Решение по делу № 33а-1753/2019 от 11.02.2019

Дело № 33а-1753/2019    город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:    председательствующего Коноплевой И.А.

    судей         Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,

    при секретаре     Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2019 года дело по административному иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, по апелляционной жалобе Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2018 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, уточнив требования, просит признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А., возложить на Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А. Ссылаясь, что в ходе проведенной прокуратурой Солнечного района проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, установлено, что депутатами городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Фоминых И.Я. и Белокрыловым А.А. не исполнена обязанность по предоставлению сведений о доходах (расходах) об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) за 2017 год. Вместе с тем, решение представительного органа местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий указанных выше депутатов до настоящего времени не принято. Несвоевременное принятие решения представительного органа местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий депутата нарушает базовые принципы противодействия коррупции, а также создает риск совершения коррупционных нарушений.

Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 29.10.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Хабаровского края.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 14.12.2018 года требования удовлетворены.

Бездействие Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А., признано незаконным.

На Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А..

В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» - Заморока А.Н. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку решение суда не может быть исполнено, в связи с тем, что решениями Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» от 27.12.2018 № 79 и №80 досрочно прекращены полномочия депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А. по другим основаниям, нежели указанным в решении суда.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Хабаровского края – Ширяева А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Доськова Т.Ю. с апелляционной жалобой не согласилась, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом № 131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 указанного выше закона лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3.12.2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7.05.2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (ст.ст. 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года №559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральный законом о противодействии коррупции в ч.4 ст.5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как следует из предписаний ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в ч.10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч. 11).

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п.п.1, 2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Как установлено судом, в результате выборов в муниципальном образовании городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» от 10.09.2017 года Фоминых И.Я. и Белокрылов А.А. избраны депутатами Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный».

Прокуратурой Солнечного района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения закона, а именно, установлено, что депутатами городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Фоминых И.Я. и Белокрыловым А.А. не исполнена обязанность по предоставлению сведений о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) за 2017 год.

17.07.2018 года в адрес Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района направлено представление об устранении нарушений требований антикоррупционного законодательства, с требованием о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А.

03.10.2018 года на представление прокурора от Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района поступил ответ об отказе в удовлетворении требований прокурора о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А., в связи с отсутствием оснований для рассмотрения Советом Депутатов вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов.

Суд первой инстанции, установив приведенные фактические обстоятельства, пришел к правильному заключению об удовлетворении административного искового заявления, поскольку заявленные требования прокурора законны и обоснованны, так как не предоставление депутатами Фоминых И.Я. и Белокрыловым А.А. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов является основанием для досрочного прекращения их полномочий, в связи с чем, бездействие Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» по непринятию такого решения незаконно.

Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, данный вывод суда в решении мотивирован, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.

Доводы административного ответчика об отмене судебного решения и прекращении производства по делу, в связи с прекращением статуса депутатов Фоминых И.Я. и Белокрылова А.А. по иным основаниям, чем указано в решении суда, не могут повлиять на отмену решения, поскольку на момент принятия судом решения Советом депутатов вопрос о прекращении депутатами полномочий решен не был, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований прокурора. Кроме того, указанные административным ответчиком доводы не влияют на существо рассматриваемого дела, а могут быть учтены лишь при исполнение решения суда.

При таком положении судебная коллегия считает решение суда законным, доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права, несостоятельными и не влекущими отмену обжалуемого судебного акта.

    Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Солнечный», без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий     Коноплева И.А.

Судьи                                 Герасимова О.В.

    Позднякова О.Ю.

33а-1753/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Солнечного района Хабаровского края
Ответчики
Совет депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный"
Другие
Правительство Хабаровского края
Белокрылов Андрей Александрович
Фоминых Ирина Яковлевна
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Позднякова Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
12.02.2019Передача дела судье
13.03.2019Судебное заседание
15.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее