Изготовлено в окончательной форме 12 августа 2022 г.
Дело № 2-934/2022
УИД 51RS0006-01-2022-001447-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 11 августа 2022 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой Н.С.,
при секретаре Роккель Л.Е.,
с участием помощника прокурора г. Мончегорска Процветова К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны,
установил:
прокурор г. Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее по тексту - МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) с вышеназванным иском, указав в его обоснование, что в ходе проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Мончегорска, выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно защитные сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО). В силу закона ЗС ГО находятся в федеральной собственности.
По информации МКУ «Управление ГОиЧС города Мончегорска», по адресу: <адрес> расположен объект гражданской обороны – противорадиационное укрытие, реестровый номер №...., который балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный.
По сведениям ГУ-МЧС России по Мурманской области от 20.07.2022 № ИВ-181-4537, вышеназванное противорадиационное укрытие состоит в реестре ЗС ГО, однако в реестре федерального имущества не учитывается.
Поскольку собственник и правообладатель ЗС ГО не определен, оно является федеральной собственностью в силу закона.
Указывая, что отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективность его использования для обеспечения безопасности граждан, просит суд возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение - противорадиационное укрытие, реестровый номер №...., расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора города Мончегорска Процветова К.И. заявленные исковые требования поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Мурманской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования прокурора поддержал.
ТСН «ТСЖ «Наследие» в суд представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора города Мончегорска Процветова К.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).
В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, противорадиационные укрытия - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 (пункт 2.1).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (пункт 2.2.).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалам дела, на территории <адрес>, расположено защитное сооружение - противорадиационное укрытие (л.д. 7).
В соответствии с паспортом убежища (ПРУ), вместимость убежища – 49 человек, общая площадь 70 кв.м, общий объем: 266 м?, количество входов - 9, расположение защитного сооружения – встроенное убежище, класс защиты убежища: III (л.д. 8).
В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения, инв. №.... от <дд.мм.гггг>., защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1957 году и значится бесхозным, в пользование не передавалось, находится в состоянии, требующем ремонта, к приему укрываемых не готово (л.д. 9).
По информации, предоставленной ГУ-МЧС России по Мурманской области от 20.07.2022, ЗС ГО с инв. №.... зарегистрировано в журнале учета ЗС ГО, расположенных на территории Мурманской области (л.д. 13 оборот страницы).
По сообщению МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 20.07.2022, сведения о защитных сооружениях гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, документами, подтверждающими отнесение спорного объекта к ЗС ГО, МТУ Росимущество не располагает (л.д. 11).
Комитет имущественных отношений администрации г. Мончегорска в ответе на запрос прокуратуры от 19.07.2022 сообщил, что защитные сооружения гражданской обороны – противорадиационные укрытия в реестре муниципального имущества города Мончегорска не состоят (л.д.12 оборот страницы).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относиться к федеральной собственности.
Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 468 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия.
В силу пункта 4.1.22 указанного Положения Территориальный орган осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.
Поскольку спорный объект является федеральной собственностью в силу закона, а ответчик является уполномоченным органом в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Мурманской области, исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что поданное заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, суд отклоняет, как основанный на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Исходя из статуса спорного объекта, его назначения, исковое заявление прокурора г. Мончегорска подано в интересах неопределенного круга лиц и заявленные им требования не возникают из административных и иных публичных отношений, установленных вышеуказанной нормой, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в силу положений статьи 22 указанного кодекса спор подлежал рассмотрению в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
Довод ответчика об отсутствии правоустанавливающих документов на спорный объект, об отсутствии сведений о собственнике либо владельце убежища, а также отсутствии сведений о техническом состоянии объекта, проектной документации не освобождают ответчика от возложенной на него законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества.
Вопреки доводам ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязано обеспечить учет вышеуказанных противорадиационных укрытий как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд считает заявленный прокурором срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по включению в реестр федерального имущества объекта гражданской обороны - защитного сооружения - противорадиационное укрытия, реестровый номер №...., расположенного по адресу: <адрес>, разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – удовлетворить.
Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение - противорадиационное укрытие, реестровый номер №...., расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.С. Архипова