Решение по делу № 2-1850/2024 от 30.07.2024

Мотивированное решение составлено 28.08.2024 г.

Дело № 2 – 1850/2024 УИД 76RS0017-01-2024-002320-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2024 года г. Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

судьи Кривко М.Л.,

при секретаре Егоян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора к АО "Аэропорт Туношна" о возложении обязанности произвести работы по удалению древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома Ярославль (Туношна),

у с т а н о в и л:

Ярославский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к АО «Аэропорт Туношна» в котором просит возложить на АО «Аэропорт Туношна» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по удалению древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома Ярославль (Туношна).

В обоснование заявленных требований указано, что Ярославской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов, в ходе которой установлены факты, требующие принятия мер прокурорского реагирования. В нарушение требований законодательства с прилегающей территории аэропорта не осуществлен вывоз значительного количества древесно-кустарной растительности, образовавшейся по результатам устранения замечаний, выявленных в ходе проведения проверки аэродрома Ярославль (Туношна) на соответствие Федеральным авиационным правилам «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденным приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 262 (для получения сертификата соответствия аэропорта в мае-июне 2023 года). В указанной связи 15.12.2023 в адрес и.о. генерального директора АО «Аэропорт Туношна» внесено представление № Прдр/, которое рассмотрено, удовлетворено. Согласно ответу АО «Аэропорт Туношна» от 12.01.2024 Исх. приведение территории аэродрома в нормативное состояние запланировано в весенне-летний период 2024 года. Согласно коммерческому предложению от 12.11.2023 от <данные изъяты> срок проведения работ составляет 120 дней. 06.06.2024 Ярославской транспортной прокуратурой направлен запрос о предоставлении информации от АО «Аэропорт Туношна» о ходе устранения указанного нарушения. Согласно ответу от 11.06.2024 / нарушение не устранено, АО «Аэропорт Туношна» обратилось к Министерству имущественных отношений Ярославской области за оказанием содействия по вывозу древесно- кустарниковой растительности. В своем ответе от 01.07.2024 № Министерство имущественных отношений Ярославской области указало, что оно реализует от имени Ярославской области права единственного акционера АО «Аэропорт Туношна», при этом сопровождение текущей финансово-хозяйственной деятельности Общества в полномочия Министерства не входит, поскольку вопрос находится вне установленной федеральным законодательством и уставом Общества компетенции. В силу пункта 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом. В связи с чем вопрос организации мероприятий по приведению территории, вовлеченной в хозяйственную деятельность Общества, относится к компетенции генерального директора. Таким образом, до настоящего времени АО «Аэропорт Туношна» остатки древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома не вывезены. В силу части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Выступая в защиту неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что допущенные ответчиком нарушения неблагоприятным образом влияют на состояние законности в области обеспечения пожарной безопасности, законодательства об охране окружающей среды, препятствуют надлежащей организации мероприятий по защите жизни и здоровья АО «Аэропорт Туношна», создают опасность причинения вреда жизни и здоровью иных граждан, имуществу третьих лиц, что является недопустимым.

Помощник Ярославского транспортного прокурора Сидоренко В.О. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель АО «Аэропорт Туношна» по доверенности Салтыков А.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме. Пояснил, что в прошлом году, в соответствии с указанием оперативного штаба Ярославской области на территории аэродрома была удалена древесно-кустарниковая растительность и деревья, с целью обеспечения авиационно-транспортной, а также антитеррористической защищенности. На сегодняшний день те насаждения, которые были ликвидированы, не убраны. Одна из причин – отсутствие техники, так как своими силами предприятие убрать ликвидированные насаждения не может. В соответствии с ответом на запрос из компетентной организации, на 12 ноября 2023 года данные работы составляли 5 500 000 руб. с учетом НДС. Срок проведения работ - порядка 120 рабочих дней, довольно продолжительный период времени. У АО «Аэропорт Туношна» денежные средства для проведения данного вида работ отсутствуют. Поэтому на сегодняшний день данные мероприятия не проводились. Согласно представлению Ярославской транспортной прокуратуры, данная древесно-кустарниковая растительность представляет угрозу противопожарному режиму, АО «Аэропорт Туношна» не видит угрозу пожарной безопасности, но не возражают против искровых требований убрать древесно-кустарниковую растительность с территории аэродрома Ярославль (Туношна).

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений ЯО по доверенности Краснова А.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, направив письменный отзыв на исковое заявление, указав, что сопровождение текущей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе вопрос организации мероприятий по обеспечению надлежащего содержания территории, находится в компетенции генерального директора АО «Аэропорт Туношна».

С учетом мнения истца, представителя ответчика, в силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что Ярославской транспортной прокуратурой по результатам анализа состояния законности исполнения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, а также соблюдение прав пассажиров, в том числе инвалидов, в деятельности АО «Аэропорт Туношна» установлены нарушения, требующие внесения корректив в организацию работы в указанной сфере. В нарушение требований законодательства с прилегающей территории аэропорта не осуществлен вывоз значительного количества древесно-кустарной растительности, образовавшейся в результате устранения замечаний, выявленных в ходе проведения проверки аэродрома Ярославль (Туношна) на соответствие Федеральным авиационным правилам «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденным приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 262 (для получения сертификата соответствия аэропорта в мае-июне 2023 года). До настоящего времени АО «Аэропорт Туношна» остатки древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома не вывезены.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частями 1, 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу положений ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и прочее, и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Приказом Минтранса России от 26.11.2020 г. №517 утверждены Федеральные авиационные правила «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов» (далее ФАП №517).

Указанные федеральные авиационные правила устанавливают порядок организации оператором аэродрома аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродромах и в районах аэродромов гражданской авиации (п. 1 Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов»).

В соответствии с п. 186 ФАП №517 к аварийным ситуациям, не связанным с воздушным судном, относятся, в том числе, пожары на территории и объектах инфраструктуры аэропорта.

Пунктом 190 ФАП № 517 установлено, что в целях профилактики пожара на объектах инфраструктуры оператор аэродрома, в том числе, организует соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; выявление и устранение причин, порождающих пожары и др.

В силу положений ст. 37 ФЗ № 69, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и прочее, и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Министерство имущественных отношений Ярославской области в отзыве на исковое заявление указывает, что министерство реализует от имени Ярославской области права единственного акционера АО «Аэропорт Туношна», при этом сопровождение текущей финансово-хозяйственной деятельности общества в полномочия министерства не входит, поскольку вопрос находится вне установленной федеральным законодательством и уставом общества компетенции.

В силу п.1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 ВК РФ, приказами Министерства транспорта России от 31.07.2009 № 128, от 26.11.2020 № 517 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП № 128) и «Аварийно- спасательное обеспечение полетов воздушных судов» (далее - ФАП № 517).

Согласно требованиям, п. 190 ФАП № 517 в целях профилактики пожаров на объектах инфраструктуры оператор аэродрома, в том числе, организует: соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

К виду аварийных ситуаций на объектах инфраструктуры аэропорта относятся все случаи аварий на опасных производственных объектах инфраструктуры аэропорта, которые представляют угрозу безопасности людей, окружающей среды, пожара (взрыва) или нарушают нормальное функционирование аэропорта (п. 191 ФАП №517).

Однако, в нарушение требований вышеизложенного законодательства на прилегающей территории аэропорта не осуществлен вывоз значительного количества древесно-кустарной растительности образовавшейся в целях устранения нарушений требований ФАП 262 (по получению сертификата соответствия аэропорта в май-июнь 2023 года), а также устранения требований федерального законодательства о транспортной безопасности.

Указанные нарушения требований воздушного законодательства, федеральных авиационных правил, свидетельствуют о нарушениях прав лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта, что может повлечь задержку вылета воздушного судна, повлечь нарушение прав пассажиров и создает угрозу безопасности полетов в осенне-зимнее время, что недопустимо в дальнейшем.

При указанных обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности провести работы по удалению древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома Ярославль (Туношна) суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает, что сроки, указанные истцом в просительной части искового заявления являются разумными и достаточными для выполнения вышеуказанных мероприятий.

Установление решением суда сроков для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ярославского транспортного прокурора (ИНН ) к АО «Аэропорт Туношна» (ОГРН , ИНН ) о возложении обязанности провести работы по удалению древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома Ярославль (Туношна), удовлетворить.

Возложить на АО «Аэропорт Туношна» (ОГРН , ИНН обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по удалению древесно-кустарниковой растительности с территории аэродрома Ярославль (Туношна).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья М.Л. Кривко

2-1850/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ярославский транспортный прокурор
Ответчики
АО "Аэропорт Туношна"
Другие
Министерство имущественных отношений ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
30.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2024Передача материалов судье
31.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Дело оформлено
11.10.2024Дело передано в архив
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее