Судья Дрогалева С.В. дело № 33-5960/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 9 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Шиповской Т.А., Ждановой С.В.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-361/2022 по иску Гурченковой Т. В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, назначении пенсии по потере кормильца,
по апелляционной жалобе Гурченковой Т. В.
на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 12 января 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Гурченковой Т. В. к государственному Учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, назначении пенсии по потере кормильца – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., пояснения Гурченковой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы представителя государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области Смирнову Н.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Гурченкова Т.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, назначении пенсии по потере кормильца.
В обоснование заявленных требований указала, что является матерью <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отцом ребенка являлся Гурченков А.Ю., с которым истец состояла в браке до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Гурченков А.Ю. умер, в связи с чем истец обратилась в пенсионный орган для назначения пенсии по потере кормильца.
Решением пенсионного органа от 02 апреля 2021 года № <...> Гурченковой Т.В. было отказано в назначении пенсии по потере кормильца.
С указанным решением истец не согласна, просит его отменить, возложить на ответчика обязанность назначить пенсию по потере кормильца.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гурченкова Т.В. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Таких нарушений судом первой инстанции по делу допущено не было.
В соответствии с положениями ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Статья 2 Семейного кодекса Российской Федерации относит к членам семьи: супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных).
Статьей 10 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. На основании государственной регистрации заключения брака выдается свидетельство о браке.
В силу пункта 2 статьи 16 Семейного кодекса Российской Федерации брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
На основании пункта 1 статьи 25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, под расторжением брака понимается его прекращение при жизни супругов, с момента которого прекращаются и правовые отношения, вытекающие из зарегистрированного в установленном порядке брака, на будущее время.
Как указал в определении Конституционный Суд Российской Федерации от 24.09.2013 г. N 1377-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.М. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" законодатель установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии, включив в число нетрудоспособных членов семьи супруга умершего кормильца. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15 января 2011 года между Гурченковым А.Ю. и Тертичниковой Т.В. заключен брак. Супруге присвоена фамилия Гурченкова.
В период брака родился ребенок <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
01 июня 2012 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 82 Волгоградской области брак между Гурченковым А.Ю. и Гурченковой Т.В. расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ Гурченков А.Ю. умер. На момент смерти Гурченкова А.Ю. бывшие супруги проживали раздельно.
На основании решения пенсионного органа от 16 декабря 2020 года <.......>. является получателем пенсии по потере кормильца Гурченкова А.Ю.
В связи со смертью бывшего супруга Гурченкова Т.В. обратилась в Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области с целью назначения ей пенсии по потере кормильца.
Решением пенсионного органа от 02 апреля 2021 года № <...> Гурченковой Т.В. было отказано в назначении пенсии по потере кормильца, поскольку на день смерти Гурченкова А.Ю. истец не являлась его супругой.
Согласно карточке физического лица Гурченковой Т.В. последняя являлась индивидуальным предпринимателем с 28 мая 2020 года по 23 марта 2021 года, что также подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 12 января 2022 года.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что на момент смерти Гурченкова А.Ю. истец не являлась его супругой и членом семьи, в связи с чем Гурченкова Т.В. не подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение данного вида пенсии и перечисленных в ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу, соглашается.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что истец, обладая статусом индивидуального предпринимателя, предпринимательскую деятельность фактически не осуществляла, каких-либо доходов не получала, основанием для отмены решения суда не являются.
При этом, само по себе несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции и данной судом оценкой доказательств и фактических обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой суда фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гурченковой Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи