Дело № 33-1263/2021
Судья Абрамова С.А. ( дело № 2-64/2020, УИД 68RS0002-01-2020-002393-05)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 31 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей: Рязанцевой Л.В., Коростелёвой Л.В.,
при секретаре Николюкиной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующего в защиту интересов Карташовой О.А., Перепёлко А.В., Гореловой А.Е., Холодилиной Е.В. к ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 01 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия
установила:
военный прокурор Тамбовского гарнизона обратился в защиту интересов Карташовой О.А., Перепёлко А.В. Гореловой А.Е., Холодилиной Е.В. к ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.
Данные дела были соединены в одно производство.
В обоснование своих требований указал, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка по обращению истцов в связи с невыплатой им филиалом №9 ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ заработной платы в 2019 году во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Проверкой установлено, что филиал №9 ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ г. Тамбов является структурным подразделением ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ.
01.03.2017 года между работодателем в лице начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ и Карташовой О.А. заключен трудовой договор, с 27.03.2017г. истец назначена на должность сестры – хозяйки инфекционного отделения.
Начальником филиала №*** данного учреждения 09.06.2017г. с Гореловой А.Е. заключен трудовой договор №***, с 07.06.2017г. она назначена на должность палатной медицинской сестры терапевтического отделения.
Трудовым договором работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 №597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Начальником филиала №*** данного учреждения 28.09.2005г. с Перепёлко А.В. заключен трудовой договор №***, с 17.12.2014г. она назначена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными оториноларингологического отделения.
С учетом дополнительного соглашения от 10.10.2013г. трудовым договором работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 №597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Начальником филиала №*** данного учреждения 24.07.2009г. с Холодилиной Е.В. заключен трудовой договор №***, с 17.12.2014г. она назначена на должность медицинской сестры палатной оториноларингологического отделения.
С учетом дополнительного соглашения от 10.10.2013г. трудовым договором работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 №597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Приказом начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ от 01.10.2019 года №*** произведено начисление дополнительной стимулирующей выплаты за сентябрь 2019 года. Указанная выплата предполагалась Карташовой О.А. в размере 26456,07 руб., Гореловой А.Е.- в размере 7404, 08 руб., Перепёлко А.В.- 3792, 21 руб., Холодилиной Е.В.- 3792, 21 руб.
Приказом начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ от 23.12.2019 года №*** по начисленным, но не выплаченным суммам произведен перерасчет и данные выплаты аннулированы.
Поскольку отсутствие денежных средств само по себе не может повлечь освобождение от предусмотренной нормативными актами обязанности по начислению и выплате денежных средств, просит взыскать с ФГКУ « 1586 ВКГ» МО РФ сумму начисленной, но невыплаченной заработной платы за сентябрь 2019 г. в пользу Карташовой О.А. в размере 26 456,07 руб., Гореловой А.Е. - 7404,08 руб., Перепёлко А.В.- в размере 3792,21 руб., Холодилиной Е.В.- в размере 3792,21 руб.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля по ЗВО, Департамент финансового обеспечения МО РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 1 февраля 2021 года с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Карташовой О.А. взысканы денежные средства в размере 25353 руб., в пользу Перепёлко А.В. - 3792,21 руб.
В удовлетворении исковых требований в интересах Карташовой О.А. в оставшейся части отказано.
Исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в интересах Гореловой А.Е., Холодилиной Е.В. оставлены без удовлетворения.
С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ – город Тамбов взыскана государственная пошлина в размере 1074 рубля.
В апелляционной жалобе ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ» в лице начальника ( главного врача) Долгова Е. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение.
Автор жалобы отмечает, что суд не счел надлежащим удовлетворению ходатайства ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны РФ о замене ответчика на филиал № 9 ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России, поскольку главным распорядителем денежных средств ошибочно посчитал ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России. ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России только направляет в филиал № *** запрошенную ими сумму, а перечисление полученных сумм работникам филиала № ***, в том числе заработную плату, стимулирующие надбавки, премии распределяет непосредственный начальник филиала № *** согласно положению о филиале и должностной инструкции.
Отмечает, что лимиты бюджетных обязательств на повышение оплаты труда отдельным категориям работников на общую сумму 3 678 200 руб. действительно были доведены до филиала № *** ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России на основании представленных ими расчетов.
Соответственно начисления стимулирующей надбавки за сентябрь 2019 года были произведены с учетом того, что денежные средства поступят от довольствующего органа. Однако, финансирование ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России довольствующим финансовым органом было произведено только 19.12.2019г. и в объемах, значительно меньших от фактической потребности. Корректировка сумм в связи с потребностью в денежных средствах, превышающих плановые расчеты для выплаты стимулирующей надбавки по Указу Президента РФ от 07.05.2012г № 597, до декабря 2019г. не производилась. В декабре 2019г. Департаментом социальных гарантий Министерства обороны России была проведена корректировка сумм для выплаты стимулирующей надбавки по Указу Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 с учетом выплаты в течение года медицинским работникам премий по приказу Министра обороны от 26.07.2010г. № 1010, а также увеличения заработной платы на 4,3 %, т.е. в меньшую сторону.
После получения денежных средств ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России 24.12.2019 г. перечислило средства для выплаты стимулирующей надбавки филиалам, согласно скорректированным Департаментом социальных гарантий суммам.
Кроме того, поясняет, что выполнение целевых показателей по отношению заработной платы медицинских сотрудников к средней заработной плате по региону производится нарастающим итогом с начала года и все выплаченные суммы учитываются при подсчете. В связи с тем, что в декабре 2019 г. ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России было профинансировано в суммах, меньших от фактической потребности, то и филиалы были профинансированы только согласно плановым показателям, без учета фактической потребности. Целевые показатели считаются в целом по определенной категории медицинского персонала, а не по каждому человеку. При этом заработная плана конкретного сотрудника может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента №597.
Автор жалобы отмечает, что в связи с возникшей напряженностью филиал № *** в декабре 2019 года был дополнительно профинансирован сверх уточненной потребности в сумме 1 719 577,0 тыс. руб. Выполнение целевых показателей в 2019г. в филиале № *** составило ***% по врачам, ***% по среднему медицинскому персоналу и ***% по младшему медицинскому персоналу. По среднему медицинскому персоналу целевые показатели даже перевыполнены. Доначисление сумм в массовом порядке, по мнению автора жалобы, возможно, приведет к перевыполнению показателей и отнесение их проверяющими контрольными органами Министерства обороны Российской Федерации к незаконным расходам.
Все денежные средства, выделенные Департаментом, были направлены на повышение уровня оплаты труда врачам и иным медицинским работникам согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012г № 597. На другие цели денежные средства не отвлекались, что подтверждено проверками органов Федерального казначейства.
Заработная плата за 2019 год работникам филиала №*** ФГКУ «1586 ВГГ» Минобороны России выплачена своевременно и в полном объеме по декабрь месяц включительно.
В январе 2019 года, по требованию заместителя Министра обороны РФ Т.Шевцовой от 21 января 2019 г. № ***, Федеральным государственным казенным учреждением «1586 Военный клинический госпиталь» Минобороны России в Департамент социальных гарантий Минобороны России был представлен расчет потребности в бюджетных ассигнованиях на повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников на 2019 год в сумме 1 176 404 900 руб., в том числе 17 958 700 руб.- сумма потребности Филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России ( с учетом *** ЛАМ, стоящего в филиале на финансовом обеспечении), при этом согласно представленных расчетам сумма денежных средств, непосредственно предназначенная филиалу №*** составляет 15 403 100 руб.
При планировании денежных средств по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 следует учитывать все выплаты, которые производятся сотрудникам из числа медицинского персонала ( в том числе ЕДВ по итогам года, премия по приказу Министра обороны № 1010 и др.).
В декабре 2019 г. Департаментом социальных гарантий Минобороны России сумма по «дорожной карте» была скорректирована с учетом выплаты в течение года премии медицинским работникам по приказу Министра обороны №1010 от 26.07.2010 г. и индексации фонда оплаты труда с 1 октября 2019 г. на 4,3%. Соответственно сумма, причитающаяся по «дорожной карте» Филиала №*** ( с учетом 300 ЛАМ) уменьшилась с 17 958 700 руб. до 12 895 500 руб. ( из них для филиала 10 402 600 руб.), при этом на лицевой счет филиала №*** уже были доведены средства по «дорожной карте» в сумме 15 421 309 руб. и в декабре было еще доведено 1 719 577 руб. ( всего 17 140 886 руб.).
Таким образом, по мнению автора жалобы, из-за некачественного планирования со стороны филиала, в 2019 г. ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России профинансировало Филиал №*** на 4 245 386 руб. больше, чем было запланировано.
Автор жалобы сообщает, что для достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 филиал должен был экономию фонда заработной платы медицинских работников направлять исключительно на повышение уровня их заработной платы. Согласно представленным расчетам на 2019 г., филиал планировал выплатить медицинским сотрудникам 52 807 300 руб. из фонда оплаты труда. Однако, на основании представленных сведений о выполнении целевого показателя по соотношению средней заработной платы медицинских работников военно-медицинских организаций к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации, Филиалом было выплачено только 44 113 700 руб., т.е. филиал не доплатил своим медицинским работникам из фонда заработной платы 8 693 600 руб. В то же время филиал был дополнительно профинансирован на сумму 6 612 386 руб., т.е. при рациональном использовании своего фонда заработной платы денежных средств должно было хватить для выполнения целевых показателей по итогам за год.
Обращает внимание, что изложенные военным прокурором Тамбовского гарнизона доводы о якобы доведенных телефонограммой начальника ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России № *** от 30 сентября 2019 г. лимитов бюджетных обязательств на повышение оплаты труда за сентябрь 2019 г. на общую сумму 3 678 200 руб. не соответствуют действительности, поскольку в указанной телефонограмме сказано о планировании доведения указанных лимитов. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до подведомственных учреждений на основании расходных расписаний, через органы Федерального казначейства.
Кроме того, отмечает, что ответственность за обеспечение заработной платой и другими выплатами работникам лежит на начальнике Филиала №***.
Полагает, что необоснованный отказ истца от замены ненадлежащего ответчика, может привести к нарушению прав и законных интересов других лиц и интересов государства и служит основанием полагать о злоупотреблении правом в рамках статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поясняет, что начальник (главный врач) ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России в трудовых отношениях с Карташовой О.А., Гореловой А.Е., Перепёлко А.В., Холодилиной Е.В. не состоит и соответственно не наделен полномочиями по выплате им заработной платы, не является участником правоотношений. Полномочиями по выплате заработной платы работникам согласно положению о филиале № *** обладает начальник непосредственно филиала № ***. Ответственность за отмену приказа и невыплаты работникам в последующем доведенных госпиталем 24.12.2019г. денежных средств несет начальник непосредственного филиала.
В дополнительной апелляционной жалобе ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России в лице представителя по доверенности Шишкова А.М. обращает внимание, что приказ начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России от 01.10.2019 г. №325 «О дополнительной выплате медицинскому персоналу филиала за выполнение критериев качества работы за сентябрь 2019 г.» был отменен приказом от 23.12.2019 г. № *** как незаконный.
Военным прокурором Тамбовского гарнизона приказы не оспаривались. Полагает, что предмет иска у военного прокурора Тамбовского гарнизона отсутствует.
Также в дополнении к апелляционной жалобе указывает, что согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготы по оплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов ( административных истцов) или ответчиков ( административных ответчиков).
Полагает, что на основании ст.333.36 НК РФ истец военный прокурор Тамбовского гарнизона, действующий в интересах граждан, и ответчик ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождены.
Выслушав объяснения представителей ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России» по доверенности Шишкова А.М. с использованием систем видеоконференц-связи, Захаровой В.Ю., поддержавших жалобу, помощника военного прокурора Тамбовского гарнизона Каменского Е.Р., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Российская Федерация- это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики поручено принять до 01.12.2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги- до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе ( подпункт «е» пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2599-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана. Согласно пункту 2 плана реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Как следует из материалов дела, между работодателем в лице начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» и Карташовой О.А. заключен трудовой договор от 01.03.2017 г. № ***, с 27.03.2017 г. она назначена на должность сестры-хозяйки инфекционного отделения. По условиям договора работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
28.09.2005 г. в лице начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» и Перепёлко А.В. заключен трудовой договор № ***, с 17.12.2014 г. она назначена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными оториноларингологического отделения.
Дополнительным соглашением от 10 октября 2013 г. к трудовому договору с Перепёлко А.В. в пункт 12 «Оплата труда» внесены изменения, согласно которым работнику гарантированы стимулирующие выплаты при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела ФГКУ «1586 ВГК» целевые показатели по средней заработной плате за 2019 г. в филиале №*** ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены на 7,7% на сумму 1 344 300 рублей. Тем самым, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 в отношении младшего медицинского персонала, в том числе и конкретных работников Карташовой О.А. и Перепёлко А.В., не выполнен в 2019 г.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что представленный истцом расчет не может быть положен в основу для удовлетворения исковых требований на дату принятия решения, поскольку не учитывает все произведенные выплаты работникам за 2019 г., что приведет к перевыполнению целевых показателей.
Согласно представленному истцом и выполненному филиалом №*** расчету размера стимулирующих выплат младшему медицинскому персоналу до выполнения целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 за 2019 год за фактически отработанное время по критериям качества работы, сумма невыплаченных Карташовой О.А. денежных средств составила 25353 руб., Перепёлко А.В.- 25353 руб. Данный расчет сделан с учетом всех выплаченных работнику сумм за 2019 г. Ответчиком данный расчет не оспаривается. Сведений о том, что данные работники не выполнили критерии эффективности, в связи с чем у них отсутствует право на получение данной стимулирующей выплаты, в материалах дела не имеется.
Таким образом, принимая во внимание, что целевые показатели по средней заработной плате за 2019 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены, денежные средства по «дорожной карте» в сентябре 2019 г. Карташовой О.А. и Перепёлко А.В. не выплачивались, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в отношении Карташовой О.А. на сумму 25353 руб. согласно указанному выше расчету, и в отношении Перепёлко А.В. на сумму 3792,21 руб. ( в пределах заявленных требований).
Доводы апелляционной жалобы, что ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком несостоятельны.
Филиал №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России является структурным подразделением ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.01.2003 г. Именно ответчик является распорядителем денежных средств филиала.
Не отрицая того факта, что целевые показатели в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по младшему медицинскому персоналу филиала №*** не выполнены, ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России в доводах жалобы ссылается на некачественное планирование и распределение денежных средств непосредственно Филиалом №***.
Вместе с тем, указанные обстоятельства нельзя положить в основу для отказа в удовлетворении требований по защите трудовых прав конкретных работников.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии предмета спора в связи с отменой приказа начальника филиала № *** ФГКУ «1586» Минобороны России от 01.10.2019 г. № 325 основаны на ошибочном толковании норм права.
Данный приказ не был положен в основу для удовлетворения исковых требований. При разрешении спора суд первой инстанции исходил из установления права конкретного работника на получение данной стимулирующей выплаты с учетом неисполненных учреждением обязательств во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации, поскольку целью осуществления стимулирующих выплат является достижение показателей доведения размера средней заработной платы по соответствующей категории медицинских работников до средней заработной платы по субъекту.
Иных обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отказу во взыскании недополученных денежных средств в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, в доводах апелляционной жалобы не приведено.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что при вынесения решения о взыскании с ответчика государственной пошлины судом первой инстанции не учтены положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (п. 2 постановления).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации подлежало освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины.
С учетом изложенного решение в части взыскания с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов государственной пошлины в размере 1074 рубля подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 1 февраля 2021 года в части взыскания с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ- город Тамбов государственной пошлины в размере 1074 рубля отменить.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: