Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГ. Люберецкий горсуд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Викторовой Ж.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Найденова А. Ю. к Администрации муниципального образования ГО Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области, Правительству Московской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец в обоснование иска указал, что в июне 2023г. ему стало известно, что ранее называемый органами государственной и муниципальной власти срок восстановления прав граждан - обманутых дольщиков проблемного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> или, по-другому, - ЖК «Лесная опушка», путем осуществления компенсационных выплат в очередной раз не будет исполнен.
Планируемый прежде срок обеспечения прав этих граждан, к которым я непосредственно отношусь, - до окончания ДД.ММ.ГГ или II квартал 2023 года - в течение последних нескольких лет неоднократно указывался в письменных ответах чиновников местного и регионального уровня на обращения моих коллег - дольщиков.
Так, в частности, в ответе Министерства жилищной политики Московской области (далее - Минжилполитики) от ДД.ММ.ГГ, исход. №, подписанном начальником управления по информационной работе с гражданами-соинвесторами С.А. Кутуковой и адресованном руководителю нашей инициативной группы, сообщалось дословно следующее: «Объект включен в План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1. статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», со сроком реализации прав граждан - II квартал ДД.ММ.ГГ (выписку прилагаю)».
Тот же самый срок - II квартал ДД.ММ.ГГ года - был указан и в другом ответе Минжилполитики, от ДД.ММ.ГГ, исход. №, подписанном начальником управления по организации завершения строительства проблемных объектов Мущеровым А.Ю. и повторяющем информацию о том, что проблемный объект включен в План-график по осуществлению мер по восстановлению прав граждан.
В начале этого года, ответом от ДД.ММ.ГГ, исход. № №, Администрация г.о. Люберцы (далее - Администрация г.о.) в лице заместителя главы Э.В. Малышева, вновь подтвердила, что «в соответствии с актуализированным региональным планом-графиком реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, механизм обеспечения прав граждан предусматривает возврат денежных средств до ДД.ММ.ГГ».
Упомянутый план-график реализации мероприятий, направленных на восстановление прав граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - План-график), разрабатывают и утверждают - в соответствии с требованиями действующего законодательства - органы государственной власти Московской области - Минжилполитики МО и Правительство Московской области. Безусловно, они же несут ответственность за исполнение утверждаемого ими Плана-графика.
Данный объект, признанный проблемным местной администрацией еще в ДД.ММ.ГГ году и незаконно лишенный данного статуса в ДД.ММ.ГГ году, Правительство МО несколько лет уклонялось включать в Сводный перечень проблемных объектов на территории Московской области и, соответственно, в утверждаемый им План- график.
Объект был включен в региональный План-график только в ДД.ММ.ГГ году, поскольку постановление органа местного самоуправления, изданное «с подачи» распоряжения министра упраздненного к настающему времени Министерства строительного комплекса МО (далее - Миноблстрой), об исключении объекта из перечня проблемных было признано незаконным Апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГ и отменено.
Чтобы наш объект был включен в региональный План-график («дорожную карту»), мне пришлось вместе со своим юристом-представителем пройти сложный судебный путь, чтобы вернуть его в прежнее «правовое состояние».
Указал, что результатом этих усилий стало включение нашего проблемного объекта в ДД.ММ.ГГ году в Единый перечень проблемных объектов (ЕРПО), формируемый в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 214-ФЗ в рамках Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС), то их последствием (т.е. последствием предпринятых им усилий по возвращению объекту статуса проблемный) - ухудшение его физического здоровья.
Что касается его судебной борьбы за свои нарушенные права, то это был далеко не первый поданный им иск, так как, к сожалению, практически все годы своего «дольщичества» дольщикам нашего объекта приходилось доказывать органам муниципальной и государственной власти неправомерность, незаконность принятых ими решений, действий (бездействия).
Указал, что им говорили в ДД.ММ.ГГ годах: вы - не дольщики, вы - соинвесторы, поэтому органы власти ничем вам не обязаны.
Истец указал, чтобы доказать, что он - дольщик, т.е. участник долевого строительства и 214-й федеральный закон распространяется и на него, ему пришлось обратиться в Люберецкий городской суд.
Он обратился с иском в Красногорский городской суд, и суд поддержал его.
Указал, что начиная с ДД.ММ.ГГ года, когда организация-застройщик ООО «СвятоГрад- Инвест» была признана банкротом и ликвидирована, администрация г.<адрес>, Люберецкая городская администрация и Министерство строительного комплекса МО создавали видимость участия в решении их проблемы.
Указал, что почти 18 лет он является обманутым дольщиком. В 2017 году на фоне вызванных этой проблемой сильных эмоциональных потрясений он попал в кардиологическое отделение больницы с острым приступом стенокардии, после чего получил III группу инвалидности по заболеванию ИБС - ишемическая болезнь сердца. Постепенно в нем INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\LGS\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader12.00\\media\\image3.jpeg" \* MERGEFORMATINET накапливалась огромная физическая и моральная усталость, что продолжало сказываться на состоянии его здоровья. Следствием непрерывно испытываемого стресса явилось онкологическое заболевание, которое обнаружили у него в этом году.
Считает, что своим противоправным поведением - длящимся бездействием, а также незаконными действиями, решениями - ответчики длительный период наносили ему моральный вред.
Учитывая изложенное, просил определить размер денежной компенсации морального вреда в размере 765000 рублей и взыскать в его пользу с причинителей морального вреда - Ответчика 1, Ответчика 2 и Ответчика 3, - в равных частях за счет казны Московской области и казны муниципального образования городской округ Люберцы Московской области компенсацию морального вреда в сумме 765 000 рублей.
Истец и представитель истца в суде исковые требования поддержали.
Представитель Администрации ГО Люберцы представил письменные возражения, в суд не явился.
Представитель Министерства жилищной политики и представитель Правительства Московской области представили письменные и устные возражения.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд установил, что истцом были заключены договоры инвестирования №, № №-К1, № от ДД.ММ.ГГг. об инвестировании строительства квартир с ООО «СвятГрад-Инвест».
Предметом договоров являлось приобретение инвестором имущественных прав на результат инвестиционной деятельности в виде однокомнатных квартир в доме по строительному адресу: <адрес>.
Планируемый срок сдачи дома был в 1 квартале ДД.ММ.ГГ.
Строительство ЖК «Лесная опушка», расположенного по адресу: <адрес>.<адрес>, корпуса №№ осуществлялось ООО «СвятоГрад- Инвест» в соответствии с разрешением на строительство, выданным Администрацией г.<адрес> Московской области в ДД.ММ.ГГ году.
Для строительства объекта застройщиком привлечены денежные средства 127 граждан, как следует из письменного отзыва Правительства Московской области.
Строительство остановлено в 2005 году из-за проблем с финансированием.
Решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по делу № № ООО «СвятоГрад-Инвест» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ конкурсное производство завершено, ООО «СвятоГрад-Инвест» ликвидировано.
Корпуса №№, 2, 3 ЖК «Лесная опушка» включены в Единый реестр проблемных объектов.
Правительством Московской области объект внесен в План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - План-график).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151,1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно (ст. ст. 151, 1064, 1099, 1100 ГК РФ; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 33): физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, например, когда вред причинен жизни или здоровью источником повышенной опасности).
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания морального вреда, влечет отказ в удовлетворении иска, поскольку свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №-П).
Истцом не представлено доказательств наличия факта причинения вреда со стороны Правительства Московской области, Министерства жилищной политики и Администрации ГО Люберцы.
Представитель Правительства Московской области заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
Суд пришел к выводу, что данное ходатайство обоснованно и подлежит удовлетворению.
Статья 196 ГК РФ устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из материалов дела следует, что Апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГ. решение Перовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГг. об отказе в удовлетворении административного иска Найденова А.Ю. к Администрации ГО Люберцы о признании постановления Администрации от ДД.ММ.ГГг. было отменено, принято новое решение, которым признано незаконным указанное постановление за №-ПА «Об исключении из Перечня проблемных объектов объект на территории городского поселения Октябрьский объекта незаверенного строительства по адресу: <адрес> (л.д. 48-53).
Исковое заявление датировано ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности о компенсации морального вреда.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Истец в своем исковом заявлении в качестве Ответчиков указал несколько лиц.
Согласно ч. 2 ст. 207 ГПК РФ, при принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.
В соответствии со ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В материалы дела не представлено доказательств, того, что между Ответчиками установлена солидарная ответственность, основанная на основании закона или договора.
Судом установлено, что в июне 2019 года внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
В соответствии с абзацем «в» п. 15 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 151 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признан утратившим силу п. 7 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), который определял порядок ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - реестр пострадавших граждан), и лиц, ответственных за ведение такого реестра.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), расположенных на территории субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГ план-график по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, формируется в первую очередь по объектам, включенным в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
ЕРПО формируется в электронной форме в Единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
Органом, уполномоченным предоставлять в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» (далее - Фонд) сведения об объектах, расположенных на территории Московской области, для последующего их включения в ЕРПО является Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главстройнадзор).
Строительство ЖК «Лесная опушка», расположенного по адресу: <адрес>, корпуса №№, № осуществлялось ООО «СвятоГрад-Инвест» в соответствии с разрешением на строительство, выданным <адрес> в 2003 году.
Для строительства объекта застройщиком привлечены денежные средства 127 граждан.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ (дело № №) ООО «СвятоГрад-Инвест» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГ конкурсное производство завершено, ООО «СвятоГрад-Инвест» ликвидировано.
Реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «СвятоГрад-Инвест» не формировался так как за период проведения в отношении должника процедуры конкурсного производства граждане-кредиторы не заявили свои требования к должнику.
Вследствие этого не была сформирована конкурсная масса, права на объект незавершенного строительства не оформлены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 142 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, непризнанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.
Корпуса №№,2, 3 ЖК «Лесная опушка» включены в Единый реестр проблемных объектов.
Финансирование мероприятий по обеспечению прав граждан-участников строительства объекта с применением механизмов публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее - Фонд) не представляется возможным в связи с ликвидацией компании застройщика по окончании процедуры банкротства (копию письма Фонда от ДД.ММ.ГГ №-КТ прилагаю).
Из материалов дела следует, что Правительством Московской области объект внесен в План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - План-график).
Представитель Министерства жилищной политики Московской области указал в письменном возражении, что План-график ежеквартально актуализируется, при этом сроки реализации по отдельным объектам могут изменяться, как правило, в сторону увеличения, под влиянием совокупности неопределенного количества внешних и внутренних факторов - банкротство, уголовное дело, арест имущества, градостроительные ограничения, состояние объекта, наличие потенциального инвестора и т.д.
С учетом данных объяснений установлено, что механизм обеспечения прав граждан-участников строительства ЖК «Лесная опушка» предусматривает выплату денежного возмещения привлеченным инвестором ООО «СЗ «Гранель Строй». В целях восстановления прав граждан-участников строительства ЖК «Лесная опушка» между Администрацией и ООО «СЗ «Гранель Строй» ДД.ММ.ГГ подписано соглашение, в котором предусмотрены выплаты компенсации пострадавшим гражданам.
В настоящее время Министерством и Администрацией проводится разъяснительная работа с гражданами-участниками строительства объекта в целях реализации их прав.
Согласно Плану-графику, права граждан планируется обеспечить до №.
Вопрос обеспечения прав граждан, нарушенных при строительстве объекта, находится на контроле Министерства и Администрации.
Суд установил, что доказательств наличия факта причинения со стороны Правительства Московской области, Министерства, Администрации нравственных или физических страданий истцу не представлено.
Требования истца о взыскании морального вреда не подлежат удовлетворению, так как доводы иска о бездействии со стороны Министерства не находят фактического подтверждения, опровергаются фактическими обстоятельствами, согласно которым Министерство принимало и продолжает принимает меры, направленные на обеспечения прав граждан-участников строительства ЖК «Лесная опушка», а также факт того, что Министерство не может повлиять на сроки реализации данных прав, поскольку реализация напрямую зависит от финансовых возможностей привлеченного застройщика.
Что касается требований истца к Администрации ГО Люберцы, то судом установлено следующее.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от №. №-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
пп. 3,4.5 утратили силу;
с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном
предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка;
оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, администрация наделена функциями контроля и взаимодействия, разработки плановых мероприятий, документов.
В свою очередь, администрацией городского округа Люберцы Московской области ДД.ММ.ГГ, в 2020 разработаны планы мероприятий (дорожные карты) по защите прав граждан, пострадавших от незаконных действий руководства ООО «СвятоГрад-Инвест», направлены соответствующие письма в целях поиска соинвесторов.
При этом, обязанности по осуществлению компенсационных выплат, либо предоставлению иных жилых помещений истцам, у администрации не имеется.
Представитель Администрации ГО Люберцы указал в письменном возражении, что в решении Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ по делу № указано следующее: «Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГ на Администрацию г.о. Люберцы Московской области возложена обязанность по принятию в соответствии с законом решения о признании проблемными объектами многоквартирных домов корпусов №,3, <адрес> Московской области.
В статье 1 Закона Московской области № от ДД.ММ.ГГ дается понятие «новый застройщик» - юридическое лицо, которому в установленном порядке законодательством Российской Федерации предоставлен земельный участок с проблемным объектом, принявшее на себя обязательства по завершению строительства проблемного объекта, а также по удовлетворению требований пострадавших соинвесторов.
Согласно положениям п. 6 и п. 8.1. Закона Московской области № от ДД.ММ.ГГ, Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации; формируют планы мероприятий,
направленных на завершение строительства проблемного объекта и защит прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование Уполномоченный орган.
Из материалов дела и доказательств, представленных Администрацией г.о. Люберцы, судом установлено: строительные работы на проблемно объекте окончены более десяти лет назад, консервация объектов н проводилась, строительство объектов в соответствии с заключением Управления архитектуры администрации г.о. Люберцы, не может быть продолжено. В соответствии с зонированием, установленным Правилам землепользования и застройки территории, территория земельных участков по, неоконченным объектом строительства расположена в территориальной зон «КУРТ-1», для которой установлено предельное количество этажей - 7.
Кроме того, судом установлено, что Администрацией бездействия по данному проблемному объекту не допущено - согласована «дорожная карта» направленная на восстановление нарушенных прав 127 граждан, пострадавших от незаконных действий руководства ООО «СвятоГрад- Инвест», направлены предложения застройщикам, действующим на территории городского округе Люберцы о возможности предоставления гражданам жилых помещений и /или компенсации ее стоимости. Согласно поступившим ответам, ни один из застройщиков не согласился на предложение Администрации».
Таким образом, суд пришел к выводу, что со стороны администрации отсутствует какое-либо бездействие по отношению к истцу, вина администрации в причинении истцу морального вреда не доказана.
Кроме того, согласно представленной истцом копии решения Красногорского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГг. решение оставлено без изменения (л.д. 19-25).
Из представленного суду соглашения о порядке финансирования социально-значимых задач на территории Московской области от ДД.ММ.ГГ. и приложения к нему следует, что Найденову определена денежная компенсация по данному соглашению за четыре квартиры.
На основании вышеизложенного, следует отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Найденову А. Ю. в иске к Администрации муниципального образования ГО Люберцы Московской области, Министерству жилищной политики Московской области, Правительству Московской области о взыскании в равных долях за счет казны Московской области и казны муниципального образования городской округ Люберцы Московской области компенсации морального вреда в сумме 765000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