Дело № 2-522/2021
УИД: 91RS0022-01-2020-004117-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2021 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Майоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаталовой ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права на завершение оформления права, понуждении совершить определенные действия, третье лицо МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым»,
у с т а н о в и л:
В декабре 2020 года Чаталова ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании за ней права на завершение оформления права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, кадастровый №, выделенный для строительства и обслуживания жилого дома, по адресу: <адрес> а также обязать ответчика принять и рассмотреть в течение 30-ти дней заявление о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав в собственность без торгов, начатого до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ гогда № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и <адрес> значения Севастополя».
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением 26 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ истцу утвержден акт выбора и обследования земельного участка площадью <данные изъяты> в <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома из земель Щебетовского поселкового совета и дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу данного земельного участка с последующей передачей его в собственность. Также была возложена обязанность в 6-ти месячный срок изготовить проект землеустройства по отводу земельного участка и предоставить на утверждение очередного заседания сессии Щебетовского поссовета. На протяжении 2008-2014 гг. разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка проходил процедуру согласования и не был утвержден по причинам, независящим от истца. С целью завершения оформления прав на земельный участок, истцом была заказана и оплачена в полном объеме работа по изготовлению межевого плана на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав. Однако администрацией г.Феодосии заявление истца возвращено без рассмотрения, поскольку решение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка с последующей передачей его в собственность было принято ранее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем казанное решение не соответствует требованиям.
При этом истец указывает, что решением 30 сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в части площади земельного участка и продлен срок действия решения до ДД.ММ.ГГГГ В свою очередь решением 54 сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № в Решение № внесены изменения в части категории земельного участка и продлен срок действия решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание участники процесса при надлежащем извещении не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало.
Ранее в судебных заседаниях, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представителем ответчика ДД.ММ.ГГГГ поданы письменные возражения на исковые требования (л.д. 62-64).
Суд, исследовав представленные суду доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением 26 сессии 5 созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № Чаталовой А.И. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью <данные изъяты> в <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома из земель Щебетовского поселкового совета, с последующей передачей в собственность.
Пунктом 3 указанного решения на Чаталову А.И. возложена обязанность в 6-ти месячный срок изготовить проект землеустройства по отводу земельного участка и предоставить на утверждение очередного заседания сессии Щебетовского поссовета (л.д.12).
Решением 30 сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, в решение 26 сессии 5 созыва № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, площадь земельного участка, на который разрешено составление проекта землеустройства изменена на <данные изъяты>, а также продлен срок действия решения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Решением 54 сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, продлен срок действия решения 26 сессии 5 созыва № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
На основании технического заключения и заключенного договора с ООО КП «Геоинформационный центр г. Феодосии» от ДД.ММ.ГГГГ и Чаталовой А.И. в 2011 года был подготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес> (л.д. 126-174).
Земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет, кадастровый №, категория земель – не установлена, вид разрешенного использования – данные отсутствуют, сведения об объекте имеют статус «временные» (л.д. 54-55).
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО2 обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым в рамках административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» и просил предоставить в собственность Чаталовой А.И. на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты>.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> на основании решения 26-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ.
Возвращая заявителю документы без рассмотрения о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, Администрация исходила из того, что предоставленное решение не является действующим, поскольку принято до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
При этом, закон четко ограничивает круг решений, на основании которых возможно завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ, а именно принятых с ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Следует отметить, что внесенные изменения в ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. №-ЗРК и Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым согласуются с действующим ранее законодательством Украины, так в соответствии с пунктом 3 Переходных положений Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства», решения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые и не исполненные до ДД.ММ.ГГГГ, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.
Таким образом, решения принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою юридическую силу еще до принятия Федерального конституционного закона №-ФКЗ по основаниям, установленным в Законе Украины от ДД.ММ.ГГГГ № -VI.
В рассматриваемом споре Чаталовой А.И. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка на основании решения 26-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. принятого до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, закон не связывает возможность реализации прав на завершение оформления прав на земельные участки с продлением сроков действий решений, выданных до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истца в Администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка в порядке завершения оформления прав на основании решения 26-й сессии 5-го созыва Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение утратило юридическую силу и оно является недействующим, требования истца не подпадают под условия, установленные ч. 1 ст. 13 Закона №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Также суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований в части понуждения Администрацию г. Феодосии принять и рассмотреть в течение 30 дней заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав в собственность без торгов, поскольку оснований для возникновения обязанностей у ответчика в данном случае не имеется, так как решение о признании действий незаконными в этой части судом не принималось и такие требования в исковом заявлении заявлены не были.
Кроме того, по мнению суда, истцом избран неверный способ защиты нарушенного права. В случае несогласия истца с возвратом Администрацией г. Феодосии Республики Крым документов по рассмотрению заявления Чаталовой А.И. в порядке завершения оформления прав на земельный участок, истец вправе обратится в суд с административным исковым заявлением о признании действий незаконными, в порядке Гл. 22 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чаталовой ФИО1 к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок и понуждении совершить определенные действия – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Стародуб П.И.