Судья: Мехрякова Л.И.
Дело№ 33-6209
10.07.2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Валуевой Л.Б., Судей Хасановой B.C., Петуховой Е.В., При секретаре Горлановой Н.Н.,
рассмотрев 10 июля 2013 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 февраля 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кобец В.Н. к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Кобец В.Н. за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с января 2011 г. по июль 2012 г. с учетом индексации по июль 2012г. в размере ***руб.;
возложить на Военный комиссариат Пермского края обязанность, начиная с 01.08.2012 года, за счет денежных средств, выделяемых на эти цели, производить Кобец В.Н. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере ***руб. с последующей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В остальной части иска в удовлетворении исковых требований Кобец В.Н. отказать.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., заключение прокурора Кузнецовой С.Н. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кобец В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края о взыскании с ответчика, начиная с 01.01.2011г., ежемесячной денежной компенсации в размере ***руб., с последующей ее индексацией в соответствии с действующим законодательством; задолженности за период с июня 1998г. по март 2011г. в размере ***руб. за счет средств федерального бюджета; расходов на оплату юридических услуг в сумме *** руб.
Уточнив исковые требования, окончательно просил взыскивать с Военного комиссариата Пермского края, начиная с 01.08.2012г., ежемесячную денежную компенсацию в размере ***руб., с последующей ее индексацией в соответствии с действующим законодательством, сумму задолженности за период с 15 февраля 2001г. по июль 2012г. в размере ***руб. (л.д.31-38).
В обоснование заявленных требований истец указывал, что в период с 01.08.1987г. по 02.11.1987г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 15.10.1996г. ему впервые установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 50% вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту - ЧАЭС), с 06.09.2006г. данная группа инвалидности установлена бессрочно, потери трудоспособности определена в 60%. 20.12.2010г. принято Постановление Конституционного Суда РФ № 21-П, в котором восстановлены права военнослужащих чернобыльцев на получение сумм возмещения вреда здоровью. В связи с изменением в правовом регулировании, обусловленным принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 г. № 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Статьёй 3 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 02.06.1998г. (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ утратили силу) по 15.02.2001г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов, определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного Предписания Правительством РФ от 08.06.2001г. № 455 утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата недополученной денежной компенсации в возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, производится за период со 02.06.1998г. по 15.02.2001г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Конституционный Суд постановил: признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении 01.12.1997г. № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты трудоспособности). В пункте 5 Постановления от 14.12.2000г. № 35 разъясняется порядок индексации сумм возмещения вреда, причинённого инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, за период с февраля 1997 года до января 2001 года включительно. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы за этот период исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 01.07.2000г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся. Вместе с тем, исходя из ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), предусматривавшей защиту от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, суд вправе проиндексировать эти суммы с учетом индекса роста потребительских цен, определяемом в порядке, установленном ст. 3 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Таким образом, специальной нормой, регулирующей индексацию сумм возмещения вреда, является ч. 3 ст. 5 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1. Она же отсылала к Закону РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1, котором было предусмотрено: индексация представляет собой механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Целью индексации является поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Она может сочетаться в некоторых случаях и заменяться с иными методами государственного регулирования доходов населения граждан, в частности с пересмотром уровня оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2011г. № 5-ФЗ возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15.02.2001г. вместо ежемесячных сумм возмещение вреда так же выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако, если размер компенсации, установленный п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) РФ на очередной финансовый год. Если была произведена индексация в период с февраля 1997 года до 01.07.2000г. указанных сумм на основании базового Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000г. по 01.01.2001г. Первоначальная ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна быть рассчитана исходя из денежного довольствия, в которое включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному к дню увольнения со службы, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная исходя из этих окладов. При этом, указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимались в размерах, действующих на день выплаты. Выплата проиндексированных сумм производится ежемесячно по месту получения дохода, начиная с месяца, следующего за тем, в котором опубликован индекс потребительских цен (по истечении календарного год сумма выплат (суммы индексации) включаются в состав соответствующих «базовых (минимальных)» выплат. Средствами для индексации являются ассигнования из бюджета, на котором лежит обязанность финансирования «базовых» выплат, т.е. индексация выплачивается с момента превышения роста индекса потребительских цен более чем на 6%. В соответствии со ст. 15 ПК РФ истец, право которого нарушено, также требует полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В Постановлении Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П более детально обоснована необходимость применения индексации. В Постановлении КС от 13.12.2003г. № 468 указано, что введение индексации вызвано необходимостью защиты собственности граждан, неприменение индексации органами государственной власти влечет нарушение конституционных прав граждан РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона предусматривалась зашита от инфляции сумм во вреда здоровью, государственных пенсий, пособий, компенсаций и иных установленных данным Законом выплат, в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. Первая индексация может быть произведена с 01.07.2000г. до 01.01.2001г. на основе ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда», индексация производится, исходя из минимального размера оплаты труда равного 1,581 (132/83,49) и с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200/132). В связи с принятием ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» такой порядок изменился. Согласно ч. 3 ст. 2 данного Закона размер выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, денежных компенсаций, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышается пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Согласно Постановлений Пленума Верховного суда РФ и иных разъяснений, суммы в возмещение вреда здоровью должны быть проиндексированы с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001г. с учетом коэффициента, пропорционального увеличению минимального размера оплаты труда, с 2002г. по 2004г. исходя из величины прожиточного минимума, и с 2005г. с учетом уровня инфляции.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен.
Ответчики: Военный комиссариат Пермского края и Министерство финансов РФ представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным. В жалобе указывается, что поскольку ранее Кобец В.Н. за назначением возмещения вреда, исходя из размера денежного довольствия, в Военный комиссариат Пермского края не обращался, то в связи со вступлением в силу Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ размер компенсации вреда здоровью ему был установлен в твердой денежной сумме и выплачивается по настоящее время согласно требованиям действующего законодательства. Военный комиссариат Пермского края является ненадлежащим ответчиком по иску Кобец В.Н., поскольку истец на сегодняшний день не является военнослужащим, надлежащим ответчиком являются органы социальной защиты населения, или другие государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 года № 21 - П не применимо по данному делу, поскольку из материалов личного дела следует, что сам Кобец В.Н. в Конституционный Суд РФ с подобным заявлением не обращался.
Прокурор Пермского края в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется выплата денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Согласно пункту 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федеральных законов от 24.11.1995г. №179-ФЗ, от 07.08.2000г. №122-ФЗ, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже 700 рублей.
Однако, право военнослужащих на получение компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, было ограничено статьей 29 этого же Закона. В связи с чем, в Постановлении от 01.12.1997г. №18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционный Суд Российской Федерации признал за военнослужащими, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет. При этом указал, что порядок возмещения вреда, определенный п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен в ст. 1085 ГК РФ и в Правилах возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Федеральный закон от 12.02.2001г. №5-ФЗ внес изменения и дополнения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым было установлено возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в виде ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. Статьей 2 указанного Федерального закона было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Статьей 3 этого же Федерального закона было предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. №18-П. Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 г. №455 и Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 г. № 629 было предусмотрено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Из материалов дела следует: истцу Кобец В.Н.связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, 10.10.1996г. установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 50%. 06.09.2006г. повторным переосвидетельствованием истцу установлена 3 группа инвалидности бессрочно с утратой трудоспособности 60 %, что подтверждается удостоверением, извещением о заключении Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Последнему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, что подтверждается материалами дела.
19.06.2001г. Кобец В.Н. обратился в Военный комиссариат с заявлением о выплате ему с марта 2001г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере *** руб. в соответствии с ФЗ от 12.01.2001г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как следует из личного дела военнослужащего КВ-46237, за период 02.06.1998г. по 14.02.2001г. истцу единовременно выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере *** руб., исходя из суммы *** рублей в месяц и 50% степени утраты трудоспособности -15.05.2002 г. на основании поручения №391771, в соответствии с Постановлением Правительства РФ -№ 455 от 08.06.2001г. «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы». Данные компенсационные выплаты произведены всем пострадавшим военнослужащим, право на возмещение вреда здоровью которых в зависимости от утраты трудоспособности и размера денежного довольствия было признано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 18-П от 01.12.2007г.
31.03.2003г. Кобец В.Н. поручением № 714657 за период со 02.06.1998г. по 14.02.2001г. единовременно перечислена и выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере *** руб., исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, действующих на день выплаты компенсации (личное дело).
Ежемесячно Кобец В.Н. выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе с 15 февраля 2001г. - *** руб., с марта по апрель 2001г. - *** руб., с января по декабрь 2002г. - *** руб., с января по декабрь 2003г. - *** руб., с января но декабрь 2004г. - *** руб., с января по июнь 2005г. -*** руб., с июля по декабрь 2005г. - *** руб., с января по июнь 2006г. - *** руб., с июля по декабрь 2006г. - *** коп., с января по апрель 2007г. - *** руб., с мая по декабрь 2007г. -*** руб., с января по март 2008г. - *** руб., с апреля по октябрь 2008г. - *** руб., с ноября по декабрь 2008г. - *** руб., с января по сентябрь 2009г. - *** руб., с октября по декабрь 2009г.
- *** руб., с января по март 2010г. - *** руб., с апреля по декабрь 2010г. - *** руб., с января по декабрь 2011г. - *** руб., с января 2012г. - *** руб., без применения индексов МРОТ и роста величины прожиточного минимума, но с частичной индексацией по индексам инфляции 06.07.2005г. в размере *** руб. (за период с 19.06.2002г. по 30.06.2005г.); 30.06.2006г. - *** руб. (за 2005г. по 30.06.2006г.); 04.05.2007г. -*** руб. (за 2005г. по 30.04.2007г.).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.11.2010 г. по делу № 2-4309/2010 г. Кобцу В.Н. было отказано в удовлетворении иска к Военному комиссариату Пермского края о взыскании суммы денежной компенсации за период с февраля 2001г. по декабрь 2009г.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06.02.2012г. Кобец В.Н. отказано в удовлетворении иска к Военному комиссариату Пермского края, Министерству финансов РФ о взыскании суммы денежной компенсации.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 06.02.2012г. производство по делу по иску Кобец В.Н. к Военному комиссариату Пермского края. Министерству финансов РФ в части взыскании компенсации в возмещение вреда здоровью за счет средств, выделенных на эти цели за период с 15.02.2001г. по 31.12.2009г. прекращено.
Определениями Пермского краевого суда от 25.07.2012г. решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.02.2012г. отменено, принято новое решение, которым с Военного комиссариата Пермского края в пользу Кобец В.Н. за счет средств, выделенных на эти цели, взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 31.12.2010г. в размере ***руб.; возложена обязанность, начиная с января 2011г. взыскивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере ***руб. С Военного комиссариата Пермского края в пользу Кобца В.Н. взыскано *** руб.
-расходы на оплату услуг представителя. Определение Ленинского районного суда г. Перми от 06.02.2012г. отменено, дело направлено в Ленинский районный суд г. Перми для разрешения по
существу.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 29.11.2012г. Кобцу В.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Пермского края. Министерству финансов РФ о взыскании суммы денежной компенсации за период с 15 февраля 2001г. по 20.12.2010г.
Установив обстоятельства дела, праонализировав предсталвенные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Вывод суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5 - ФЗ признана не противоречащей Конституции РФ, однако Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления вышеуказанного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Таким образом, Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. N 21-П подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления Федерального закона N 5-ФЗ в силу, на получение ежемесячных денежных компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 года № 21 - П не применимо по данному иску, поскольку сам Кобец В.Н. в Конституционный Суд РФ с подобным заявлением не обращался, не могут быть приняты во внимание, поскольку конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2010 года № 21-П, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике, а выраженная в данном Постановлении правовая позиция подлежит учету правоприменительными органами с момента его вступления в силу, то есть с 20.12.2010 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на органы социальной защиты населения не возложена обязанность по выплате предусмотренных названным законом компенсаций военным пенсионерам. Из материалов дела видно, что Кобец В.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, выплаты возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, производит ему Военный комиссариат Пермского края, то есть истец относится к той категории граждан, которым данные выплаты производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Отдел социальной защиты населения не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не производит истцу указанных выплат. Расчет и выплаты компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие выполнения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, лицам, уволенным с военной службы, производит Военный комиссариат, и именно Военный комиссариат Пермского края является надлежащим ответчиком.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене либо изменению решения суда, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: