Решение по делу № 33-2197/2019 от 28.03.2019

Судья Корниенко М.В. Дело № 33-2197/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.

рассмотрела в судебном заседании 04 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя А. и Д. по доверенности Г. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 января 2019 года, по которому

в удовлетворении исковых требований К., Д., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери А., ... года рождения, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "...", администрации МОГО "..." о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "молодая семья", обязании поставить на соответствующий учет -отказано.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К., Д. действующая от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери А.., обратились в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "...", администрации МО ГО "..." о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "молодая семья", обязании поставить семью заявителя на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Как молодую семью.

В обоснование иска указали, что они обратилась в КУМИ МО ГО "..." с заявлением о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по категории "молодая семья", однако в постановке на учет ответчиком отказано, о чем сообщено в письме от <Дата обезличена>. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия. Не согласившись с указанным решением, А. и Д. обратились в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец А. и ее представитель на заявленных требованиях настаивали.

Д. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители КУМИ МО ГО "...", администрации МО ГО "..." в судебное заседание не явились, в представленных суду письменных возражениях исковые требования не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель истцов, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, и неправильное применение норм материального права.

Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 № 30-РЗ.В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 ст. 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Решением Совета МО ГО "Ухта" от 01.03.2006 № 23 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО "Ухта" определена в размере 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, А. и Д в период с <Дата обезличена> состоят в зарегистрированном браке, от брака имеют несовершеннолетнюю дочь - А.., ... года рождения.

Согласно справке от <Дата обезличена> <Номер обезличен> семья ... зарегистрирована и проживает <Адрес обезличен>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности К.

Ранее, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> К. также принадлежала 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.

<Дата обезличена> К. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "..." с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории "молодая семья" с составом семьи он, его супруга Д. и их несовершеннолетняя дочь А.., указав в качестве места жительства семьи квартиру, расположенную по адресу: ....

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "..." от <Дата обезличена> в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям "молодая семья", истцу отказано по тем основаниям, что заявителем совершены действия, связанные с отчуждением принадлежащей ей на праве собственности - 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ... в результате которых ухудшены жилищные условия.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о законности отказа администрации МО ГО "..." в постановке семьи истцов на учет на строительство или приобретение жилья по рассматриваемой категории, поскольку до продажи 1/3 доли жилого помещения, принадлежащего истцу, учетная норма площади для принятия семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения составляла ... кв.м. ((... + ...)/3), что превышает установленный размер учетной нормы (11, 0 кв.м.), а после отчуждения жилого помещения стала составлять 10,8 кв.м. При таком положении действия истцов свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий, что в силу положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в постановке на учет.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

Доводы жалобы о том, что действия истцов по продаже жилого помещения нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку денежные средства, полученные от продажи жилого помещения в г. ... направлены на погашение ипотечного кредита квартиры по адресу: ..., отмену судебного постановления не влекут. Продав жилое помещение, находящееся в собственности, К. фактически ухудшил жилищные условия своей семьи, в связи с чем, семья истцов может быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Применив к спорным правоотношениям положения статей 51, 53 Жилищного кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у семьи истцов критерия нуждаемости в жилом помещении, являющегося обязательным для получения социальной выплаты.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь cтатьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К. и Д. по доверенности Г. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи-

33-2197/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коврижных Даниэла Вадимовна
Коврижных Андрей Николаевич
Ответчики
Администрация МОГО Ухта
КУМИ МОГО Ухта
Другие
Громада София Валерьевна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Харманюк Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
04.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее