Дело № 2-4640/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 14 сентября 2015 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кравченко Н.Н. к Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о возложении обязанности о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Кравченко Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что является матерью несовершеннолетнего Головачева Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Департамент образования г. Омска совершает в отношении ее ребенка неправомерные действия, отказывая в предоставлении гарантий на получение бесплатного дошкольного образования, налагая ограничения на гарантированную государством общедоступность бесплатного дошкольного образования, что создает для ребенка препятствия в доступе к образованию.
ДД.ММ.ГГГГ ее ребенок был поставлен на учет в комиссию Центрального АО г. Омска для получения им места в детском саду №. В августе 2013 года в комиссии по распределению мест ей был дан ответ, что в сад попали только те дети, которые встали на очередь раньше ребенка истца, согласно свободным местам.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент образования Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении ее ребенку места в детском саду, однако ей было отказано, в связи с отсутствием мест.
Считает, что данный отказ не содержит предусмотренных законодательством РФ оснований для отказа в предоставлении ее ребенку мест в БДОУ г. Омска. В бюджете Омской области и бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 года и 2017 года не предусмотрены необходимые денежные средства на исполнение решения Центрального районного суда г. Омска от 01.12.2011 года.
Полагает, что ответчиком нарушены ее права и права ее ребенка, которому уже исполнилось 1 год 8 месяцев, однако он до сих пор лишен возможности посещать детское образовательное учреждение.
Сложившаяся ситуация доставляет ей нравственные страдания, которые она оценивает в 30 000 рублей.
Считает, что действиями ответчиков нарушено право ее ребенка на общедоступность бесплатного дошкольного образования, ее ребенок лишен возможности посещать дошкольное образовательное учреждение в нарушение ст. 2, 18 Конвенции о правах ребенка, приложения № 2 к Протоколу № 1 Конвенции о защите прав человека, ст. 17, 19, 43 Конституции РФ, п. 3 ст. 2, п. 2, 3 ст. 4, п. 1, 3 ст. 5, ст. 31 Закона РФ «Об образовании». На основании изложенного просит возложить обязанность на Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска создать для ее ребенка место в БДОУ г. Омска до 01.01.2016 года, возложить обязанность на Администрацию г. Омска и Департамент образования Администрации г. Омска допустить ее ребенка к получению бесплатного дошкольного образования в БДОУ г. Омска до 01.01.2016 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец Кравченко Н.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что каких-либо льгот по предоставлению ее ребенку места в детском саду не имеет. Просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска участия не принимал, извещен надлежаще. В порядке ст. 35 ГПК РФ представил в материалы дела письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 9-14).
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, истец Кравченко Н.Н. является матерью несовершеннолетнего Головачева Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-КН №, выданном ДД.ММ.ГГГГ Центральным отделом департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области (л.д. 4).
ДД.ММ.ГГГГ Головачев Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений по Центральному административному округу г. Омска в «Книге учета будущих воспитанников ДОУ» для получения места в ДОУ №, регистрационный №, льгот не имеет (л.д. 5).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования, в частности, дошкольное образование.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Статья 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» утвержден вышеназванный Порядок (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 4 Порядка).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Согласно п. 6 Порядка образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 7 Порядка).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
В силу п. 18 Положения о Департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 413, в сфере управления муниципальной системой образования города Омска Департамент образования Администрации г. Омска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Омской области; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Омска.
Согласно п. 4 Порядка комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного приказом Департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 года № ДО/53 «О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования», комплектование учреждений осуществляется с 1 марта до 1 июля ежегодно (далее - Порядок комплектования).
С 1 июля до 1 августа ежегодно Комиссия не осуществляет свою деятельность по комплектованию. В остальное время проводится комплектование учреждений на освободившиеся места.
Постановка детей на очередь в учреждение осуществляется Комиссией путем регистрации детей, проживающих на территории города Омска, в Книге учета на основании: документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей) ребенка; свидетельства о рождении ребенка; документа, подтверждающего право на льготу в соответствии с действующим законодательством; заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при постановке на очередь в группы компенсирующей и комбинированной направленности); направления (рекомендации) врача-фтизиатра (при постановке на очередь в группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией) (п. 6 Порядка комплектования).
В соответствии с п. 8 Порядка комплектования, после регистрации детей в Книге учета родителям (законным представителям) ребенка специалистом Комиссии выдается Уведомление о регистрации в Книге учета (далее - Уведомление). На Уведомлении ставится штамп Комиссии и подпись члена Комиссии.
Из п. 21 Порядка комплектования следует, что комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования.
В соответствии с п. 10 Порядка комплектования внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.
Заявитель представляет подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного, первоочередного или преимущественного права предоставления ребенку места в учреждении, в Комиссию при регистрации ребенка в единой Книге учета и при формировании списков по комплектованию учреждений.
Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Одинокий работающий родитель, воспитывающий несовершеннолетних детей, представляет свидетельство о смерти одного из родителей либо копию решения суда о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, свидетельство о рождении ребенка либо справку из органов записи актов гражданского состояния о рождении ребенка, подтверждающую, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, справку с места работы.
Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
Из материалов дела следует, что Головачев Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в Книге учета ДД.ММ.ГГГГ в ДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №». Доказательств того, что истец просила о предоставлении места ее ребенку в иных ДОУ, суду не представлено.
Как следует из письма Департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), в настоящее время комплектование дошкольных учреждений осуществляется на основании приказа директора Департамента образования Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № ДО/155 «О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования».
Головачев Даниил зарегистрирован в дошкольное учреждение «Детский сад № общеразвивающего вида» ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ранее Головачев Д. в указанное дошкольное учреждение зарегистрированы и ожидают предоставления места 66 детей 2013 года рождения, из них 3 ребенка граждан льготной категории. Направить Головачева Д. в настоящее время в одно из дошкольных учреждений не представляется возможным.
Головачев Даниил будет определен в одно из дошкольных учреждений в порядке очередности в соответствии с датой регистрации (л.д. 6).
Кроме того, из ответа Департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70-71) следует, что в настоящее время в Книге учета в дошкольное учреждение «Детский сад № общеразвивающего вида» зарегистрированы ранее Головачева Даниила и ожидают предоставления места 65 детей 2013 года рождения, в том числе 3 детей граждан льготной категории. В дошкольное учреждение «Детский сад № общеразвивающего вида» не определены 19 детей 2013 года рождения, из них 2 ребенка граждан льготной категории, в «Детский сад №» - 26 детей 2013 года рождения, из них 3 ребенка граждан льготной категории, в «Детский сад №» не определено 30 детей 2013 года рождения, из них 1 ребенок граждан льготной категории, в «Детский сад № общеразвивающего вида» - 13 детей 2013 года рождения, из 1 ребенок граждан льготной категории, в «Среднею общеобразовательную школу №» - 15 детей 2013 года рождения, из них 1 ребенок граждан льготной категории, в «Детский сад № общеразвивающего вида» не определено 5 детей 2013 года рождения. Группы для детей 2013 года рождения укомплектованы, свободных мест нет. Направить Головачева Даниила в настоящее время в одно из дошкольных учреждений не представляется возможным, Даниил будет определен в ДОУ в порядке очередности (л.д. 70-71).
Также письмом Департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество младших групп (для детей в возрасте от 2 до 3 лет) в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях г. Омска составляло 271, по состоянию на 01.08.2015 года - 269 (л.д. 76)
В судебном заседании судом достоверно установлено и не оспаривалось стороной истца, что ответчиками соблюден обозначенный порядок принятия заявления истца о постановке ее ребенка в очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении.
Ребенок истца зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников, о чем выдано соответствующее уведомление.
В судебном заседании факт отказа истцу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении не нашел своего подтверждения. В рассматриваемом случае при предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении со стороны ответчика Департамента образования Администрации г. Омска имеет место соблюдение требований очередности постановки на учет.
В материалы дела Департаментом образования Администрации г. Омска представлены данные о комплектовании групп в ДОУ по Центральному АО, Кировскому АО г. Омска, Ленинскому АО г. Омска, Советскому АО г. Омска, Октябрьскому АО г. Омска на 2011-2012 годы, а также информация о комплектовании по муниципальному образованию - городской округ г. Омск на 2012-2013 годы, которые также свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в ДОУ.
Кроме того, ответчиками представлена Информация о комплектовании детьми/воспитанниками бюджетных учреждений, реализующих программы дошкольного образования по муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на 2014 год и 2015 и плановый период 2016 годов, предусматривающая комплектование групп оздоровительной, комбинированной направленности и увеличение плановой численности детей по сравнению с фактическими показателями на 01 апреля текущего года.
Также, в материалы дела представлена информация о комплектовании обучающихся и согласовании исходных показателей деятельности учреждений образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, предусматривающая комплектование групп компенсирующей, общеразвивающей, оздоровительной и комбинированной направленности.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.
При этом, как указано выше, законодательством предусмотрена возможность наличия такой очереди, а у ответчика отсутствует обязанность предоставлять место в ДОУ в момент обращения нуждающихся.
Рассматривая доводы иска о незаконном бездействии и нарушении ответчиками прав и законных интересов истца, суд учитывает положения ст. 3 ГПК РФ, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из позиции Пленума Верховного Суда РФ, высказанной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Суд полагает, что в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.
Однако истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие наличие бездействия со стороны ответчиков по принятию мер, направленных на создание возможности реализовать права в части получения ребенком дошкольного образования.
Так, судом установлено, что во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком было разработано и утверждено Распоряжение Администрации г. Омска от 03.04.2013 года № 91-р «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории г. Омска на 2013-2014 годы». План мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории г. Омска на 2013-2014 годы разработан в целях развития дошкольного образования на 2013-2014 годы на территории г. Омска, разработки единой стратегии модернизации системы дошкольного образования, увеличения количества мест для детей дошкольного возраста.
В рамках реализации указанной Программы предусмотрено создание групп кратковременного пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях, проведение ремонтных работ для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных учреждений дошкольного образования, приобретение оборудования и материальных запасов для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных учреждений дошкольного образования, проведение ремонтных работ помещений, предназначенных для открытия дошкольных групп полного дня на базе муниципальных общеобразовательных учреждений, проведение ремонтных работ в целях перепрофилирования зданий, переданных в муниципальную собственность, под муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
В 2012 году на основании распоряжений Департамента образования Администрации г. Омска открыто 29 дополнительных групп и 7 дополнительных групп в I квартале 2013 года.
Для создания дополнительных мест дошкольного образования в рамках «дорожной карты» в 2013 году введено дополнительно 3 156 мест, созданы новые дошкольные места в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, открыто дополнительно 30 новых групп на 603 места.
Также была разработана региональная программа, предусматривающая мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях города Омска (со сроком реализации до 2016 года) для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Для предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования, в том числе по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в 2013-2015 годы на заседании Омского городского Совета 19.06.2013 года внесены изменения в решение Омского городского Совета от 26.12.2012 года № 97 «О бюджете города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» в части определения субсидий на частичное возмещение затрат некоммерческих организаций за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых в 2013 году негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В рамках «Дорожной карты» для создания 5 262 дополнительных мест дошкольного образования в 2014 году на территории города Омск предприняты следующие меры:
- осуществлено строительство 3 дошкольных учреждений, из них в Кировском АО г. Омска: Средняя общеобразовательная школа № 24 (микрорайон «Кристалл») и микрорайон «Прибрежный» на 1 090 мест;
- проведен ремонт 11 действующих образовательных учреждений, из них в Кировском АО г. Омска: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 49», БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 33», БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида № 369» с целью создания 540 дополнительных мест;
- завершена реконструкция здания детского сада по улице Багратиона, д. 11 А в г. Омске на 330 мест;
- проведен капитальный ремонт 9 зданий бывших детских садов на 1 505 мест, завершится ремонт в 3 зданиях детских садов на 660 мест в 2015 году;
- выданы 1 097 путевок в бюджетные образовательные учреждения;
- созданы дополнительно 700 мест в негосударственном секторе дошкольного образования.
В 2014 году Департаментом образования Администрации г. Омска выдано 15 800 путевок в бюджетные детские сады, из них 5 262 путевки - на вновь созданные места, 10 538 путевок - на высвобождаемые места выпускников дошкольных учреждений и за счет доукомплектования дошкольных групп бюджетных образовательных учреждений г. Омска.
Для создания в 2015 году 5 260 дополнительных мест дошкольного образования осуществляются следующие мероприятия:
- ведется строительство 5 зданий дошкольных учреждений на 1 970 мест;
- реконструкция зданий общеобразовательных учреждений (строительство пристроек к ним) на 750 мест;
- ремонтные работы в 23 бюджетных образовательных учреждениях для открытия 78 групп на 2 240 мест;
- приобретение здания детского сада на 300 мест.
Кроме того осуществляются проектно-изыскательские работы в 2015 году с вводом объектов в эксплуатацию в 2016 году:
- строительство 11 зданий детских садов на 2 090 мест;
- реконструкция 2 зданий общеобразовательных учреждений на 580 мест, ввод в эксплуатацию в 2016 году. Также рассматривается вопрос приобретения у частных инвесторов еще 2 строящихся зданий дошкольных образовательных учреждений на 450 мест.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановлено Правительству РФ (подп. «в» п. 1 Указа) обеспечить достижение следующих показателей в области образования, в частности - достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Суд полагает, что данный Указ подтверждает доводы ответчиков в части невозможности по объективным причинам в настоящее время обеспечить ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении.
Анализируя причины непредставлении ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что имеющиеся причины не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчиков, в настоящее время органами местного самоуправления в лице Администрации г. Омска и Департамента образования Администрации г. Омска принимаются меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации их прав в части получения детьми дошкольного образования.
Как было указано ранее, комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, таким образом, предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении без учета имеющейся очереди, а также лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление мест в ДОУ, влечет за собой нарушение прав иных лиц, включенных в установленном порядке в Книгу учета будущих воспитанников ранее истца, что недопустимо.
При изложенных обстоятельствах, фактов отказа истцу в допуске ее ребенка к бесплатному дошкольному образованию со стороны ответчика не установлено, в связи с чем, в удовлетворении данного требования следует отказать.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчиков нарушения требований законодательства, фактов незаконного бездействия по реализации права истца на получение ее ребенком дошкольного образования, отсутствии обязанности предоставить ребенку истца места в одном из ДОУ в настоящее время, в удовлетворении заявленных требований о возложении на ответчика обязанности создать для ребенка место в ДОУ, истцу надлежит отказать.
Отказ в удовлетворении иска по причине отсутствия со стороны ответчиков фактов нарушения прав и законных интересов истца, является основанием для отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
На основании данного решения истец не лишена права на обращение, в том числе, в судебные органы за защитой нарушенного права, если такие нарушения по ее мнению будут иметь место в последующем, в частности после ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░