЭКО», АО «Газпром газораспределение» были переданы документы, необходимые для введения в эксплуатацию газового оборудования и заключения договора газоснабжения, в т.ч. рабочий проект установки котла с герметичной камерой сгорания по адресу: <адрес>, выполненный ООО «<данные изъяты>», заявление в ООО «<данные изъяты>» о монтаже индивидуального отопления, акт приемки законченного строительством объекта системы газопотребления от ДД.ММ.ГГГГ., заявление и решение МУП «<данные изъяты>» о согласовании переустройства. ДД.ММ.ГГГГ. Савельевым А.Н. заключен договор газоснабжения о подаче газа на оборудование – плита газовая четырехкомфорная, котел отопительный, установлен счетчик. Однако, само решение НМУП «<данные изъяты>» о согласовании переустройства квартиры отсутствует. При обращении в администрацию муниципального образования г.Новомосковск ими получен ответ, что никакая документация в орган местного самоуправления не передавалась, представленное заявление не соответствует форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации №266. Полагая, что переустройство принадлежащей им квартиры в виде монтажа индивидуального отопления (путем установки котла turbo MAX pro “Vaillant” с герметичной камерой сгорания) является законным, на момент проведения переустройства - ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. - отсутствовали требования по механизму согласования переустройства, просили суд признать за ними (Савельевым А.Н. и Савельевым П.А.) право на переустройство квартиры по адресу: <адрес>, в соответствии с рабочим проектом установки котла turbo MAX pro “Vaillant” с герметичной камерой сгорания по указанному адресу и сохранить квартиру в переустроенном состоянии.
В судебном заседании истец Савельев А.Н. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ году часть полномочий по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки было передано в НМУП «<данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ году он установил в своей квартире двухконтурный газовый котел, предварительно согласовав устройство индивидуального отопления с НМУП «<данные изъяты>», после введения котла в эксплуатацию обратился в управляющую компанию с заявлением о неначислении платы за централизованное отопление. Согласование переустройства квартиры с другими собственниками МКД на тот момент не требовалось.
Истец Савельев П.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО г.Новомосковск в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «САНЭКО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что между жителями МКД по адресу: <адрес>, и ООО «САНЭКО» отсутствуют договорные отношения в части поставки коммунального ресурса (горячее водоснабжение и отопление). В архивных документах ООО «Санэко» нет документов о введении в эксплуатацию внутриквартирного газового оборудования в квартире истцов.
Представитель ответчика ООО «Компания коммунальной сферы» Восточный филиал в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске отказать за незаконностью требований.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Тула» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Решением Новомосковского районного суда Тульской области от 12.10.2023 года в удовлетворении исковых требований Савельевым А.Н. и П.А. отказано.
В апелляционной жалобе Савельевы А.Н. и П.А. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное в нарушение материального и процессуального права при неправильной оценке доказательств, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее ООО «ККС» Восточный филиал, выслушав пояснения Савельева А.Н. и его представителя по ордеру адвоката Черноскуловой В.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО «Компания коммунальной сферы» по доверенности Бойцовой О.Е., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, не просили о его отложении ввиду их неявки по уважительным причинам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе Савельевым А.Н. и П.А. в удовлетворении исковых требований. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается исследованными судом доказательствами, на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. № и свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Савельев А.Н. и Савельев П.А. являются собственниками (по ? доли в праве каждый) жилого помещения – двухкомнатной квартиры №, общей площадью 48,2 кв.м, в доме № по <адрес>.
Указанный жилой многоквартирный дом подключен к сетям централизованного отопления.
Услугу по отоплению жителям дома оказывает ООО «Компания коммунальной сферы» (ООО «ККС»).
Правоотношения, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, регулируются главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 25 ЖК РФ определяет переустройство жилого помещения как установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировку жилого помещения - как изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения регламентируется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170.
Часть 2 ст. 40 ЖК РФ устанавливает, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как предусмотрено ч.ч.1,4 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст.26 настоящего Кодекса.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Отказывая Савельевым А.Н. и П.А. в сохранении квартиры в переустроенном состоянии (с индивидуальным источником отопления), суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из представленного истцом в суд заявления от ДД.ММ.ГГГГ., Савельев А.Н. обращался к директору НУП «<данные изъяты>» с просьбой о согласовании переустройства, установке индивидуального отопления в квартире по адресу: <адрес>. На данном заявлении имеется отметка «Согласовано».
ДД.ММ.ГГГГ. Савельев А.Н. обращался в ООО «<данные изъяты>» с заявлением о согласовании монтажа индивидуального отопления в квартире № в доме № по <адрес>. На заявлении имеется отметка «Согласовано».
На основании заявления Савельева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, трестом «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ ему были выданы технические условия на газоснабжение №, согласно которым дополнительная установка отопительного котла с герметичной камерой сгорания в кв.№ в жилом доме № по <адрес> может быть осуществлена от существующего газового стояка в квартире с перекладкой внутреннего газопровода и отводом продуктов сгорания через существующий дымоход.
В ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» был разработан рабочий проект на установку в квартире истцов индивидуального отопления, которым предусмотрен демонтаж существующего газопровода к водогрейной газовой колонке и колонки, установка в квартире газового котла с герметичной камерой сгорания.
В соответствии с указанным проектом в квартире истцов была оборудована индивидуальная система отопления, которая введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта системы газопотребления от ДД.ММ.ГГГГ., составленным сотрудниками подрядчика треста «<данные изъяты>» и заказчиком Савельевым А.Н.
В связи с установкой в квартире газового котла ДД.ММ.ГГГГ Савельев А.Н. обратился с заявлением в ОАО «<данные изъяты>» ТРГ с просьбой не производить начисление по статье «отопления».
Положениями ст.25 ЖК РФ (в редакции от 18.10.2007г.) определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч.1).
Статьей 26 ЖК РФ (в указанной редакции) предусмотрены основания проведения переустройства жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч.1).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в т.ч. временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч.2).
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование (ч.3).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.4).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.5).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч.6).
Форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 года №266.
Между тем ответчиками не предоставлено решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 года №266.
Также, согласно ст.28 ЖК РФ (в редакции от 18.10.2007 года), завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч.1).
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества (ч.2).
Заявление Савельева А.Н., адресованное в НМУП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ., не соответствует форме заявления, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч.1).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч.2).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (ч.3).
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в т.ч. нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу положений п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 (с посл. изм. и доп.), внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст.36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этого дома, которые владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с п.21 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.07.2013 года №185-ФЗ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно ч.2 ст.36 вышеуказанного Федерального закона параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с п.п.1.7.2, 1.7.3 Правил переоборудование жилых домов и квартир, ведущее к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Согласование генеральным директором ООО «<данные изъяты>» заявления Савельева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. о разрешении монтажа индивидуального отопления в квартире, выдача технических условий и проекта переустройства системы отопления, фактический ввод индивидуального отопления в эксплуатацию не свидетельствуют о законности действий истцов по переустройству принадлежащего им жилого помещения ввиду следующего.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении совокупности требований, установленных действующим законодательством.
В ходе судебного разбирательства установлено и ничем объективно не опровергнуто, что по проектным характеристикам пятиэтажный многоквартирный жилой дом № по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, подключен к системе централизованного отопления, при которой в каждой квартире проходят стояки отопления, к которым присоединены поквартирные разводки отопления.
В суде апелляционной инстанции истец Савельев А.Н. пояснил, что после перехода на индивидуальное отопление батареи в его квартире отрезаны от стояков и подключены к газовому котлу, а вертикальные стояки центрального отопления проходят транзитом через его квартиру с третьего на пятый этаж. При этом стояки не заизолированы.
Так, в соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В силу п.51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018г. №787, а также п.44 ранее действовавших Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Приказом министерства строительного и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23.12.2014г. №86 утверждены «Методические рекомендации по рассмотрению и принятию решений органами местного самоуправления по обращения граждан по вопросу перехода на отопление жилых помещений в многоквартирном домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов», в которых указано следующее. Пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что изменение параметров объектов капитального строительства является реконструкцией. Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. №153, комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) определяется как реконструкция здания. Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома (далее – МКД), а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений. В связи с демонтажем внутридомовой централизованной системы теплоснабжения при переходе на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, поэтому для реконструкции в соответствии с ч.3 ст.36 ЖК РФ необходимо согласие всех без исключения собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Собственники, принявшие на общем собрании решение о реконструкции системы теплоснабжения МКД и переходе на ИИТЭ, в срок до 1 марта направляют в органы местного самоуправления предложение о внесении изменений в схему теплоснабжения поселения (городского округа).
Таким образом возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
Однако при переходе на индивидуальное теплоснабжение принадлежащей истцам квартиры изменения в схему теплоснабжения не вносились.
Отказывая в удовлетворении заявленных Савельевыми А.Н. и П.А. исковых требований, суд первой инстанции обоснованно сослался и правильно применил вышеприведенные нормативные акты и указал, что произведенные истцами изменения инженерного оборудования МКД не соответствуют требованиям действующих нормативных актов, решение всех собственников многоквартирного жилого дома на его реконструкцию (изменение общедомовой системы отопления) отсутствует, порядок переустройства жилого помещения (квартиры № в доме № по <адрес>), выразившегося в установке индивидуального отопления, истцами не соблюден.
Технические условия не являются законным основанием перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии; проведение переустройства и перепланировки жилого помещения осуществляется на основании соответствующего решения органа местного самоуправления, в соответствии со ст.25,26 ЖК РФ и ст.14 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Решение органа местного самоуправления (или уполномоченного им учреждения) о согласовании переустройства жилого помещения в установленном законом виде отсутствует.
Объективная необходимость и целесообразность переустройства в квартире централизованного отопления на индивидуальное истцами не доказана.
Поскольку указанный многоквартирный жилой дом в соответствии с проектной документацией подключен к системе централизованного отопления, переоборудование системы отопления в отдельной квартире данного дома на альтернативное отопление затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой, в связи с чем произведено в нарушение действующего законодательства.
Также, в силу приведенных норм права, перевод квартир на индивидуальное отопление в многоквартирном жилом доме возможен только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
Доказательств того, что утвержденная постановлением администрации г.Новомосковск схема теплоснабжения муниципального образования г.Новомосковск предусматривает переход многоквартирного жилого дома № по <адрес> на индивидуальное отопление в квартирах, суду не представлено.
Таким образом, представленные истцами доказательства не подтверждают, что произведенные изменения инженерного оборудования дома соответствуют требованиям перечисленных выше нормативных актов.
Согласно п.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку система централизованного отопления дома, исходя из вышеуказанных норм права, относится к общему имуществу, то согласно п.3 ст.36, п.2 ст.40, ст.44 ЖК РФ реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения собственников данного МКД на реконструкцию, как указано выше, не принималось.
Доводы апелляционной жалобы Савельевых А.Н. и П.А. о том, что им не может быть отказано в сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии (с индивидуальным отоплением), поскольку данное переустройство они произвели не самовольно, а после официального согласования с уполномоченной органом местного самоуправления организацией в том порядке, который существовал на момент согласования, являются несостоятельными.
Проверяя довод истца Савельева А.Н. о том, что в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. в администрации муниципального образования г.Новомосковск отсутствовал утвержденный Порядок согласования переоборудования, переустройства жилых помещений, судом установлено следующее.
Постановлением главы администрации муниципального образования город Новомосковск и Новомосковский район от 09.11.2005 года №2147 был определен уполномоченный орган по осуществлению согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования Новомосковский район, согласно которому на Новомосковское унитарное предприятие «<данные изъяты>» и администрацию <адрес> возложены полномочия и функции по осуществлению согласования проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования <адрес>.
Постановлением Главы администрации муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района от 10.12.2007 года №164 создана комиссия по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Целью создания комиссии является принятие решений о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
Судом первой инстанции была допрошена свидетель ФИО1, которая пояснила, что работает в администрации муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ ей было поручено начать работу по созданию комиссии по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ такая комиссия была создана, она являлась ее секретарем. До этого, в ДД.ММ.ГГГГ функции по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений были возложены на НМУП «<данные изъяты>». Никаких архивных документов НМУП «<данные изъяты>» в администрацию муниципального образования г.Новомосковск не передавались. Каким образом выдавались решения на согласование переустройства и (или) перепланировки на тот момент, неизвестно. С ДД.ММ.ГГГГ и до образования комиссии по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ граждане обращались с заявлениями о переустройстве и (или) перепланировке именно в НМУП «<данные изъяты>», решения о согласовании перепланировки администрацией муниципального образования г.Новомосковск не выдавались. Если бы на тот момент гражданин обратился бы за согласованием переустройства и (или) перепланировки в администрацию МО г.Новомосковск, то его бы направили в НМУП «<данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ в перечне документов, предоставляемых для согласования переустройства и (или) перепланировки, не было доказательства согласования всех собственником в многоквартирном жилом доме. При необходимости предоставлялась проектная документация. Относительно установки в квартирах газовых котлов, то согласование их началось позже ДД.ММ.ГГГГ, предоставлялось техзаключение, все согласовывалось с управляющей компанией, а затем администрация выдавала решение. Относительно согласования с собственниками многоквартирных жилых домов, то оно требовалось в случае уменьшения общего имущества в МКД, а установка АГВ не являлось реконструкцией. До ДД.ММ.ГГГГ не требовалось такого согласия, но в последующем такое согласие осуществлялось через общее собрание собственников МКД.
Подробно приведя и оценив показания данного свидетеля по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно указал на то, что фактически существовавший в <адрес> в юридически значимом периоде порядок согласования переустройства и перепланировки жилого помещения не мог противоречить порядку, установленному ЖК РФ.
Субъективное толкование свидетелем действовавшего в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах жилищного законодательства относительно порядка согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, необходимости предоставления заявителями доказательств согласия других собственников помещений МКД на вмешательство в общедомовую отопительную систему, ошибочность суждения о том, что установка системы индивидуального отопления в квартире не является вмешательством в общее имущество и реконструкцией общедомовой системы отопления, - не может свидетельствовать об обоснованности заявленных истцами требований.
Как правильно указал суд первой инстанции, принятие муниципальными образованиями муниципальных правовых актов не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ, в связи с чем действия по передаче органом местного самоуправления своих полномочий, порядок реализации этих полномочий должны соответствовать закону.
