№RS0№-97
ДЕЛО №а-1320/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 09 сентября 2020 года.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ступинский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Австриевских А.И., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ступинский городской суд <адрес> с исковым заявлением к администрации городского округа <адрес> о незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № И8-21/4432 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов»; о возложении обязанности по заключению договора аренды в отношении земельного участка площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером 50:33:0030219:332, расположенного по адресу: <адрес>, д. Девяткино, <адрес>, уч.6.
Свои требования обосновывает тем, что в 2013 году произошел пожар в жилом доме, где находилась принадлежащая ей на праве собственности квартира. В связи с тем, что она осталась без жилья, постановлением администрации от 02.09.2013г №-п ей был предоставлен в аренду земельный участок для строительства жилого дома. Затем договор аренды был продлен до 30.08.2015г. Постановлением от 03.12.2014г №-п была утверждена схема расположения земельного участка, участок поставлен на кадастровый учет. Строительство на указанном земельном участке истец начала с возведения хозблока, который зарегистрировала в установленном порядке. Обратившись вновь за продлением договора аренды, ей в устной форме было разъяснено, что выделенный ей земельный участок налагается на земли лесного фонда. После того, как были устранены наложения спорного земельного участка с землями лесного фонда, истец вновь обратилась с заявлением о продлении договора аренды земельного участка, однако получила отказ. С принятым решением истец не согласна по следующим основаниям: договор аренды не был продлен своевременно не по ее вине; она не имела возможности строить жилой дом не продлив договор аренды земельного участка; на земельном участке имеется хозяйственное строение; земельный участок выделялся целенаправленно истцу под строительство жилого дома, поскольку ее квартира сгорела.
Определением суда от 22.07.2020г на основании ст.33.1 ГПК РФ суд перешел к рассмотрению дела по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка, по правилам административного судопроизводства (л.д.3).
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердили, настаивали на удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО5 требования не признала, просила в иске отказать по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д.139-144).
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании разрешение требований ФИО1 оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Комитета лесного хозяйства <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании разрешение требований ФИО1 оставила на усмотрение суда, представив письменные пояснения.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений <адрес>, в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления в силу нижеследующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободыи законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Вопросы предоставления земельных участков по заявлениям граждан регламентированы нормами ЗК РФ.
В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Ступинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 сроком на один год предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Девяткино, <адрес>, уч.6, из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка, на срок 02.09.2013г по 31.08.2014г (л.д.18-19,20).
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Девяткино, <адрес>, уч.6, на срок с 01.09.2014г по 30.08.2015г (л.д.21-22).
В соответствии с пунктом 2.4.2 указанного договора аренды, арендатор обязан использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением, указанным в пункте 1.1 договора, то есть для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации Ступинского муниципального района <адрес> от 03.12.2014г №-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Девяткино, <адрес>, уч.6, с категорией земель «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.23).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19.12.2014г, ему присвоен кадастровый № (л.д.25-28).
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое здание – хозблок, площадью 4,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Девяткино, <адрес>, уч.6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН (л.д.24,38-40).
07.02.2019г ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов», в отношении земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0030219:332. 26.02.2019г администрацией городского округа <адрес> принято решение № И2-21/1081об отказе в предоставлении указанной государственной услуги в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (на земельном участке отсутствуют зарегистрированные объекты капитального строительства, договор аренды земельного участка окончил свое действие в 2015 году, цель предоставления земельного участка (для веденияличного подсобного хозяйства) не достигнута) (л.д.65,66,67).
Аналогичное решение принято администрацией городского округа <адрес> по заявлению ФИО1 14.06.2019г №И6-21/3173 (л.д.70-72,73-74).
Указанные решения администрации городского округа <адрес> ФИО1 не обжаловала.
22.07.2019г ФИО1 вновь обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов», в отношении земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0030219:332 (л.д.78).
09.08.2019г администрацией городского округа <адрес> принято решение № И8-21/4432 об отказе в предоставлении указанной государственной услуги в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (на земельном участке отсутствуют зарегистрированные объекты капитального строительства, договор аренды земельного участка окончил свое действие в 2015 году, цель предоставления земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства) не достигнута); наложение границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) (л.д.80-81).
Указанное решение получено административным истцом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о выдаче документов (л.д.82).
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
Пропуск срока обращения в суд истец ФИО1 обосновывает тем, что ранее ею подавались иски к указанному ответчику, однако определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ иски оставлялись без движения, а затем были возращеныпо причине не исполнения требований суда, изложенных в определении (л.д.83,88).
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
По мнению суда, в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме этого суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 ввиду следующего.
Особенности заключения договоров аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды установлены статьями 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пп. 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, может быть заключен без проведения торгов только в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с условиями, предусмотренными п. 3 и п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ.
Пунктом 3 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что граждане, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, в том числе в случае, если земельный участок предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 ст. 39.12 ЗК РФ).
На основании п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ;на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные пп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» ФИО1 обратилась 22.07.2019г, то есть спустя болеетрех лет после окончания срока действия договора от 01.09.2014г №.
Положениями пп.1 ст.39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием предусмотрена ст. 42 ЗК РФ.
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
На спорном земельном участке расположен объект: хозблок, назначение: нежилое, площадь 4,2 кв.м.; объектов капитального строительства на указанном земельном участке не значится.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Возведенный ФИО1 объект недвижимости - хозблок, не указан в статье 39.20 ЗК РФ наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок без проведения торгов.
Таким образом, наличие на спорном участке принадлежащего административному истцу на праве собственности хозблока в соответствии с положениями ЗК РФ не предполагает ее право на получение в аренду данного земельного участка без проведения торгов; создание данного объекта не являлось целью использования земельного участка при передаче его в аренду, данный объект не имеет самостоятельного функционального значения, носит вспомогательный характер.
При указанных обстоятельствах оспариваемое административным истцом решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, принято в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на ином толковании закона применительно к установленным фактическим обстоятельствам и отклоняются судом как необоснованные.
При указанных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1, учитывая также пропуск административным истцом срока обращения в суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеФИО1 к администрации городского округа <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № И8-21/4432 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов»; о возложении обязанности по заключению договора аренды в отношении земельного участка площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером 50:33:0030219:332, расположенного по адресу: <адрес>, д. Девяткино, <адрес>, уч.6 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Австриевских А.И.