Дело № 2а-996/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 09 июня 2020 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Мартыненко В.М.,
при секретаре Гуркиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску к Спиридоновой Н.М. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску (далее - ИФНС России по г. Смоленску/Инспекция/административный истец/взыскатель) обратилась в суд с административным иском к Спиридоновой Н.М. (далее - административный ответчик/должник) о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в общей сумме 2 080,60 руб., сославшись на следующие доводы.
Спиридонова Н.М. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Смоленску в качестве налогоплательщика (ИНН №) и в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) и статьи 57 Конституции РФ, обязана к уплате законно установленных налогов и сборов.
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 №87-З «О транспортном налоге» (в редакции, действующей на момент начисления налога) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 указанного областного закона являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Порядок исчисления суммы налога следующий: (налоговая база*налоговая ставка)/12 месяцев* количество месяцев, за которое производится расчет.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей на спорный налоговый период) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В 2016-2017 г.г. Спиридонова Н.М. являлась собственником зарегистрированного на ее имя транспортного средства марки "<данные изъяты>", госрегномер №.
Поскольку начисленный транспортный налог за 2016-2017 г.г. не был уплачен в установленный срок в силу ст. 75 НК РФ начислены пени.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент начисления налога) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 400 НК РФ Спиридонова Н.М. является физическим лицом, обладающим правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно ст. 401 НК РФ, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
По причине того, что Спиридонова Н.М. в 2016-2017 г.г. являлась собственником недвижимого имущества, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ей - Спиридоновой Н.М. был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 976,00 руб., за 2017 год в размере 1 046,00 руб.
За несвоевременную уплаты налога в соответствии со ст. 75 НК РФ Инспекцией начислены пени на сумму недоимки по имущественному налогу.
Неисполнение обязанности по уплате налога явилось основанием направления в соответствии со ст. 45, ст. 69 НК РФ в адрес должника требования №11313 от 06.02.2018, требования №14138 от 21.01.2019, в которых сообщалось о наличии задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки.
До настоящего времени задолженность по транспортному и имущественному налогу не уплачена, в силу чего и на основании ст. 48 НК РФ Инспекция ФНС России по г. Смоленску обратилась к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Спиридоновой Н.М.
Вынесенный 27.12.2019 судебный приказ по делу № отменен определением мирового судьи от 10.02.2020 в связи с поступившими возражениями Спиридоновой Н.М. относительно исполнения судебного приказа.
Административный истец в своем заявлении указывает, что срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа истек, в связи с чем, ходатайствует о восстановлении пропущенного срока обращения на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в отношении Спиридоновой Н.М., мотивируя это тем, что в установленный Законом срок ИФНС России по г. Смоленску не имела возможности обратиться с заявлением к мировому судье по причине наличия большого объема работы у сотрудников юридического отдела Инспекции.
Загруженность сотрудников Инспекции выражалась в подготовке заявлений в мировые суды о вынесении судебных приказов в количестве 12 312 штук, в суды общей юрисдикции заявлений о взыскании задолженности по налогам и сборам в количестве 195 штук, к юридическим лицам о взыскании недоимки в количестве 8 штук, подготовки отзывов, пояснений, документов по исковым заявлением налогоплательщиков к Инспекции в количестве 118 штук.
По мнению административного истца согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд, может быть восстановлен.
На основании изложенного, Инспекция ФНС России по г. Смоленску просит суд восстановить срок на принудительное взыскание задолженности в отношении Спиридоновой Н.М., взыскать со Спиридоновой Н.М. задолженность по транспортному налога в сумме 1 523,57 руб., а именно: недоимку - 1 500,00 руб., пени - 23,57 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 557,03 руб., а именно: недоимку - 526,00 руб., пени - 23,57 руб. (л.д. 3-7).
Представитель административного истца ИФНС России по г. Смоленску Гончарова Е.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) не возражала против рассмотрения настоящего административного дела в отсутствии административного ответчика, поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, пояснив, что причины пропуска срока, указанные в административном иске, являются уважительными.
Иных дополнений и заявлений представитель административного истца не представил.
Административный ответчик Спиридонова Н.М., будучи своевременно и надлежаще извещенным о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства в суд не прибыл, явку своего представителя не обеспечил, какого-либо рода ходатайств суду не представил, своего отношения по заявленным требованиям не выразил (л.д. 31,33-34).
Учитывая мнение представителя административного истца, суд на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии административного ответчика.
Принимая во внимание мнение представителя административного истца, отсутствие каких-либо мотивированных возражений (отношения) со стороны административного ответчика по заявленным требованиям, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, а также пеней и штрафа.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению в установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 НК РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 359, 361, 362 НК РФ и статей 5, 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 года №87-3 «О транспортном налоге» на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 401 НК РФ имущество в виде иных зданий, строений, сооружений, помещений, расположенного в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.
В силу статьи 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы.
На основании положений статьи 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства и при исследовании письменных доказательств по делу установлено, что в 2016-2017 годах Спиридонова Н.М. являлась собственником зарегистрированного на ее имя транспортного средства марки "<данные изъяты>", госрегномер №, а также недвижимого имущества, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика - физического лица Спиридоновой Н.М., содержанием административного иска и направленных в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений (л.д. 3-7,17,18,20).
В соответствии с направленным в адрес Спиридоновой Н.М. 13.07.2017 налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику за 2016 год начислен транспортный налог в сумме 750,00 руб. и налог на имущество физических лиц в сумме 976,00 руб., со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 18).
За 2017 год Спиридоновой Н.М. начислен транспортный налог в сумме 750,00 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 1 046,00 руб., со сроком исполнения не позднее 03.12.2018, что отражено в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
О направлении настоящего налогового уведомления свидетельствует список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
В силу того, что Спиридонова Н.М. в установленные сроки не уплатила начисленный за 2016 год и 2017 год транспортный налог и налог на имущество физических лиц, Инспекцией ФНС России по г. Смоленску на основании ст. ст. 45,69 НК РФ направлено (выставлено должнику) требование №11313 от 06.02.2018, в соответствии с которым Спиридонова Н.М. в срок до 20.03.2018 была обязана уплатить задолженность по транспортному налогу за 2016 год в виде недоимки в размере 750,00 руб. и пени - 12,99 руб., а также задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в виде недоимки в размере 976,00 руб. и пени в размере 16,90 руб. (л.д. 12).
О направлении указанного требования свидетельствует список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
28.02.2019 Спиридоновой Н.М. направлено требование №14138 от 28.01.2019 о необходимости в срок до 11.03.2019 уплатить сумму недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 750,00 руб. и пени - 10,58 руб., а также сумму недоимки по имущественному налогу за 2017 год в размере 1 046,00 руб., пени - 14,75 руб. (л.д. 14).
Направление настоящего требования в адрес должника подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Доказательств, свидетельствующих о получении указанных налоговых уведомлений и требований административным ответчиком Инспекций ФНС России по г. Смоленску не представлено.
Неуплата в добровольном порядке задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц послужила основанием обращения ИФНС России по г. Смоленску к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности со Спиридоновой Н.М.
Заявление в мировой суд подано 19.12.2019 (л.д. 8 оборот).
Выданный 27.12.2019 судебный приказ по делу № был отменен определением мирового судьи от 10.02.2020 в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа (л.д. 10).
В соответствии с главой 32 КАС РФ ИФНС России по г. Смоленску обратилась 26.05.2020 в Заднепровский районный суд г. Смоленска с теми же административными требованиями и к тому же ответчику без нарушения установленных статьей 48 НК РФ сроков обращения с подобным административным иском.
Однако, при обращении Инспекции ФНС России по г. Смоленску к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Спиридоновой Н.М. пропущен шестимесячный срок обращения с подобным заявлением, который исходя из требования №14138 от 28.01.2019, истек 11.09.2019.
Административным истцом, при подаче настоящего иска, заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока предъявления заявления о взыскании задолженности по налогам в мировой суд, который истек.
Ходатайство мотивировано большой загруженностью сотрудников юридического отдела Инспекции ФНС России по г. Смоленску, связанной с подготовкой заявлений в мировые суды о вынесении судебного приказа, административных исковых заявлений для обращения в суды общей юрисдикции, а также ответов, пояснений и возражений по заявленным искам налогоплательщиков. Иных доводов суду не представлено, документально ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подтверждено.
При этом административный истец, ссылаясь на п. 3 ст. 46 НК РФ полагает, что пропущенный Инспекций срок для обращения в суд может быть восстановлен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, может быть восстановлен судом.
Однако, суд, опираясь на разъяснения Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 60) (иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления) не находит причины, перечисленные в административном иске, уважительными.
Помимо того, что в административном исковом заявлении не указаны уважительные причины, препятствовавшие обращению Инспекции в суд в установленный срок, в судебное заседание также не представлено доказательств пропуска этого срока по уважительной причине. При таких обстоятельствах, оснований для восстановления срока подачи заявления о взыскании не имеется.
В силу положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ в случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу с указанием в мотивировочной части только на установление судом данных обстоятельств.
Следовательно, заявление ИФНС России по г. Смоленску о взыскании со Спиридоновой Н.М. недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску к Спиридоновой Н.М. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.М. Мартыненко
Мотивированное решение составлено 22 июня 2020 года