Решение по делу № 8Г-6258/2024 [88-9995/2024] от 20.02.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9995/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-3412/2023

                                                                                УИД: 91RS0002-01-2023-005120-27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                 14 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Е.В.,

судей Жогина О.В., Богатых О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Симферополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования городского округа Симферополя к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить определенные действия,

по кассационной жалобе ГУП РК «Вода Крыма» на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 7 сентября 2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Симферополя обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования городского округа Симферополь и просил обязать ГУП РК «Вода Крыма» выполнить в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия: текущий ремонт водопровода с инвентарным номером ОЦ-006350, диаметром трубы 110 мм, протяженностью 300 метров погонных по адресу: <адрес>; текущий ремонт водопровода с инвентарным номером ОЦ-002638, диаметром 315 мм, протяженностью 566 метров погонных, по адресу: <адрес>, 21, 30; текущий ремонт водопровода с инвентарным номером ОЦ-006393, диаметром трубы 160 мм, протяженностью 115 метров погонных, по адресу: <адрес>; текущий ремонт водопровода с инвентарным номером ОЦ-002567, диаметром трубы 315 мм, протяженностью 180 метров погонных, по адресу: (<адрес>; текущий ремонт водопровода с инвентарным номером ОЦ- 002646, диаметром трубы 200 мм, протяженностью 870 метров погонных, по адресу: <адрес>, 20, 22, 4, 55, 6.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 ноября 2023 года, исковые требования прокурора города Симферополя удовлетворены.

На ГУП РК «Вода Крыма» возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить требуемые в исковом заявлении мероприятия.

С ГУП РК «Вода Крыма» в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.

В кассационной жалобе ГУП РК «Вода Крыма» ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.

Заявитель указывает, что простое приведение прокуратурой статистики о количестве аварий на сетях водоснабжения на некоторых улицах не является законным основанием для удовлетворения иска к ГУП РК «Вода Крыма» (ресурсоснабжающей организации), об обязании осуществить текущий ремонт сетей в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Поскольку авария на сетях водоснабжения означает лишь необходимость её устранения – путём проведения ремонта на таком участке сети, для чего кратковременно ограничивается водоснабжение.

Обстоятельства физического износа сетей водоснабжения не могут быть предполагаемы, однако акты обследования по ряду улиц отсутствуют, истцом не предоставлены, судом не исследованы.

Не учтено, что ответчик является унитарным предприятием и действует в рамках финансирования утвержденной производственной программы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебное заседание стороны не явились.

Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю., полагавшую судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, прокуратурой города Симферополя в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Симферополя Республики Крым.

В ходе проведенного прокуратурой города анализа установлено, что, несмотря на принимаемые ресурсоснабжающей организацией меры по устранению аварийных ситуаций, их повторяемость свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на восстановление бесперебойной подачи коммунального ресурса.

Симферопольский филиал ГУП РК «Вода Крыма» является структурным подразделением ГУП РК «Вода Крыма», на балансе которого находятся сети водоснабжения и водоотведения г. Симферополя.

Протяженность водопроводных сетей, находящихся в обслуживании Симферопольского филиала ГУП РК «Вода Крыма» по состоянию на 24 января 2023 года составляет 821 820 метров погонных, количество замененных участков водопроводных сетей за 2022 год составила 84 участка общей протяженностью 5310 метров погонных, то есть всего лишь 0,65%, в 2023 году (по состоянию на 24 января 2023 года) замена водопроводных, труб не производилась.

Водоснабжение городского округа Симферополя осуществляется с помощью магистрального водовода общей протяженностью 911,49 км, средний показатель изношенности которого составляет 90%, и канализационных сетей общей протяженностью 453,68 км со средним показателем изношенности в 71%.

Анализом количества аварий установлено, что на водопроводных сетях городского округа Симферополя в 2021 году произошло - 116 аварий, в 2022 году - 77 аварий, в 2023 году - 11 аварий. Аварии на трубопроводах в 2021 – 2023 годах происходили неоднократно.

Так, по адресу: <адрес> водопровод с инвентарным номером ОЦ-006350, диаметром трубы 110 мм, протяженностью 300 метров погонных 17 августа 2021 года и 14 апреля 2022 года произошли аварии, без воды оказались 4500 человек, отключения на 8 часов.

Систематические аварии происходят на водоводах с инвентарными номерами ОЦ-002567, ОЦ-006393, ОЦ-02638, вследствие чего, ряд объектов по <адрес> оказываются без подачи воды и по остальным спорным адресам.

Предположительная (ориентировочная) стоимость капитального ремонта и ремонта аварийных водоводов по адресам: <адрес> водовод с инвентарным номером ОЦ-006350; водоводы по <адрес>, 18, 21, 30, 37 с инвентарными номерами ОЦ- 002567 ОЦ-006393 ОЦ-02638; водовод с инвентарным номером ОЦ-002646, по <адрес>, вблизи домов <адрес>, 20, 22, 4, 55, 6 - составляет 16 652 390 рублей.

Установлено, что капитальный ремонт сетей водоснабжения по вышеуказанным адресам <адрес> не предусмотрен в предложениях Республиканской адресной инвестиционной программе и в Плане капитального ремонта Республики Крым.

Причинами произошедших аварий, по мнению истца, является износ трубопроводов и непринятие ГУП РК «Вода Крыма» своевременных мер к капитальному и текущему ремонту трубопроводов, замене аварийных участков сетей водоснабжения и водоотведения. Следствием чего является высокий уровень аварийности на магистральных водоводах и канализационных сетях с последующим отключением значительного количества граждан и социально значимых объектов на длительные периоды времени, что, приводит к созданию аварийных или чрезвычайных ситуаций, нарушению прав неопределенного круга лиц - пользователей жилищно-коммунальной сферы на качественное оказание услуг.

Принимая во внимание, что согласно Уставу сети централизованного водоснабжения и водоотведения находятся в хозяйственном ведении ГУП РК «Вода Крыма», в связи с чем бремя по содержанию, строительству, реконструкции инженерных сетей водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции балансодержателя сетей, прокуратура обратилась в суд с заявленными требованиями.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19 сентября 2018 года ХУ 536-А ГУП РК «Вода Крыма» определено как гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установлены зоны ее деятельности на территориях муниципальных образований Республики Крым.

Постановлением администрации города Симферополя от 15 сентября 2016 года № 2104 ГУП РК «Вода Крыма» определена гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.3 постановления №2104 предусмотрено, что гарантирующая организация обеспечивает: заключение с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоров, необходимых для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 1.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 27 ноября 2014 года, ГУП РК «Вода Крыма» является коммерческой организацией, органом, осуществляющим полномочия собственника является Совет министров Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства республики Крым.

В пункте 1.4 Устава установлено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

Согласно пункту 2.3 Устава, основными направлениями деятельности предприятия является централизованное водоснабжение и водоотведение; проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация сетей и сооружений водопровода и канализации, ремонт оборудования, техники и других основных средств. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках (пункт 1.5 Устава).

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон на основании статьи 67 ГПК РФ, учитывая положения статей 209, 210, 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу, что достаточных мер для устранения аварийных ситуаций и приведения рассматриваемых участков трубопровода в надлежащее состояние, которое позволило бы обеспечить бесперебойное водоснабжение, ответчиком не принято, доказательств обратного в материалы дела не представлено, при этом само по себе отсутствие финансирования или его недостаточный объем, получение убытков, не могут служить основанием для ограничения прав граждан, пользующихся водопроводом, не отвечающего требованиям по его содержанию.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в части, не урегулированной другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10, части 5 статьи 41 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций; разрабатывать производственные программы на срок действия регулируемых тарифов.

В соответствии со статьей 41 Закона № 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 также утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила № 641). Данные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (далее соответственно регулируемые организации, производственные программы), требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.

Согласно пункту 4 Правил № 641 в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.

Так, в соответствии с пунктами 30, 31 Правил № 641 контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом, который в свою очередь включает в себя ряд мероприятий, а именно: контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ; контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке; проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке.

Пунктом 32 Правил № 641 установлено, что регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.

В соответствии со статьей 39 Закона № 416-ФЗ показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно- канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, согласно пункту 2.10.1 которых, системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Как обоснованно установлено судами, обязанность по обеспечению эксплуатации, ремонту, устранению аварий водопроводных сетей возлагается на ресурсоснабжающую организацию, если указанные сети водоотведения находятся в границах эксплуатационной ответственности или принадлежат ресурсоснабжающей организации на праве собственности или ином законном основании.

При этом органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «г» пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 1 данного закона № 68-ФЗ).

Проанализировав положения пунктов 2.10.20, 2.10.21 Правил, а также учитывая положения Приказа Минстроя России от 05 августа 2014 года № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» (далее – Приказ № 437/пр), суды установили, что водоснабжение городского округа Симферополя осуществляется с помощью магистрального водовода общей протяженностью 911,49 км, средний показатель изношенности которого составляет 90%, и канализационных сетей общей протяженностью 453,68 км со средним показателем изношенности в 71%.

Судами установлено, что капитальный ремонт сетей водоснабжения по вышеуказанным адресам г. Симферополя не предусмотрен в предложениях в Республиканскую адресную инвестиционную программу и в Плане капитального ремонта Республики Крым.

Причинами произошедших аварий является износ трубопроводов и непринятие ГУП РК «Вода Крыма» своевременных мер к капитальному и текущему ремонту трубопроводов, замене аварийных участков сетей водоснабжения и водоотведения. Следствием чего, является высокий уровень аварийности на магистральных водоводах и канализационных сетях с последующим отключением значительного количества граждан и социально значимых объектов на длительные периоды времени, что, приводит к созданию аварийных или чрезвычайных ситуаций, нарушению прав неопределенного круга лиц - пользователей жилищно-коммунальной сферы на качественное оказание услуг.

Кассатором не приведено доказательств того, что фактический износ системы водоснабжения на указанных прокурором участках отсутствует. При этом наличие критериев по установлению нормативного износа указывает на то, что нормальный срок эксплуатации оборудования водоснабжения истек, следовательно, требование о замене сетей в порядке проведения капитального ремонта ввиду наступления нормативного износа обосновано.

Приказом № 437/пр определено, что не реже 1 раза в пять лет проводится техническое обследование, и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, то есть в данном случае на ГУП РК «Вода Крыма».

Именно на ГУП РК «Вода Крыма» возложена обязанность регулярно проводить техническое обследование труб водоснабжения.

Согласно пункту 18 указанного Приказа по итогам технического обследования устанавливается процент износа системы холодного водоснабжения.

При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства отсутствия фактической необходимости в проведении ремонтных работ должно было доказываться ответчиком.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по ремонту сетей водоснабжения и водоотведения неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, невозможности обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения населения муниципального образования, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг, что является недопустимым.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на выполнение ремонтных работ не может служить основанием для отказа в иске, не должно влиять на соблюдение прав неопределенного круга лиц на получение качественных услуг по водоснабжению и водоотведению, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства.

Производство капитального ремонта указанных в иске магистральных водоводов является социально значимым и необходимым, поскольку их износ и потери воды являются значительными, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Иные доводы кассационных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда о фактических обстоятельствах дела, поэтому основанием к отмене судебного постановления служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.

Ввиду того, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы ГУП РК "Вода Крыма".

Доводы кассатора основаны на неверном толковании норм материального права и по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.

Приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Киевского районного суда г. Симферополя от 7 сентября 2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУП РК «Вода Крыма» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-6258/2024 [88-9995/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Симферополя
прокурор
Ответчики
ГУП РК "Вода Крыма"
Другие
Министерство жилищно-коммнуального хозяйства РК
Государственный комитет по ценам тарифам РК
Администрация г. Симферополя РК
Совет Министров РК
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
14.05.2024Судебное заседание
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее