Дело № 2-497/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Абраменковой А.С.,
с участием представителей истца по доверенностям Костиной Д.В., Прытковой В.Ф., ответчика Васильева В.В. и его представителя Беляева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ивановской области» к Васильеву В.В. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств,
установил:
ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» обратился в суд с иском к Васильеву В.В. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств.
Исковое заявление мотивировано тем, что ответчик является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. 11.11.1992 г. Васильев В.В. был уволен из Вооруженных сил Украины. Военным комиссариатом Одесской области ему была назначена пенсия за выслугу лет по месту его жительства в г. Одесса, с учетом надбавки на иждивенцев, находившихся на его иждивении. В 1996 году Васильев В.В. прибыл в Российскую Федерацию, был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В соответствии с Соглашениями от 13.03.1992 и от 15.05.1992 о пенсионном обеспечении военным комиссариатом Ивановской области с 01.06.1996 г. истцу была продлена выплата пенсии за выслугу лет на условиях по нормам Российского законодательства (наличными деньгами при личной явке пенсионера). Из выписок из лицевых счетов следует, что ответчику выплата пенсии в связи с неявкой за получением по неизвестным причинам приостанавливалась. 24.04.2001 Васильев В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. На основании заявления о постоянном проживании и предъявлении паспорта с отметкой о регистрации Васильеву В.В. были сняты ограничения по выплате пенсии, и пенсия выплачивалась на общих основаниях, установленных для лиц, проживающих в РФ. Во исполнение указаний военного комиссара Ивановской области от 19.04.2017 г. № 30/22/843 о предоставлении пенсионерами сведений о номерах СНИЛС (страховых свидетельств государственного пенсионного страхования) сотрудниками военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Иваново, Васильеву В.В. были направлены уведомления (от 24.05.2017 г. и от 25.07.2017 г) о необходимости представления вышеуказанных сведений. Ввиду того, что от пенсионера не последовало никакого ответа, сотрудниками военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Иваново был осуществлен выход по адресу местожительства ответчика с целью установления причины не предоставления документов, однако пенсионера дома не оказалось, брат пенсионера сообщил, что Васильев В.В. проживает в Одессе. На основании пп.5 п.1 ст.24 Закона РФ № 400 применяемой в силу ст.50 Закона РФ № 4468-1 с 01.12.2017 ответчику была приостановлена выплата пенсии. Пенсионер был уведомлен о приостановлении и порядке ее возобновления. Изучив документы, представленные Васильевым В.В. на служебном приеме 19.12.2017 вместе с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, военный комиссариат Ивановской области пришёл к выводу, что постоянным местом жительства ответчика является г. Одесса, (Украина), а доводы истца о постоянном проживании только на основании регистрации в г. Иваново и наличие российского гражданства несостоятельны, т.к. после получения паспорта гражданина РФ и регистрации в г. Иваново, Васильев В.В. оформляет вид на жительство в Украине и регистрируется по адресу: <адрес>. На основании ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 Военным комиссариатом Ивановской области принято решение об удержании из пенсии Васильева В.В. излишне выплаченной пенсии ежемесячно в размере, не превышающем 20%, причитающейся к выплате суммы пенсии до полного погашения. Основанием для принятия данного решения явилось предоставление документов, свидетельствующих о регистрации и проживании истца в г. Одессе (Украина) в период с 15.06.2005, что лишает его права на получение пенсии из бюджета Российской Федерации, в связи с чем образовался долг в виде незаконно полученной пенсии за период с 01.07.2005 по 30.11.2017 в сумме 1789 460,99 рублей. В настоящее время остаток задолженности по неосновательно приобретенных денежных средств составляет 1685 594 руб. 24 коп. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее по тексту ГК РФ) истец просит суд взыскать с Васильева В.В. в доход бюджета неосновательно приобретенные денежные средства в сумме 1685 594 руб. 24 коп
Представители истца по доверенностям Костина Д.В., Прыткова В.Ф. в судебном заседании исковые требования уточнили, просили взыскать с ответчика суму неосновательного обогащения в размере 1662299 руб. 79 коп., пояснив, что с момента обращения в суд произошло удержание денежных средств из пенсии ответчика. Требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Васильев В.В. и его представитель Беляев А.И. по доверенности в судебном заседании иск не признали, представили письменные пояснения (л.д. 75), суть которых сводится к следующему. Наличие вида на жительство в Украине не свидетельствует о не проживании ответчика на территории Российской Федерации. Ответчик не может быть лишен права на получение пенсии на территории РФ. Обращают внимание суда, что злоупотребление правом на получение пенсии ответчиком не допущено, т.к. пенсия ему была назначена на законных основаниях.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В соответствии со статьями 1 и 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее Закона РФ N 4468-1) работа по пенсионному обеспечению лиц, лиц, проходивших военную службу, осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В силу статей 11, 56 указанного Закона РФ выплата пенсий осуществляется Министерством обороны РФ по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона РФ N 4468-1 применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных Соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Законодательством Украины предусмотрено назначение уволенным военнослужащим пенсии за выслугу лет, при проживании их на территории Украины применяются положения указанных Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 10.01.2019, вступившем в законную силу 27.03.2019, Васильеву В.В. отказано в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о признании частично незаконным решения о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, об обязании возобновить выплату пенсии с момента приостановления, об обязании произвести выплату недополученной суммы пенсии, о признании незаконным решения об удержанииизлишне выплаченной пении, об обязании к выплате незаконно удержанных денежных средств(л.д. 40-50).
Указанным решением установлено, что11.11.1992 Васильев В.В. уволен из Вооруженных Сил Украины, военным комиссариатом Одесской области с 12.11.1992 ему назначена пенсия за выслугу лет по месту жительства в г. Одесса, а так же надбавка к пенсии ввиду нахождения на его иждивении членов семьи.
В 1996 г. Васильев В.В. прибыл в Российскую Федерацию, зарегистрировался по адресу:<адрес>, а затем23.07.1996 приобрел гражданство Российской Федерации.
Военным комиссариатом Фурмановского района Ивановской области выплата пенсии за выслугу лет была продлена Васильеву В.В. с 01.06.1996.
24.04.2001 Васильев В.В. зарегистрировался по адресу:<адрес>.
В связи со сменой места жительства карточка персонального учета пенсионера Васильева В.В. 25.04.2001 передана в Военный комиссариат Октябрьского района г.Иваново, где продолжалось осуществляться пенсионное обеспечение Васильева В.В.
Согласно карточке персонального учета пенсионера Васильева В.В. во исполнение указаний военного комиссара Ивановской области от 19.04.2017№«О предоставлении пенсионерами сведений о номерах страховых свидетельств государственного пенсионного страхования» сотрудниками военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Иваново истцу направлены уведомления 24.05.2017, 25.07.2017 г. о необходимости предоставления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
В связи с не поступлением ответов от Васильева В.В. сотрудниками военного комиссариата Ивановской области 18.10.2017. осуществлен выход по месту его регистрации по адресу:<адрес>, однако Васильев В.В. по месту проживания отсутствовал, по сообщению родственника стало известно, что истец проживает вг. Одесса, Украина.
Решением военного комиссара Ивановской области от 23.11.2017 Васильеву В.В. с 01.12.2017 выплата пенсии приостановлена в виду того, что военным комиссариатом Ивановской области установлены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства пенсионера в Российской Федерации, о чем он был уведомлен письмом от 27.11.2017.
На основании заявления Васильева В.В. о возобновлении выплаты пенсии, военным комиссариатом Ивановской области выплата пенсии истцу возобновлена с 16.02.2018.
В соответствии с решением военного комиссариата Ивановской области, изложенным в письме от 29.06.2018, из пенсии Васильева В.В. производится удержание ежемесячно в размере 20% до полного погашения в счет оплаты долга, в виде незаконно полученной пенсии за период с 01.07.2005 по 30.11.2017 в размере 1789 460 руб. 99 коп.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и обеспечение законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Статья 28 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. В частности, в случае, если перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) вызван представлением недостоверных сведений или несвоевременным представлением сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, то ответственность виновных в этом лиц заключается в возмещении Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба.
То есть, обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, а равным образом представлять документы, на основании которых осуществляется назначение пенсии, соответствующие действительности, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с расчетом истца за период с 01.07.2005 по 30.11.2017 ответчику излишне выплачена пенсия в размере 1789460 руб. (л.д. 24).
По состоянию на 11.06.2020 с учетом удержаний за период с 01.08.2018 по 11.06.2020 сумма излишне выплаченной пенсии составила 1662299,79 руб. ( л.д. 74). Указанный расчет ответчиком оспорен не был, контр расчёта не представлено.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Доводам ответчика об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения п.1 ст. 1109 ГК РФ была дана оценка судом при вынесении решения от 10.02.2019 и апелляционного определения от 30.05.2019 в рамках рассмотрения иска Васильева В.В. об оспаривании решения ФКУ « Военный комиссариат Ивановской области» об удержании излишне выплаченной пенсии от 23.11.2017. Указанными судебными актами было установлено, что переплата в размере 1789 460 руб. 99 руб. образовалась в связи с недобросовестным поведением ответчика, умышленно не сообщившего в центр пенсионного обеспечения военного комиссариата Ивановской области об изменении своего места жительства.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами права суд приходит к выводу, что ответчик Васильев В.В. получил за счет истца неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном размере.
В соответствии со ст.91,103ГПК РФ, п.п.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального бюджета подлежитвзысканиюгоспошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 16 511 руб. 50 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Федерального казенного учреждения « Военный комиссариат Ивановской области» к Васильеву В.В. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Васильева В.В. в доход федерального бюджета неосновательно приобретенные денежные средства в размере 1662299 руб. 79 коп.
Взыскать с Васильева В.В. государственную пошлину в доход муниципального образования г. Иваново в размере 16 511 руб. 50 коп.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2020.
Судья: подпись Н.А. Борисова
КОПИЯ ВЕРНА. Судья:
Секретарь: