Дело № 2-516/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при помощнике Довгалевой А.А.,
с участием истца Терновой Т.В., представителя ответчика Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терновой Татьяны Владимировны к министерству здравоохранения Хабаровского края о признании ответа незаконным, возложении обязанностей, взыскании денежных средств,
установил:
Терновая Т.В. обратилась в суд с иском к министерству здравоохранения Хабаровского края о признании ответа незаконным, возложении обязанностей, взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в министерство здравоохранения Хабаровского края с заявлением о разъяснении порядка лекарственного обеспечения федеральных льготников (неработающих инвалидов 2 группы) в случае их отказа от части набора социальных услуг. Как следовало из ответа и.о. заместителя начальника управления лицензирования и лекарственного обеспечения, при отказе от набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, истец не будет иметь права на льготное лекарственное обеспечение по региональной программе. Истец считает данный ответ незаконным, как не учитывающий разъяснения, данные в Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой». Из указанного письма следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890. Ответ и.о. заместителя начальника управления лицензирования и лекарственного обеспечения ввел истца в заблуждение и лишил права отказаться от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ лишил права отказаться от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (срок установления инвалидности). В результате материальный ущерб составил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3733 рубля. Просит признать ответ и.о. заместителя начальника управления лицензирования и лекарственного обеспечения ФИО4 незаконным, обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края дать письменный ответ на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепив за истцом право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами по региональной льготе при отказе от набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, взыскать с министерства здравоохранения Хабаровского края материальный ущерб в размере 3733 рубля, ежемесячно сумму денежной компенсации за льготное лекарственное обеспечение в размере 933 рубля 25 копеек (с учетом размера индексации НСУ с ДД.ММ.ГГГГ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства истцом увеличены исковые требования, просит обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края обеспечивать истца лекарственными препаратами бесплатно как регионального льготника при отказе как федерального льготника от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительного предмета спора привлечено ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, согласно которым Терновая Т.В. по своему заболеванию состоит на диспансерном учете в поликлинике КГБУЗ «Городская больница № 7» министерства здравоохранения Хабаровского края и в соответствии с ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. В июле 2021 года Терновая Т.В. обратилась в министерство с письмом о разъяснении порядка обеспечения ее лекарственными препаратами за счет средств краевого бюджета в случае ее отказа от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство разъяснило Терновой Т.В., что при отказе от набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, истец права на льготное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета не будет. Действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края не предусмотрено бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями за счет средств краевого бюджета граждан, отказавшихся от получения набора социальных услуг, в том числе от обеспечения лекарственными препаратами в пользу начисления ежемесячной денежной выплаты. Ссылка Терновой Т.В. на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не может быть принята во внимание, поскольку данный документ не относится к категории нормативных правовых актов, и носит рекомендательный характер. Несение расходов истцом в размере 3733 рублей должно находиться в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействиями), нарушающими права гражданина. Истцом не представлено доказательств причинения убытков именно действиями ответчика. По состоянию на сегодняшний день Терновая Т.В. обеспечивается в соответствии с стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения за счет средств федерального бюджета в соответствии с назначением врача и выписанным и льготными рецептами. От набора социальных услуг истец не отказалась. В случае принятия решения об отказе от набора социальных услуг, Терновая Т.В. будет иметь право на ежемесячную денежную выплату только с 1 января года, следующего за годом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг. Просит в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В то же время, часть 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). По смыслу абзаца второго части 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ гражданина от получения набора социальных услуг полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Судом установлено и следует из материалов дела, истец Терновая Татьяна Владимировна является инвалидом второй группы, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2019 №.
ДД.ММ.ГГГГ Терновая Т.В. обратилась в министерство здравоохранения Хабаровского края с заявлением о разъяснении порядка лекарственного обеспечения в случае отказа от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации как федерального льготника.
ДД.ММ.ГГГГ министерством здравоохранения Хабаровского края в адрес истца направлен ответ о рассмотрении обращения, согласно которому разъяснено, что при отказе от набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, истец, права на льготное лекарственное обеспечение по региональной программе иметь не будет.
Не согласившись с данным ответом, истец обратилась в суд с настоящим иском, мотивировав тем, что данный ответ ввел ее в заблуждение относительно ее прав на лекарственное обеспечение как регионального и федерального льготника, в связи с чем, она не воспользовалась правом на отказ от набора социальных услуг и не получала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации, размер которой за указанный период составляет 3733 рубля.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).
Иные нормы, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, упомянутый закон не содержит.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 N 489-ВС даны разъяснения об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой.
Из указанного письма следует, что в настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890), на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Указанным Постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
При этом согласно названному Постановлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890.
Таким образом, истец Терновая Т.В. являясь инвалидом второй группы имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по двум основаниям, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и за счет бюджета субъекта Российской Федерации. При этом, при отказе от набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, сохранит право на обеспечение за счет средств бюджета Хабаровского края лекарственными препаратами указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, истец сохранит право на обеспечение лекарственными препаратами при условии, что ее заболевание и требующийся ей лекарственный препарат будут поименованы в указанном Перечне.
Исходя из изложенного ответ министерства здравоохранения Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан не законным, однако является не полным.
Вместе с тем, отказ от набора социальных услуг в силу прямого указания закона носит заявительный порядок.
Доводы истца о введении ее в заблуждение разъяснениями, изложенными в ответе министерства здравоохранения Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не состоятельными, поскольку Терновая Т.В. самостоятельно определила способ реализации своих прав и законных интересов.
Предоставленный ответ на обращение истца не лишал ее права на подачу заявления в пенсионный фонд об отказе от набора социальных услуг и получении денежной компенсации.
Оснований для признания данного ответа незаконным, а также возложения обязанности дачи иного ответа, суд не усматривает, поскольку ответ носит рекомендательный характер, не ограничивал прав истца и не возлагал на истца каких-либо обязанностей.
В соответствии с ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Учитывая, что Терновая Т.В. с заявлением об отказе от набора социальных услуг не обращалась, суд не усматривает оснований, для взыскания в ее пользу денежных средств в размере 3733 рублей, которые истец могла бы получить в форме компенсации, но не получила, денежной компенсации за льготное лекарственное обеспечение в размере 933 рубля 25 копеек (с учетом размера индексации НСУ с ДД.ММ.ГГГГ) ежемесячно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования истца о возложении на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанности обеспечивать ее лекарственными препаратами бесплатно как регионального льготника при отказе как федерального льготника от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, суд находит не состоятельными, и не подлежащими удовлетворению, поскольку условие отказа Терновой Т.В. от набора социальных услуг не наступило, как не наступило обязанности ответчика по обеспечению ее лекарственными препаратами при отказе от НСУ. Таким образом, на момент рассмотрения дела судом отсутствует нарушение прав либо угроза нарушения прав истца, поскольку правом на отказ от набора социальных услуг истец не воспользовалась.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.05.2022.