РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу № 2-733/2022г.
УИД 43RS0010-01-2022-001077-15
15 сентября 2022 года г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Рупасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплоснаб» (ИНН №, ОГРН №) о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Теплоснаб», в котором, просил обязать ООО «Теплоснаб» (ИНН №, ОГРН №) устранить нарушения санитарного законодательства. А именно обязать ООО «Теплоснаб» в установленном законодательством порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленных площадок №1, №2, №3, №4 ООО «Теплоснаб», в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки № 1 по адресу: <адрес>; промплощадки №2 по адресу: <адрес>; промплощадки №3 по адресу: <адрес>; промплощадки №4 по адресу: <адрес>, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектов санитарно-защитной зон для указанных промышленных площадок ООО «Теплоснаб» в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов (промышленная площадка) ООО «Теплоснаб» промышленной площадки №1 по адресу: <адрес>; промплощадки №2 по адресу: <адрес>; промплощадки №3 по адресу: <адрес>; промплощадки №4 по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обратиться с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон для промышленных площадок: промышленной площадки № 1 по адресу: <адрес>; промплощадки №2 по адресу: <адрес>; промплощадки №3 по адресу: <адрес>; промплощадки №4 по адресу: <адрес> ООО «Теплоснаб» в уполномоченные органы в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
В обоснование своих требований указали, что ООО «Теплоснаб» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке ЕГРЮЛ от 27.06.2022 № ЮЭ9965-22-122158914 основным видом деятельности ООО «Теплоснаб» является производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).
Согласно экспертному заключению №. от 06.05.2022 г. ООО «Лаборатория 100», на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Теплоснаб», расположенного по адресу : <адрес>, деятельность ООО «Теплоснаб» осуществляется на четырех промплощадках:
Промплощадка №1 по адресу: <адрес>, на которой выявлено 7 источников выбросов, из них 2 организованных и 5 неорганизованных: котельная, работающая на природном газе с 4 паровыми котлами и 2 водогрейными котлами, сварочный пост, слесарная мастерская, теплая стоянка автотранспорта, открытая стоянка техники, внутренний проезд, склад ГСМ.
Промплощадка № 2 по адресу: <адрес>, на которой выявлено 4 источника выбросов, из них 1 организованный и 3 неорганизованных источников выбросов: котельная работающая на природном газе с тремя водогрейными котлами, механический участок, слесарная мастерская, сварочный пост.
Промплощадка №3 по адресу: <адрес>, на которой выявлено три организованных источника выбросов. На промплощадке № 3 располагается котельная с работающая на природном газе с пятью водогрейными котлами и слесарная мастерская.
Промплощадка №4 по адресу: <адрес>, выявлено два организованных источника выбросов. На промплощадке № 4 располагается котельная с работающая на природном газе с тремя паровыми котлами и слесарная мастерская.
Таким образом, установлено, что ООО «Теплоснаб» является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения.
Однако, в нарушении законодательства, ООО «Теплоснаб» с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны ни для одной из четырех выше указанных площадок в Управление Роспотребнадзора по Кировской области не обращалось. В реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют сведения о выданном ООО «Теплоснаб» санитарно-эпидемиологическом заключении на проект санитарно-защитной зоны по вышеуказанным промышленным площадкам.
При изложенных обстоятельствйх понуждение ООО «Теплоснаб» к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебное заседание представитель истца - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскполянском районе не явился. От врио начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе Ч.Е.П. поступило ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело без участия представителя истца в связи с занятостью на работе. На удовлетворении иска настаивала. (л.д.75).
Представители ответчика ООО «Теплоснаб» - С.А.В., М.Н.А. с иском не согласны. Суду пояснили, что в настоящее время ООО «Теплоснаб» разрабатывает техническое задание для заключения договора по разработке проектов санитарно-защитной зоны. Вместе с тем, считают, что требования п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств. Котельные, расположенные на промплощадках №№ 1-4 построены в 1963 (<адрес>), в 1978г. (<адрес>), в 1984г. (<адрес>), в 1981г.(<адрес>). Эти объекты не реконструированы. Поэтому считают, что п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на котельные, расположенные на промплощадках №№, поэтому требования Роспотребнадзора заявлены к ООО «Теплоснаб» не обоснованно. В иске просили отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
В сфере градостроительства применяется Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В соответствии с таблицей 7.1 «Санитарная классификация» СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью от 200 Гкал/час, работающие на газовом топливе и мазутном топливе (последнее - как резервное топливо) отнесены к 3 классу объектов (п.10.3.2); ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе отнесены к 4 классу объектов.
Согласно пункту 4.3. СанПиН для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств,
являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до
значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарных зон.
Согласно п. 2 указанного Постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление oб установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности - территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела, акционерное общество ООО «Теплоснаб» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.09.2020г. (ИНН 4307020572, ОГРН 1204300008296).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.06.2022г. основным видом экономической деятельности ООО «Теплоснаб» является производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)). (л.д. 8-10).
Согласно экспертному заключению № 464.22.П от 06.05.2022г. ООО «Лаборатория 100» установлено, что ООО «Теплоснаб» осуществляет свою деятельность на 4 промплощадках в г.Вятские Поляны по адресам: <адрес> (согласно тепловой мощности 3 класс опасности), <адрес>. Три последних промалощадки относятся в 4 классу. (л.д.14-18).
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения № от 14.06.2022г. выданного главным государственным санитарным врачом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе установлено, что требования, установленные в проектной документации - проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для промплощадок ООО «Теплоснаб», расположенных по адресу: площадки № 1 по адресу: промплощадка <адрес>; промплощадка №2 по адресу: <адрес> промплощадка №3 по адресу: <адрес> промплощадка №4 по адресу: <адрес>, не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, установленным СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, экплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (л.д.12-13).
Таким образом, ООО «Теплоснаб» является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения, в связи с чем обязано разработать и установить санитарно-защитные зоны для промышленных площадок, на которых осуществляет свою деятельность. Постановление об утверждении санитарно-защитной зоны для ООО «Теплоснаб» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Сведения о санитарно-защитной зоне в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Также судом установлено, что на момент рассмотрения дела санитарно-защитные зоны для промплощадок ООО «Теплоснаб» не установлены, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитных зон ответчику не выдавалось, с соответствующим заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект ООО «Теплоснаб» в Управление не обращалось, соответствующие натурные исследования и измерения размеров санитарно-защитных зон не производились.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Проанализировав представленные доказательства и, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая тот факт, что установление санитарно-защитных зон вокруг промышленных площадок, где ведет деятельность ООО «Теплоснаб», осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека, является его публичной обязанностью, суд полагает исковые требования о понуждении ответчика к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей ответчика о том, что п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяется только на вновь строящиеся или рекоструирующиеся объекты, к которым объекты на промплощадках ООО «Теплоснаб» не относятся, поэтому ответчик не должен разрабатывать санитарно-защитные зоны, суд отклоняет как необоснованные, поскольку исходя из п. 2 Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», согласно действующему в настоящее время законодательству, независимо от даты начала деятельности и организации производственной площадки, на ответчике лежит обязанность, по совершению действий для разработки проекта санитарно-защитной зоны и обращению в уполномоченный орган с заявлением о ее установлении. Освобождение ответчика от соблюдения санитарных правил, введенных в действие после строительства объектов, но действующих в период осуществления им производственной деятельности, является недопустимым.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области, от уплаты которой истец освобожден в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе в интересах неопределенного круга лиц (ИНН № ОГРН №) к ООО «Теплоснаб» (ИНН №, ОГРН №) о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «Теплоснаб» (ИНН №, ОГРН № в установленном законодательством порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:
- разработать проект санитарно-защитных зон для промышленных площадок №1, №2, №3, №4 ООО «Теплоснаб», в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитных зон для промышленной площадки № 1 по адресу: <адрес>; промплощадки №2 по адресу: <адрес> промплощадки №3 по адресу: <адрес> ; промплощадки №4 по адресу: <адрес>, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектов санитарно-защитной зон для указанных промышленных площадок ООО «Теплоснаб» в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов (промышленная площадка) ООО «Теплоснаб» промышленной площадки №1 по адресу: <адрес>; промплощадки №2 по адресу: <адрес> промплощадки №3 по адресу: <адрес> промплощадки №4 по адресу: <адрес> соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обратиться с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон для промышленных площадок: промышленной площадки № 1 по адресу: <адрес>; промплощадки №2 по адресу: <адрес> промплощадки №3 по адресу: <адрес> промплощадки №4 по адресу: <адрес> ООО «Теплоснаб» в уполномоченные органы в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Взыскать с ООО «Теплоснаб» (ИНН №, ОГРН №) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области государственную пошлину в размере 6 000 /шесть тысяч/ рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья- Л.И.Колесникова.
СПРАВКА:
Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2022 года.
Судья- Л.И.Колесникова.