Решение по делу № 2-934/2022 от 22.07.2022

Изготовлено в окончательной форме 12 августа 2022 г.

Дело № 2-934/2022

УИД 51RS0006-01-2022-001447-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск                                                                              11 августа 2022 года

    Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой Н.С.,

при секретаре Роккель Л.Е.,

с участием помощника прокурора г. Мончегорска Процветова К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны,

установил:

прокурор г. Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее по тексту - МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) с вышеназванным иском, указав в его обоснование, что в ходе проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Мончегорска, выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно защитные сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО). В силу закона ЗС ГО находятся в федеральной собственности.

По информации МКУ «Управление ГОиЧС города Мончегорска», по адресу: <адрес> расположен объект гражданской обороны – противорадиационное укрытие, реестровый номер №...., который балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный.

По сведениям ГУ-МЧС России по Мурманской области от 20.07.2022 № ИВ-181-4537, вышеназванное противорадиационное укрытие состоит в реестре ЗС ГО, однако в реестре федерального имущества не учитывается.

Поскольку собственник и правообладатель ЗС ГО не определен, оно является федеральной собственностью в силу закона.

Указывая, что отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективность его использования для обеспечения безопасности граждан, просит суд возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение - противорадиационное укрытие, реестровый номер №...., расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора города Мончегорска Процветова К.И. заявленные исковые требования поддержал по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Мурманской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования прокурора поддержал.

ТСН «ТСЖ «Наследие» в суд представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав помощника прокурора города Мончегорска Процветова К.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).

В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, противорадиационные укрытия - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 (пункт 2.1).

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (пункт 2.2.).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалам дела, на территории <адрес>, расположено защитное сооружение - противорадиационное укрытие (л.д. 7).

В соответствии с паспортом убежища (ПРУ), вместимость убежища – 49 человек, общая площадь 70 кв.м, общий объем: 266 м?, количество входов - 9, расположение защитного сооружения – встроенное убежище, класс защиты убежища: III (л.д. 8).

В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения, инв. №.... от <дд.мм.гггг>., защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1957 году и значится бесхозным, в пользование не передавалось, находится в состоянии, требующем ремонта, к приему укрываемых не готово (л.д. 9).

По информации, предоставленной ГУ-МЧС России по Мурманской области от 20.07.2022, ЗС ГО с инв. №.... зарегистрировано в журнале учета ЗС ГО, расположенных на территории Мурманской области (л.д. 13 оборот страницы).

По сообщению МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 20.07.2022, сведения о защитных сооружениях гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, документами, подтверждающими отнесение спорного объекта к ЗС ГО, МТУ Росимущество не располагает (л.д. 11).

Комитет имущественных отношений администрации г. Мончегорска в ответе на запрос прокуратуры от 19.07.2022 сообщил, что защитные сооружения гражданской обороны – противорадиационные укрытия в реестре муниципального имущества города Мончегорска не состоят (л.д.12 оборот страницы).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относиться к федеральной собственности.

Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 468 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия.

В силу пункта 4.1.22 указанного Положения Территориальный орган осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.

Поскольку спорный объект является федеральной собственностью в силу закона, а ответчик является уполномоченным органом в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Мурманской области, исковые требования подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что поданное заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, суд отклоняет, как основанный на неверном толковании закона.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из статуса спорного объекта, его назначения, исковое заявление прокурора г. Мончегорска подано в интересах неопределенного круга лиц и заявленные им требования не возникают из административных и иных публичных отношений, установленных вышеуказанной нормой, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в силу положений статьи 22 указанного кодекса спор подлежал рассмотрению в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

Довод ответчика об отсутствии правоустанавливающих документов на спорный объект, об отсутствии сведений о собственнике либо владельце убежища, а также отсутствии сведений о техническом состоянии объекта, проектной документации не освобождают ответчика от возложенной на него законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества.

Вопреки доводам ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязано обеспечить учет вышеуказанных противорадиационных укрытий как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд считает заявленный прокурором срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по включению в реестр федерального имущества объекта гражданской обороны - защитного сооружения - противорадиационное укрытия, реестровый номер №...., расположенного по адресу: <адрес>, разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение - противорадиационное укрытие, реестровый номер №...., расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

             Судья                                                                             Н.С. Архипова

2-934/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Мончегорска
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
Другие
ТСН "ТСЖ Наследие"
Главное управление МЧС России по Мурманской области
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Судья
Архипова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
mon.mrm.sudrf.ru
22.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
26.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее