Дело № Председательствующий – судья ФИО2
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей - Аушевой Ф.К. и Бойчука С.И.,
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом,
по апелляционной жалобе представителя МВД по <адрес> на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены,
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по <адрес> о возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях. Решением жилищно - бытовой комиссии был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
В 2011 году ФИО1 обратился с рапортом на имя министра внутренних дел по <адрес> о включении его в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты со ссылкой на то, что на момент принятия на учет в МВД по <адрес> в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он проживал на территории Республики Северная Осетия – Алания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт проживания истца на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории Республики Ингушетия.
Письмом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлен о том, что он значится в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под номером 45, однако в учетном деле отсутствует протокол заседания жилищно - бытовой комиссии, подтверждающий факт постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Полагая свои права нарушенными, представив выписку из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО1 просил обязать МВД по <адрес> предоставить ему за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО6 просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности.
Истец ФИО1 в заседание судебной коллегии не явился, обеспечив участие в суде своего представителя ФИО7, который возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ФИО6 в заседание судебной коллегии явился, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях. Решением жилищно - бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В последующем истец был включен в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год.
Разрешая спор и удовлетворяя требование ФИО1 о возложении на МВД по <адрес> обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата, суд первой инстанции полагал, что истец имеет право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы, поскольку с 1994 года он состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, общая продолжительность службы, финансируемой за счет федерального бюджета, составляет 19 лет 9 месяцев 3 дня.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
По смыслу п. 2 Правил, предоставление социальной выплаты, являющейся финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, удостоверяется сертификатом.
В силу подп. «а» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Порядок обращения с заявлением об участии в программе и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены пунктом 19 Правил.
Уполномоченным органом ежегодно формируются сводные списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (п.24 правил).
Таким образом, в рамках ведомственной целевой программы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением жилищно - бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом №, ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ В сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год, утвержденном министром внутренних дел по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, истец значится под номером 78.
Обращаясь в суд ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 просил возложить на МВД по <адрес> обязанность по предоставлению социальной выплаты согласно абз. 6 подп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Между тем доказательств того, что истцом реализовано право на получение государственного жилищного сертификата в 2019 - 2020 годах посредством подачи заявления в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, в материалы дела не представлено, в связи с чем правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 государственным жилищным сертификатом у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес> о возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, отменить принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Апелляционной жалобу представителя МВД по <адрес> удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: