Дело № 2а-3535/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,
при секретаре Даниловой Н.В.,
с участием административного истца Никулиной Л.Ю., представителя административных ответчиков администрации Волгограда и Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда по доверенности Коченковой А.О., представителя заинтересованного лица Комитета строительства Волгоградской области по доверенности Коломейцевой О.М.,
«27» декабря 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никулиной Ларисы Юрьевны, действующей в интересах недееспособного Никулина Ивана Сергеевича, к администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об оспаривании постановления в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о возложении обязанности восстановить нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
Никулина Л.Ю., действующая в интересах недееспособного Никулина И.С., обратилась в суд с административным иском к администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об оспаривании постановления в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о возложении обязанности восстановить нарушенное право.
В обоснование иска указала, что Никулин И.С., 30.09.1997 года рождения, является её сыном и инвалидом детства. Постановлением администрации Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья Никулина И.С. была включена в список № граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Также Никулин И.С., распоряжением Управления по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №, признан получателем социальной выплаты на приобретение жилых помещений.
При этом постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № Никулин И.С. снят с учета в связи с предоставлением от органа государственной власти земельного участка для строительства жилого дома. Полагает, что спорное постановление в части снятия Никулина И.С. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, является неправомерным, поскольку при предоставлении земельного участка им не было разъяснено, что это повлияет на право сына на улучшение жилищных условий в форме получения социальной выплаты и он будет снят с учета. Утверждает, что предоставленный земельный участок не решил жилищной проблемы Никулина И.С.. Осуществить строительство ни сам Никулин И.С., ни его опекун Никулина Л.Ю. не имеют возможности из-за отсутствия денежных средств на строительство. Земельный участок находится в неудобном для проживания инвалиду месте, а именно гористая местность, дальность от общественного транспорта, отсутствие коммуникаций, отсутствие медицинских, социальных и общественно-бытовых учреждений.
По этим основаниям административный истец просит признать незаконным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части снятия Никулина И.С. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда восстановить Никулина И.С. в списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения социальной выплаты.
В судебном заседании административный истец - Никулина Л.Ю., действующая в интересах недееспособного Никулина И.С., на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме. При этом пояснила, что она стояла в очереди на земельный участок. Полагала, что получение земельного участка не повлияет на исключение ее сына из очереди на улучшение жилищных условий, поскольку они проживают в однокомнатной квартире вчетвером, а сын Никулин И.С. является инвалидом, неходячий. Сам земельный участок они получили в 2014 году, а сняли сына с учета только в 2021 году. При этом в ответах от государственных органов всегда отвечали расплывчато, никто причину снятия четко не указывал. В 2021 году сын стоял в очереди 17-м по счету, а в последствии исключили, при том, что на земельном участке нет никаких коммуникаций.
В судебном заседании представитель административных ответчиков - Администрации Волгограда и Комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда по доверенности Коченкова А.О. заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. При этом пояснила, что согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. По сведениям Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Никулиной Л.Ю., как относящейся к категории граждан, являющихся родителем ребенка-инвалида, предоставлен в собственность бесплатно указанный выше земельный участок. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, определенных федеральных законом. Соответственно истец реализовала свое право и Никулин И.С. снят с учета, так как ему предоставлен земельный участок, а Никулина Л.Ю. вместе с дочерью по настоящее время стоят на учете на получение улучшения жилищных условий, в списке очередности. Считает оспариваемое постановление администрации Волгограда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета строительства Волгоградской области по доверенности Коломейцева О.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. При этом пояснила, что Никулин И.С. состоял в списке с 1999 года на учете на улучшении жилищных условий. В 2021 году Никулин И.С. был включен в сводный список граждан на социальные выплаты. В 2021 году в адрес Комитета поступило учетное дело на Никулина И.С.. В ходе проверки выяснились обстоятельства, что он в 2015 году получил земельный участок. На основании этого учетное дело было отправлено Комитетом в администрацию Волгограда на доработку. Администрация Волгограда исключила Никулина И.С. из списка учета на улучшение жилищных условий на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как на основании данной статьи устанавливается для инвалида либо получение земельного участка, либо получение социальной выплаты.
Выслушав административного истца Никулину Д.Ю., действующую в интересах недееспособного Никулина И.С., представителя административных ответчиков Администрации Волгограда и Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда по доверенности Коченкову А.О., представителя заинтересованного лица Комитета строительства Волгоградской области по доверенности Коломейцеву О.М., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2)соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право.
В силу ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Как указано в ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
По смыслу п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Никулин И.С. является инвалидом детства, с присвоением группы инвалидности - первая группа, согласно справки серии МСЭ-2016 № (л.д. 8).
На основании решения Красноармейского районного суда гор. Волгограда от 04.07.2016 года Никулин И.С. признан недееспособным (л.д. 9) и назначен опекун - его мать, Никулина Л.Ю. по постановлению администрации Красноармейского района Волгограда №-п от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Постановлением Главы администрации Красноармейского района № от ДД.ММ.ГГГГ Никулина Л.Ю. составом 3 (три) человека поставлена на очередь, нуждающихся в жилье по списку № (л.д. 12). 7 июля 2010 года Никулина Л.Ю. признана получателем социальной выплаты на приобретение жилых помещений, согласно распоряжения Управления по жилищной политике администрации Волгограда № (л.д. 13).
Решением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 26.01.2015 года № установлено предоставление Никулиной Л.Ю. в собственность бесплатно земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, местоположение: ФИО5 <адрес>, квартал 08_08_073, участок 15 площадь участка 1200 кв.м., разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство (л.д. 14). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 03.03.2016 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ФИО5 <адрес> зарегистрирован за Никулиной Л.Ю. (л.д.15).
3 августа 2021 года постановлением администрации Волгограда от 03.08.2021 года № 706 «О внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» внесены изменения в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Исключен из состава семьи Никулиной Ларисы Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в едином списке № 1 граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005 года, под №, сын Никулин Иван Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ. Считать состав семьи Никулиной Ларисы Юрьевны 2 человека, в том числе дочь Бондарчук Светлану Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ на основании статей 14, 51, 55, 56 ЖК РФ, статей 11, 12 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 года № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области», постановления Главы Администрации Волгоградской области от 24.04.2006 года № 455 «О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 01 декабря 2005 года № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» (л.д. 57).
Таким образом, Никулин И.С. утратил основания для нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении поскольку реализовал в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, которое не противоречит требованиям ст.56 ЖК РФ.
При этом, действующим законодательством не закреплено положение о сохранении за инвалидами права стоять на учете в случае получения земельного участка.
Пунктом 18 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области, Президиумом Волгоградского облсовпрофа от 26.10.1992 № 293 (распространяющееся на правоотношения, возникшие до 01.03.2005) граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае изменения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В этой связи постановление администрации Волгограда от 03.08.2021 года № 706 «О внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снятии с учета» является правомерным и не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьей 1 п. 2 ст. 3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
Как установлено в ходе судебного заседания административный истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в едином списке № 1 граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005 года, под № 1978 в составе семьи 2 (два) человека, в том числе дочь Бондарчук Светлану Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Администрацией Волгограда принято постановление от 03.08.2021 года № 706 «О внесении изменений в сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снятии с учета» в пределах компетенции названного органа, без нарушения установленного порядка, соответствует требованиям закона и прав административного истца не нарушает, оснований для признания постановления незаконным и возложения на административного ответчика какой-либо обязанности не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Никулиной Л.Ю., действующей в интересах недееспособного Никулина И.С..
Более того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление одновременно жилья и земельного участка для строительства жилого дома, данные меры поддержки являются самостоятельными, в связи с чем, действия ответчиков в части снятия Никулина И.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с обеспечением земельным участком для строительства жилого дома согласуются с нормами закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Никулиной Ларисы Юрьевны, действующей в интересах недееспособного Никулина Ивана Сергеевича, к администрации Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об оспаривании постановления в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о возложении обязанности восстановить нарушенное право - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.В. Озаева
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года.
Председательствующий: О.В. Озаева