Дело № 2а-461/2021
УИД: 48RS0001-01-2020-006713-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2021 года Советский районный суд г. Липецка в составе:
судьи Кацаповой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелеповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области к Торшину Станиславу Владимировичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к Торшину С.В., в котором просила взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2017 года 1 918 руб., земельный налог за 2017 год 1 181 руб., пени на земельный налог за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года 16 руб. 65 коп., ссылаясь на то, что Торшину С.В. направлялись налоговые уведомления и требования об уплате налогов, однако недоимка уплачена не была.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налогов) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указано в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 Налогового кодекса российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога является пени (пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как указано в статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 01 октября 2013 года N 731 принято Положение "Об уплате земельного налога на территории города Липецка", в котором в частности установлены налоговые ставки, применяемые при расчете данного вида налога за налоговый период 2017 год.
Так, в соответствии со статьей 2 данного Положения в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства налоговая ставка установлена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Как указано в статье 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В числе прочего пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации относит к объектам налогообложения объекты незавершенного строительства.
Как указано в статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункт 1).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2).
Согласно статье 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу положений статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подпункт 15 пункта 1).
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (пункт 2).
При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (пункт 3).
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (пункт 7).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (статья 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Ставки налога на имущество физических лиц за налоговый период 2017 год были установлены в статье 3 Положения "О налоге на имущество физических лиц на территории города Липецка", принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 31 октября 2017 года N 515 (с изменениями, внесенными решением Липецкого городского Совета депутатов от 24 апреля 2018 года N 659).
Согласно данной статье по налогу на имущество физических лиц за 2017 год применяются налоговые ставки, установленные на основе суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) в следующих размерах:
- до 300 тыс. рублей (включительно) - 0,1%;
- свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс., рублей (включительно) - 0,3%;
- свыше 500 тыс. рублей до 600 тыс. рублей (включительно) - 0,5%;
- свыше 600 тыс., рублей до 800 тыс. рублей (включительно) - 0,9%;
- свыше 800 тыс. рублей до 1100 тыс. рублей (включительно) - 1,6%;
- свыше 1100 тыс. рублей - 2,0%.
Из материалов настоящего дела усматривается, что в 2017 году за Торшиным С.В. были зарегистрированы на праве собственности следующие объекты:
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Горняк-1», <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит<адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>
- земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>
- гараж с кадастровым номером №, находящийся по адресу: ГСК «Сырский», гараж <адрес>
- жилое здание с кадастровым номером №, находящееся по адресу: г. Липецк, СПТ «Горняк-1», <адрес>
- нежилое здание с кадастровым номером №, находящееся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>;
- нежилое здание с кадастровым номером №, находящееся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>
- садовый домик с кадастровым номером №, находящийся по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес>;
- и на праве общей совместной собственности с Торшиной А.С. квартира с кадастровым номером №, находящаяся по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 04 августа 2017 года.
В налоговом уведомлении № 16294666 от 30 сентября 2018 года Торшину С.В. были начислены земельный налог за 2017 год в сумме 1 181 руб. и налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3 293 руб. по сроку уплаты – не позднее 03 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой задолженности налоговый орган выставил ответчику требование № 4934 по состоянию на 28 января 2019 года об уплате вышеуказанных налогов, где также были начислены пени в частности на земельный налог за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года 16 руб. 65 коп. Срок исполнения требования установлен до 18 марта 2019 года.
Налоговое уведомление и требование переданы налогоплательщицу через личный кабинет 04 октября 2018 года и 29 января 2019 года.
Таким образом, налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов, а у Торшина С.В. возникла обязанность по уплате вышеуказанной недоимки.
С учетом изложенного, суд считает, что налоговый орган правомерно начислил ответчику пени ввиду неуплаты им налогов.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с тем, что требование налогового органа не было исполнено, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что 05 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка № 22 Советского судебного района г. Липецка был вынесен судебный приказ, который 09 сентября 2020 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Настоящий иск налоговый орган направил по почте в суд 30 ноября 2020 года, т.е. с соблюдением установленного законом срока.
В связи с предоставлением ответчику налоговой льготы на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 и 2017 годы в отношении нежилого здания с кадастровым номером №, находящегося по адресу: г. Липецк, СПТ «Центролит», <адрес> площадью менее 50 кв.м на суммы 380 руб. и 995 руб., на настоящий момент размер задолженности по налогу на имущество физических лиц составляет 1 918 руб. Предоставление льготы именно на этот объект соответствует требованиям пункта 7 статьи 497 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно эта сумма заявлена к взысканию в рамках настоящего спора.
Доказательств уплаты заявленной к взысканию недоимки по земельному налогу и налогу на имущество Торшиным С.В. в ходе рассмотрения дела не представлено.
Расчет налогов, подлежащих уплате административным ответчиком, судом проверен, соответствует требованиям закона и признается верным. Расчет пени также сомнений не вызывает, соответствует требованиям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расчеты ответчик в ходе рассмотрения дела также не оспаривал, оснований сомневаться в их обоснованности не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные налоговым органом требования подлежащими удовлетворению.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных издержек, то с учётом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в сумме 400 руб. с Торшина С.В. в доход бюджета г. Липецка.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Торшина Станислава Владимировича (ИНН №), зарегистрированного по адресу: <адрес>:
- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 918 руб.,
- задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 1 181 руб.,
- пени на земельный налог за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в размере 16 руб. 65 коп.
Взыскать с Торшина Станислава Владимировича в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья