Судья – Литвин О.В. Дело № 2-7/2018-33-1098/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2018 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Котовой М.А.,
судей – Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,
при секретаре – Дмитриевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2018 года по докладу судьи Тарасовой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Сунгуровой М.В. на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 14 февраля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Сунгурова М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Федорковского сельского поселения, который после дополнения сформулировала требованиями об установлении границ принадлежащего ей земельного участка, признании недействительным межевания земельного участка, переданного в аренду Яковлевой Н.И., признании недействительным договора аренды земельного участка, исправлении кадастровой ошибки, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 2000 кв.м, расположенный на <...>. Ответчик, без согласования с ней, сформировал и передал Яковлевой Н.И. в аренду земельный участок, расположенный в границах принадлежащего истице земельного участка.
Судом в качестве соответчиков привлечены к участию в деле Администрация Парфинского муниципального района, Яковлева Н.И., а также собственники иных смежных земельных участков: Бушев Ю.П., Барышнина О.А., Николаева М.Е., Меленков М.Я., Соколова Л.С., Курочка Е.А., Леонтьев А.С.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 14 февраля 2018 года иск Сунгуровой М.В. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сунгурова М.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, полагая, что выводы суда противоречат закону и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на доводы иска.
Возражая против доводов жалобы Администрация Парфинского муниципального района и Яковлева Н.И. просят решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы Сунгуровой М.В., поддержавшей жалобу, ответчицы Яковлевой Н.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей на момент проведения межевания земельного участка, арендованного Яковлевой Н.И., местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.9 ст.38).
По правилам статьи 39 приведённого Закона согласование местоположения границ требуется с лицами, обладающими правами на смежные земельные участки в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, Сунгурова М.В., на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 3 ноября 2015 года, является собственницей земельного участка с кадастровым номером <...> декларативной площадью 2000 кв.м. с разрешённым использованием для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.
Границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. На участке расположен одноэтажный жилой дом площадью 52,5 кв.м., принадлежащий истице.
Яковлева Н.И., на основании договора долгосрочной аренды (на 49 лет) от 28.06.2012г., заключённого с Администрацией Парфинского муниципального района, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 285 кв.м, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...>. Данный участок прилегает к земельному участку, принадлежащему Яковлевой Н.И. на праве собственности.
Границы данного земельного участка установлены по результатам межевания, в соответствии с межевым планом от 25.05.2012г.
В связи с тем, что местоположение на местности земельного участка истицы не было определено, в межевом плане от 25.05.2012г. указанный участок в качестве смежного обозначен не был.
Таким образом, из вышеперечисленных обстоятельств следует, что Сунгурова М.В. приобрела земельный участок с уже установленной в качестве смежной границы земельного участка, находящегося в аренде у Яковлевой Н.И.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 7 декабря 2017 года, сформировать земельный участок, принадлежащий истице, с учетом ранее установленных границ смежных землепользователей, в том числе установленных границ земельного участка арендованного Яковлевой Н.И., возможно с отступлением от его конфигурации, изображенной на схематичном плане земельного участка в техническом паспорте.
Из схемы, являющейся составной частью указанного экспертного заключения, видно, что с трёх сторон земельный участок истицы граничит с несформированными земельными участками.
Таким образом, права истицы расположением земельного участка ответчицы не нарушены. Сунгуровой М.В. не утрачена возможность сформировать принадлежащий ей земельный участок с максимальным сохранением его площади с учётом установленных границ земельного участка Яковлевой Н.И.
При таких данных, учитывая, что данное экспертное заключение сторонами не оспаривалось, вывод суда об отклонении иска соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам.
Ссылки истицы на примерную схему земельного участка, отображённую в техническом плане на жилой дом, являются несостоятельными, поскольку единственным документом, подтверждающим конкретное расположение на местности земельного участка и координаты прохождения его границ, в силу ст.37 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственной кадастровой деятельности», является межевой план. Указанный Сунгуровой М.В. документ является недопустимым доказательством, а потому правомерно не был принят судом во внимание.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств дела, а потому они не служат основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сунгуровой М.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Котова М.А.
Судьи: Реброва И.В.
Тарасова Н.В.