На основании вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что на момент переоборудования квартиры в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> отсутствовали утвержденное Положение о согласовании переустройства и бланк решения о согласовании переустройства жилого помещения, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, поскольку, если на момент обращения истца орган местного самоуправления (или уполномоченное им лицо) не выполняли возложенных на них функций должным образом, не выдали решение о согласовании переустройства квартиры в том виде, которое было установлено законом, Савельев А.Н. был вправе оспаривать такие действия (бездействие).
Доводы истцов о том, что после перехода на индивидуальное отопление, по заявлению Савельева А.Н., длительное время не начислялась плата за отопление, а только за газ, также не свидетельствуют о законности действий истцов по переустройству принадлежащего им жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10.02.2021 года, оставленным без изменения определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 года, изменено решение Новомосковского городского суда Тульской области от 06.10.2020 года по гражданскому делу №2-1213\2020 по иску ООО «Компания коммунальной сферы» к Савельеву А.Н., Савельеву П.А. о взыскании задолженности за отопление, с Савельевых А.Н. и П.А. в пользу ООО «Компания коммунальной сферы» взыскана задолженность по оплате за отопление в размере 32335,98 руб с каждого, расходы по оплате государственной пошлины по 1070,08 руб с каждого; в остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Савельевых А.Н. и П.А. – без удовлетворения. Обратившись в суд с иском, ООО «ККС» указывало на то, что Савельевы А.Н. и П.А., являясь собственниками квартиры № дома № по <адрес>, не оплачивают услугу отопление, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ. образовалась задолженность. Возражая против иска, сторона ответчиков ссылалась на то, что их квартира отключена от централизованной общедомовой системы теплоснабжения, оборудована индивидуальным отоплением, в связи с чем оплата производится только за газ, услуга по отоплению фактически не оказывается.
Частично удовлетворяя требования ООО «ККС» (с учетом заявления ответчиков о сроке исковой давности), суды исходили из того, что ответчиками нарушена процедура перевода принадлежащего им жилого помещения на индивидуальное отопление, поскольку переустройство теплоснабжения квартиры, находящейся в многоквартирном доме, произведено ответчиками с нарушением требований жилищного законодательства, без согласования с другими собственниками помещений в МКД, доказательств получения в установленном законом порядке разрешения органа местного самоуправления на перевод квартиры на индивидуальное отопление с отключением от присоединенной системы отопления дома и изменением схемы теплоснабжения МКД ответчиками не представлено.
В силу положений ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные данными судебными актами, имеют преюдициальное значение для настоящего гражданского дела.
Поскольку отказ Савельевым А.Н. и П.А. в удовлетворении исковых требований основан как на нормах жилищного законодательства, так и положениях иных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, то согласиться с доводом апелляционной жалобы о незаконности решения по мотиву применения судом Федерального закона «О теплоснабжении», который принят после переустройства квартиры, нельзя.
Ссылка представителя ответчика адвоката Черноскуловой В.М. на то, что выводы суда, сделанные без проверки наличия нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц сохранением квартиры истцов в переустроенном виде, противоречат правовым позициям, изложенным в Обзоре по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 года, несостоятельна, поскольку в названном Обзоре также разъяснено, что переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирном доме допустим, если такая возможность предусмотрена схемой теплоснабжения муниципального образования.
Кроме того, в Обзоре разъяснено, что обустройство индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирном доме предполагает отключение стояков, обогревающих элементов и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, такие действия приведут к изменению внутридомовой системы теплоснабжения в целом, что требует изменение проектной документации многоквартирного дома в части внутридомовой системы теплоснабжения. Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил №354 запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.
Таким образом, отключение жилого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения возможно лишь при переустройстве данной системы в целом и при наличии такой возможности согласно схеме теплоснабжения муниципального образования.
По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство должно быть произведено с соблюдением установленного законом разрешительного порядка, а факт переустройства должен быть подтвержден соответствующими документами, в частности, его разрешением и актом приемочной комиссии, подтверждающей произведенное переустройство. Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома в целом, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
В Обзоре также отмечено, что индивидуальное газовое оборудование является источником повышенной опасности, в связи с чем необходимо неукоснительное соблюдение закона о получении соответствующих разрешений и согласований на его установку и эксплуатацию. Выполненные работы по отключению существующего централизованного отопления и горячего водоснабжения и установке газового котла для индивидуального отопления в помещении без согласования с органом местного самоуправления создают угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Иные доводы апелляционной жалобы при установленных по делу обстоятельствах правового значения для данного спора не имеют.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцами основаниям.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истцов Савельевых А.Н. и П.А. не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда от 12.10.2023 года.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Новомосковского районного суда Тульской области от 12.10.2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельевых А.Н. и П.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: