Дело № 2а- 45/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года город Урюпинск
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Матеровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области, администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести оценку технического состояния многоквартирного дама и принять решение,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в Урюпинский городской суд Волгоградской области к Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области от <дата> о техническом состоянии многоквартирного жилого дома <адрес>; признать незаконным непринятие решения в соответствии с заключением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от <дата> № в порядке, предусмотренном п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, возложить на межведомственную комиссию обязанность провести оценку жилого дома <адрес> в порядке, установленном Положением; принять по результатам работы решение в соответствии с п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> №.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского округа г.Урюпинск Волгоградской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники квартир многоквартирного жилого дома.
В обоснование административного иска указано, что Инспекцией проведено обследование жилого дома <адрес> в ходе которого установлены повреждения конструктивных элементов жилого здания, которые в будущем могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций, так и жилого дома в целом. В связи с этим, составлено заключение о техническом состоянии указанного жилого дома от <дата> №, которое направлено в адрес администрации городского округа г.Урюпинск Волгоградской области для принятия решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
<дата> по результатам рассмотрения заключения от <дата> № (л.д.15-17) межведомственной комиссией принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако в данном заключении отсутствуют сведения об инструментальном обследовании дома специализированной организацией.
В связи с чем, административный истец просит признать незаконным данное решение Межведомственной комиссии от <дата> № о техническом состоянии жилого дома <адрес> как принятое не в установленном законодательством порядке, непроведении оценки и обследования жилого дома и непринятии решения, предусмотренного п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Возложить на Межведомственную комиссию обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу провести оценку жилого дома <адрес> в порядке, установленном п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 и принять решение.
Представитель административного истца – Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Административный ответчик – представитель Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области Ванюков А.В. просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что Межведомственная комиссия, получив заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, действовала в соответствии с п.44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, привлечение к оценке жилого дома является правом, а не обязанностью комиссии; для принятия решения по существу вопроса было достаточно визуального осмотра, поскольку межведомственной комиссией не было выявлено оснований для признания дома аварийным; заключение специализированной организации требуется лишь при выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заинтересованные лица, явившиеся в судебное заседание - Иванова З.И., Борисовская Д.А., Маслов С.В. поддержали административное исковое заявление инспекции жилищного надзора, просили удовлетворить в полном объёме.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд полагает заявленные требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (пункт 42 Положения).
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома.
В соответствии с пунктами 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для проживания, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
В силу положений пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из анализа положений приведенных выше правовых норм следует, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения указанных вопросов.
При этом в силу пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 следует, что инспекция государственного жилищного надзора обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в ходе обследования жилого дома <адрес> установлены повреждения конструктивных элементов жилого здания, которые в дальнейшем могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций, так и жилого дома в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
По результатам обследования инспекция составила заключение от <дата> №, которое направила в администрацию городского округа город Урюпинск Волгоградской области для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.
<дата> Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений обследовала путем визуального осмотра указанный жилой дом; по результатам обследования дала заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.21-27).
Поскольку по заключению Инспекции о техническом состоянии указанного жилого дома Межведомственной комиссией решение было принято не в порядке, предусмотренном п.47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
При разрешении заявленных требований суд, с учетом положений приведенных выше правовых норм приходит к выводу о том, что Межведомственной комиссией рассмотрено заключение о техническом состоянии жилого дома <адрес> от <дата> № Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области с нарушением порядка, установленного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Действующее жилищное законодательство обязывает Межведомственную комиссию провести оценку соответствия жилого дома в порядке, установленном пунктом 44 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в данном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, при этом, в частности проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом (пункт 43 Положения).
Материалы дела не содержат доказательств, на основании которых межведомственная комиссия в оспариваемом заключении пришла к выводу об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и возможности устранений замечаний, указанных в заключении инспекции от <дата> №.
Как видно из материалов дела, инструментальное обследование многоквартирного жилого дома по указанному адресу на предмет проверки и оценки степени и категории технического состояния строительных конструкции и жилого дома в целом не проводилось, фактические показатели степени физического износа несущих строительных конструкций жилых помещений не определялись; согласно акту обследования от <дата> межведомственной комиссией проведено только визуальное обследование дома, что не может свидетельствовать о выполнении ответчиком в полной мере требований пунктов 42-47 Положения.
В самом заключении от <дата> года не приводится обоснование принимаемого комиссией решения, которое является немотивированным; в нарушение Приложения №1 к Положению в нем не приведено обоснование принятого решения.
При таких обстоятельствах основания для вывода о законности принятого административным ответчиком оспариваемого решения отсутствуют; им допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного пунктом 47 Положения, нарушение процедуры принятия решения, что влечет нарушение жилищных прав граждан и прав на безопасное проживание граждан в жилых помещениях.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии решения межведомственной комиссии требованиям законодательства и нарушении им прав и законных интересов граждан.
Приведенные выше доводы административного ответчика не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку принятие Межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании жилого дома. При этом нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, а также безопасности не только жителей дома, но и неопределенного круга лиц.
Предложенный административным истцом срок для устранения выявленного нарушения признается судом достаточным для возложенной на административного ответчика обязанности по рассмотрению заключения Инспекции с учетом установленного законом порядка принятия такого решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области, администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности провести оценку технического состояния многоквартирного жилого дома и принять решение, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области от <дата> о техническом состоянии многоквартирного жилого дома <адрес>; признать незаконным непринятие решения в соответствии с заключением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от <дата> № в порядке, предусмотренном п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Возложить на Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа город Урюпинск Волгоградской области обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу провести оценку технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> в соответствии с заключением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от <дата> №, и принять по результатам работы решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ковалева