Дело № 2-774/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 декабря 2015 года гор. Советск
Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Терентьевой Ю.Н., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в лице территориального отдела в Советском районе в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа <адрес> и администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о производстве действий,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела в Советском районе в интересах неопределённого круга лиц обратилось с иском к МКОУ ООШ <адрес>, администрации Советского района Кировской области и Управлению образованием Советского района Кировской области о производстве действий, указав, что в ходе проведённой плановой выездной проверки МКОУ ООШ <адрес> были выявлены нарушения, а именно: территория общеобразовательного учреждения не ограждена забором, что является нарушением ст. 28 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10; туалетное помещение в дошкольной группе не оборудовано душевым поддоном с подводкой горячей и холодной воды с душевой насадкой, что является нарушением ст. 28 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.16, п. 9.4 СанПин 2.4.1.3049-13. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения распространения инфекционных заболеваний, школе было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные нарушения до настоящего времени не устранены. Учредителем МКОУ ООШ <адрес> является муниципальное образование <адрес>, функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования <адрес> выполняет администрация <адрес>. Просит обязать МКОУ ООШ <адрес> устранить нарушения требований СанПин 2.4.2.281-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно, оградить забором территорию общеобразовательного учреждения, а также оборудовать душевым поддоном с подводкой горячей и холодной воды с душевой насадкой туалетное помещение в дошкольной группе. Обязать администрацию МО <адрес> выделить денежные средства на выполнение указанных мероприятий.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области ФИО2 исковые требования уточнил в части требований в администрации Советского района и Управлению образованием Советского района. Просит Управление образованием привлечь в качестве 3-го лица на стороне ответчика, а также просит обязать собственника имущества школы – муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области в лице администрации Советского района выделить денежные средства на выполнение мероприятий по ограждению территории школы забором и оборудования туалетного помещения в дошкольной группе душевым поддоном с подводкой горячей и холодной воды с душевой насадкой. Администрация района как учредитель образовательного учреждения обязана обеспечить надлежащее содержание школы и обустройство прилегающей территории, и в соответствии со ст. 120 ГК РФ несёт субсидиарную ответственность по обязательствам школы как собственник имущества.
Представитель ответчика – МКОУ ООШ <адрес> Попова Е.Л. исковые требования признала и пояснила суду, что МКОУ ООШ <адрес> с заявленными требованиями согласно. Школа является бюджетным учреждением, собственных доходов не имеет. Финансирование осуществляется из средств бюджета <адрес>, которые выделяются через Управление образованием района. По предварительно составленной смете на устройство ограждения вокруг школы потребуется около <данные изъяты> рублей, а на оборудование душевого поддона – <данные изъяты> рублей. В настоящее время у школы таких средств нет, поэтому ДД.ММ.ГГГГ в Управление образованием <адрес> направлено ходатайство об их выделении. Пока ответа на ходатайство не поступило.
Представитель ответчика – администрации <адрес> Наумова Т.И. исковые требования к администрации не признала, суду пояснила, что согласно уставу МКОУ ООШ <адрес>, школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или бюджетную смету, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и (или) финансовом органе МО Советский муниципальный район Кировской области. Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение, тип – казённое образовательное учреждение. Учредителем школы является МО Советский муниципальный район Кировской области. Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на основании бюджетной сметы. Источниками формирования финансовых ресурсов школы являются средства бюджета муниципального района, передаваемого школе в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии с п.1 ст. 161 БК РФ казённое учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статьёй 38.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Согласно постановлению администрации Советского района от 15.12.2014 года № 1088 «Об установлении подведомственности получателей средств муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области» школа является подведомственным получателем бюджетных средств главного распорядителя муниципального учреждения Управление образованием Советского района. Таким образом, школа получает средства бюджета муниципального образования Советский муниципальный район от Управления образованием Советского района, а не от администрации Советского района. Последняя обладает правами самостоятельного юридического лица, является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета муниципального образования Советский муниципальный район на основе сметы доходов и расходов в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, несёт ответственность по своим обязательствам денежными средствами, выделенными ей по смете в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом района. Бюджетные полномочия администрации закреплены в Бюджетном кодексе РФ, Положении о бюджетном процессе МО Советский муниципальный район Кировской области, утв.решением Советской районной Думы от 29.11.2013 года № 78. Однако вышеуказанными правовыми актами ей не предоставлено право на выделение денежных средств образовательным учреждениям. Бюджетные ассигнования выделяются решением представительного органа местного самоуправления – Советской районной Думы. Поэтому просит в иске Роспотребнадзора к администрации Советского района отказать.
Представитель 3-го лица на стороне ответчика – Управления образованием Советского района Кировской области Ворожцов И.С. суду пояснил, что с иском согласен. ДД.ММ.ГГГГ в Управление от МКОУ ООШ <адрес> поступило ходатайство о выделении финансовых средств для выполнения требований, указанных в иске Управления Роспотребнадзора. Управление является бюджетным учреждением, собственных доходов не имеет. Финансирование осуществляется из средств бюджета Советского района. В администрацию района подготовлено обоснованное ходатайство о выделении денежных средств для выполнения требований Роспотребнадзора.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 N 189 и № 26 от 15.05.2013 года утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).
В соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Согласно требованиям п.п. 6.16, 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы. Туалетные помещения для детей и персонала обеспечиваются подводкой горячей и холодной воды. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечиваются смесителями.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований территория МКОУ ООШ <адрес> забором и полосой зелёных насаждений не ограждена.
Туалетное помещение в дошкольной группе не оборудовано душевым поддоном с подводкой горячей и холодной воды с душевой насадкой,
Указанные обстоятельства свидетельствует о невыполнении школой возложенных на неё законом обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, что даёт основание для удовлетворения иска Роспотребнадзора в части требований к образовательному учреждению.
Истец также просит суд обязать собственника имущества школы – муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области в лице администрации Советского района Кировской области выделить денежные средства на выполнение возложенных на школу мероприятий.
В соответствие со ст. 32 Устава муниципального образования Советский муниципальный район, администрация Советского района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, обладает правами юридического лица, является муниципальным казённым учреждением, имеет обособленное имущество и может быть истцом и ответчиком в судах. Исходя из этого, суд расценивает требования истца о выделении денежных средств к собственнику имущества в лице администрации района, как требования о возложении именно на администрацию Советского района, как юридическое лицо, обязанности выделить денежные средства на проведение школой требуемых санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31, ст. 32, ст. 51 Закона РФ «Об образовании», вопросы обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с п. 1.3 Устава муниципального казённого общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа <адрес>, утв. постановлением администрации Советского района Кировской области от 28.10.2011 года № 927, учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование Советский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Советского района.
Пунктом 1.6 данного Устава предусмотрено, что школа является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Советский муниципальный район Кировской области для оказания услуг и выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счёт средств бюджета муниципального района на основе бюджетной сметы.
Частями 1 и 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что казённое учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых казённому учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального учреждения отвечает орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казённое учреждение.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам к муниципальному образованию, предъявляемому при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых ему получателю бюджетных средств, являющемуся казённым учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В соответствии с пунктами 1.5, 1.7 и 4.4.8 Положения о муниципальном учреждении Управление образованием Советского района Кировской области, последнее является юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств и выполняет отдельные функции учредителя муниципальных учреждений образования.
Постановлением администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области от 15.12.2014 года № 1088 «Об установлении подведомственности получателей средств бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области», также установлено, что главным распорядителем средств бюджета муниципального образования для МКОУ ООШ <адрес> Советского района Кировской области является муниципальное учреждение Управление образованием Советского района.
Соответственно, при недостаточности имеющихся в распоряжении МКОУ ООШ <адрес> денежных средств для выполнения предписанных Роспотребнадзором мероприятий, обязанность по их выделению должна возлагаться не на администрацию Советского района, а на Управление образованием Советского района, поэтому исковые требования Роспотребнадзора к администрации Советского района подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела в Советском районе удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - основную общеобразовательную школу <адрес>:
- территорию общеобразовательного учреждения оградить забором в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- туалетное помещение в дошкольной группе оборудовать душевым поддоном с подводкой горячей и холодной воды с душевой насадкой в соответствии с требованиями ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 6.16 и 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В иске к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о выделении денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок в Кировский областной суд через Советский районный суд.
Срок для обжалования исчислять с 7 декабря 2015 года, то есть с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Терентьева